Генпрокурор Украины Юрий Луценко на днях дал весьма примечательное интервью газете Bild, ознакомив немецких читателей с собственной трактовкой Минских соглашений. Тех самых, кстати говоря, по которым Германия выступает одной из стран-гарантов — т.е. должна, казалось бы, следить за тем, чтобы стороны вольно не интерпретировали имеющиеся договоренности.
Но в данном случае западная «свобода слова» вкупе с непомерными амбициями украинского чиновника засветиться в самом тиражном бульварном издании ФРГ, вышли генпрокурору боком. И даже не потому, что Луценко опять заявил о присутствии на Донбассе российских войск — песню эту представители киевского режима поют при каждом удобном случае. Особенно, для западной аудитории.
Генпрокурор «прокололся» на другом. Он отверг саму возможность предоставления амнистии ополченцам Донбасса и мирного урегулирования конфликта на Юго-Востоке.
При том, что пятый пункт «Минска-2» как раз требует от Киева «обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины».
Луценко ждет, что сорок тысяч «сепаратистов» сложат оружие, признают вину и подадут индивидуальные заявления о помиловании. А уж украинский суд, со своей стороны, изучит каждое дело в отдельности и решит, «кто заслуживает прощения, а кто — нет».
Понятно, он не стал рассказывать о том, что украинская Фемида давно сорвала с глаз повязку, как символ беспристрастности — есть вещи, о которых лучше не распространяться перед европейцами.
Но откровенность главного законника «незалежной» все равно оказалась без тормозов. Поскольку все ранние заявления президента Порошенко о том, что украинская сторона «Минск-2» выполнила на 95%, Луценко этим своим интервью фактически дезавуировал на все сто.
То есть, он не только сам публично «расчехлился» перед западной аудиторией. Он озвучил то, что руководство страны держит в уме, но, видимо, стесняется сказать…
Вопрос: когда Запад возмутится и заголосит, что пора вводить санкции против властей Украины?
— Для начала я бы напомнил, что Луценко хоть и генпрокурор, но человек без высшего юридического образования. Поэтому его правовая культура весьма сомнительна, — комментирует ситуацию глава фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия», политолог Алексей Кочетков. — Он очень плохо себе представляет, что такое амнистия, как это происходит. К тому же, слывет человеком сильно пьющим, как и сам президент. Поэтому вполне мог это заявление сделать в состоянии некоего аффекта. Мы же помним скандальную историю о том, как немецкая полиция задержала Луценко в аэропорту Франкфурта за пьяный дебош.
— Это случилось, кажется, весной 2009 года, и в то время он был в должности министра внутренних дел Украины. Что интересно, именно журналисты Bild придали тогда этот случай гласности…
— Что весьма показательно. И лишний раз доказывает, что киевский генпрокурор не только человек плохо образованный, но и не вполне адекватный. Как, собственно говоря, и значительная часть нынешнего политического истеблишмента Украины.
При этом Луценко сделал очень показательное заявление, которым подтвердил, что украинская верхушка никогда Минские соглашения выполнять не собиралась. Это была для них только возможность оттянуть неминуемый военный крах.
Они и сейчас продолжают играть свою игру, но у них мало что из этого получается. Потому что действительность ничего не имеет общего с той вымышленной реальностью, в которой они предпочитают находиться.
Что касается санкций со стороны Европы, то их не будет. Украина — это их клиент, инструмент и марионетка. И, конечно, своих они не будут наказывать.
Ни в Париже, ни в Берлине, ни в Европе в целом давно не верят в возможность реализации Минских соглашений. Просто тянут время, рассматривая эти соглашения, как некий элемент пропагандистской войны и повод для оказания давления на Россию.
— А как же важнейшие ценности западной демократии? Как же главенство права? Киев за два с лишним года ничего не сделал для реализации «Минска-2», а европейские гаранты — даже ради сохранения собственного лица — ему ни разу публично не указали на это жестко. Почему?
— Главенством права там и не пахнет. Это все декларации. Иначе бы Запад вообще не имел дел с этими людьми, пришедшими к власти незаконным путем. Никаких.
И о каком можно говорить главенстве права на Украине, если на улицах убивают журналистов, а пойманных убийц потом выпускают под подписку о невыезде. Нет никакого главенства права на Украине, и Европа на это смотрит сквозь пальцы.
