Статьи

Rzeczpospolita: прошло два года — и все карты в Сирии на руках у Путина

Всё указывает на то, что гражданская война в Сирии близится к концу, пишет журналист Петр Ендрощчик. Вооружённая оппозиция страны понесла сокрушительное поражение, лишившись почти всех союзников. На предстоящих в Женеве многосторонних мирных переговорах все козыри однозначно у Путина, считает польский автор.

Как пишет в своей статье польский журналист Петр Ендрощчик, гражданская война в Сирии близится к концу, и перед очередным раундом мирных переговоров в Женеве вооружённая оппозиция едина как никогда и подвержена влиянию Путина, рассказывает автор.

«Почву для новых женевских переговоров подготовил Владимир Путин. Это он спустя два года после начала военной операции раздаёт карты в этой стране», — подчёркивает журналист. В октябре в Москве гостил глава Саудовской Аравии, которая до сих пор была главным финансовым тылом вооружённой оппозиции Сирии. Недавно в Сочи президент России принимал Башара Асада, а сразу после него — лидеров Ирана и Турции. Он заявил, что вовлечённость России позволила достичь прогресса в политическом урегулировании конфликта. В такой атмосфере в Женеве пройдёт встреча между так называемой вооружённой коалицией, посланниками Асада и представителем ООН Стаффаном де Мистурой.

«Продолжающиеся с 2014 года встречи в этом формате происходят совершенно при других обстоятельствах», — уверен журналист. Гражданская война в Сирии приближается к концу. Вооружённая оппозиция, которая выступила против режима Асада на волне «арабской весны», понесла сокрушительное поражение. Она, правда, ещё контролирует немногочисленные, не имеющие военного значения анклавы на юго- и северо-западе страны и внесла свой небольшой вклад в успех курдских Отрядов народной самообороны YPG, которые контролируют достаточно большую территорию на севере Сирии, в полосе, граничащей с Турцией. «Одновременно самопровозглашённый халифат так называемого Исламского государства* догорает. Большая часть Сирии, включая большие города, находится под контролем армии Асада», — объясняет автор.

«Вооружённая оппозиция была разбита не только на поле сражения, но и в политическом плане», — подчёркивает польский журналист. И несмотря на это 23 её представителя участвуют в очередном раунде переговоров в Женеве. «Но это уже не те люди, что прежде», — добавляет он. Их выбрали на недавней встрече трёх самых важных оппозиционных групп в Эр-Рияде. Там был создан Объединённый комитет, в состав которого вошли представители и Национального комитета, то есть непримиримой оппозиции, и так называемой каирской и московской группы. Обе группы готовы сотрудничать с Россией. Новый глава Высокого комитета по переговорам, состоящего из 23 человек, Наср аль-Харири повторяет, что будет требовать отставки президента Асада в качестве условия запуска процесса послевоенной трансформации, но это лишь фигура речи, считает автор.

«Оппозиция уже не может рассчитывать на поддержку ни Турции, ни Саудовской Аравии, не говоря уже о США, которые давно вышли из игры», — объясняет изданию Rzeczpospolita Надим Шехади, эксперт бостонской Fletcher School of Law and Diplomacy. Это означает, что Асад не отдаст власть и активно будет участвовать, по крайней мере, на протяжении какого-то времени, в процессе сирийской трансформации, отмечает автор.

Саудовская Аравия смирилась с поражением вооружённой оппозиции. Как и Турция, которая, однако, имеет совершенно иную проблему в виде стремления сирийских курдов к независимости. При этом последние находятся в союзе с Рабочей партией Курдистана, признанной Анкарой, ЕС и США террористической организацией.

«С минуты на минуту Вашингтон откажет в своей поддержке Отрядам народной самообороны YPG на севере Сирии, пытаясь избежать ухудшения отношений с Турцией», — считает Надим Шехади. Курды были нужны США, прежде всего, для борьбы с самопровозглашённым халифатом. Администрация Трампа убеждена в том, что в военном плане уже ничего нельзя сделать для поддержки вооружённой оппозиции.

Тем временем из данных ООН следует, что в Сирию уже вернулось по крайней мере 720 тыс. беженцев. Однако до сих пор в принудительной эмиграции находится около 5,5 млн сирийцев. 13 млн граждан этой страны нуждаются в срочной гуманитарной помощи, из них 5,6 млн не имеют постоянного доступа к питанию и лекарствам, резюмирует в издании Rzeczpospolita польский журналист Петр Ендрощчик.

* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Источник

Фото Reuters

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.