А вспомните, что творил Запад в Югославии… И какое «главенство права» было там, когда прокурор Карла Дель Понте, обвинявшая во всех смертных грехах сербов потом, уже лишившись поста, сказала: «Да, мы знали, что албанцы продавали сербов на органы, знали, какие бесчинства творились. Но у нас были связаны руки». То есть шельмовать и бомбить сербов, было можно, а сказать правду — руки связаны.
Та же самая история повторяется здесь. Абсолютное плутовство. Все прекрасно понимают, что Украина никогда не собиралась выполнять Минские соглашения. Но рассчитывали, что смогут, как в конце 80-х начале 90-х гг., обвести вокруг пальца российскую дипломатию. Не вышло. Обмануть никого не удалось. Поэтому сейчас даже хорошую мину при плохой игре никто не старается делать — ну, ляпнул и ляпнул. Как говорится, подайте на нас в суд.
— Получается, мы существуем как бы в двух разных измерениях. Как тогда договариваться?
— Ничего из этого не получится. Я считаю, что давно пора эту историю с Минскими соглашениями заканчивать. ДНР и ЛНР довольно далеко продвинулись в создании собственной государственности. Их нужно признавать как независимые государства. И нужно поднимать вопрос о том, чтобы этим государствам вернули территории, которые сейчас оккупированы Украиной — те части Донецкой и Луганской областей, где стоят части ВСУ и карательные националистические батальоны.
— Но мы продолжаем говорить о безальтернативности Минска, тем не менее… Хотя понимаем, что ни Киев, ни Вашингтон, ни НАТО в мирном Донбассе не заинтересованы…
— В данном случае, мяч на той стороне. Мы, конечно, все понимаем. Но Западу, по большому счету, плевать, кто и о чем подумает. Все СМИ там, можно сказать, полностью контролируются сторонниками конфронтации с Россией. Москва по всем виновата — вот их формула. Так они накачивают собственное население, делая нас виновными уже и в том даже, что у них беженцы по улицам толпами хотят.
Мы продолжаем пытаться найти с ними какой-то общий язык. Они — не хотят этого. Рассчитывают, что у нас в конечном итоге опустятся руки — дожали же Советский Союз… Теперь думают, что Россию так же дожмут.
Давить, давить, давить — вот политика Запада по отношению к России. Надеются, что у нас снова появится какой-нибудь новый Горбачев, который сдаст все с потрохами до Урала. И на этом все закончится к всеобщей радости Запада и наших либералов.
Но этого не будет. Россия слишком сильно изменилась. Кардинально. Народ другой. Отношение власти и народа — другие. Самоощущения другие. Поэтому, я думаю, второй «перестройки» уже не получится.
Руководитель Института современного государственного развития Дмитрий Солонников не считает все же, что заявление Луценко можно расценивать, как официальный отказ Киева от Минских договоренностей:
— Официально украинские власти не вышли из соглашений по мирному урегулированию в Донбассе. Заявлений, что эти соглашения не являются больше приоритетными и не рассматриваются руководством страны в качестве отправной точки в деле урегулирования конфликта, пока не было. Хотя различные политические деятели периодически высказывают разные версии на то, как будут развиваться события на Юго-Востоке дальше. Говорят о том, что Донбасс будет занят и возвращен в состав Украины в течение ближайшего года. Или вот как сейчас о том, что ополченцы не будут подпадать под амнистию.
В этом отношении Луценко не выделяется на фоне украинских «ястребов», которые не рассматривают для себя Минские соглашения как основной формат будущего развития событий. И в этом отношении играет на стороне «партии войны», существующей на Украине.
Но эта точка зрения пока не стала официальной.
— Тем не менее в реальности Киев идет именно в этом направлении. А Запад продолжает хранить молчание, не возмущается…
— И это понятно. Практически все западные элиты представлены людьми, которые были на стороне нынешнего киевского режима. И германское руководство, и французское — это персонально люди, которые с самого начала поддерживали нынешних лидеров украинской «революции достоинства», совершивших на самом деле государственный переворот.
Там явно была активная помощь западных стран в свержении власти всенародно избранного президента Януковича.
Все они с самого начала находятся с одной стороны баррикад. И борются против «общего врага», за некие общие интересы. Поэтому привлекать к ответственности собственных марионеток западные политики не будут. Это их дети. Их товарищи. Им все простят.
А вот как изменится политика США в этой ситуации, посмотрим. Там пришла новая администрация, которая никаким образом не связана лично с организаторами украинского переворота. У них нет никаких личных обязательств перед нынешней украинской властью. Поэтому там ситуация может меняться.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня