Статьи

Почему в Японии так ждут Путина, и на что надеются японцы

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что правительство его страны готово положить конец территориальному спору с Россией из-за группы островов южной Курильской гряды. При этом, как сообщает The Japan News, он подчеркнул, что большие надежды возлагает на предстоящий 15-16 декабря саммит с президентом России Владимиром Путиным, который пройдет в Японии – сначала на родине предков Синдзо Абэ в префектуре Ямагути, затем в Токио.

Путина ждут в Японии. И не только премьер Абэ, который сделал свое заявление на встрече с группой из семи бывших жителей Южных Курил, передавшей ему письмо для российского президента. Когда в 1945 году советские войска заняли эти острова, оттуда переселились в Японию 17 тысяч японцев. Сейчас в живых остались около 6 тысяч, средний возраст которых около 82 лет. Как сказал ребенком вывезенный с Кунашира 75-летний Кимио Ваки, он и его соотечественники очень надеются на предстоящий саммит. А пока старики просят Путина разрешить им посетить родные места – хотя бы на один день.

Синдзо Абэ ответил, что тоже надеется на предстоящую встречу и заверил, что будет очень упорно работать над тем, чтобы сдвинуть ситуацию в территориальном споре «хотя бы на один шаг» и тем самым приблизиться к подписанию мирного договора с Россией.

«Я буду вести переговоры с решимостью положить конец территориальному спору уже при этом поколении», — сказал японский премьер.

Острова преткновения

Подписание этого договора затянулось на семь десятилетий. Причина – разногласия по поводу принадлежности нескольких южных островов Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи.

Япония претендует на них, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Россия настаивает на том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление. Совместная декларация 1956 года предусматривала передачу Японии Хабомаи и Шикотана в качестве жеста доброй воли, но лишь после заключения мирного договора, однако судьба Кунакшира и Итурупа в нем не затрагивалась, и это осложнило весь переговорный процесс на протяжении последующих 60 лет.

До сих пор Токио был готов обсуждать заключение мирного договора лишь после того, как получит все острова. Москва договор обсуждать готова, но без каких-либо предварительных условий, и тем более не намерена в качестве первого шага отказываться от островов.

22 ноября в столице Перу Лиме на полях саммита АТЭС Владимир Путин провел переговоры с Синдзо Абэ, по итогам которых сообщил, что Россия и Япония ищут пути для заключения мирного договора, и ключом к нему является повышение доверия через расширение сотрудничества. По словам президента России, японский премьер предложил программу активизации деловых и экономических связей двух стран из восьми пунктов, которые, в том числе, касаются совместной деятельности на спорных островах.

«Это реализация достаточно крупных проектов, и не только на островах, но между Россией и Японией в целом», — добавил Путин.

В четверг 15 декабря российский президент прибудет в Японию. Скорее всего, обсуждение мирного договора и связанной с ним территориальной проблемы станет центральной темой саммита.

Просто слова?

Заявление Абэ вряд ли можно расценивать как демонстрацию реальных намерений сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки, особенно учитывая аудиторию, перед которой он его сделал, считает профессор Института стран Востока, член исполнительного совета Ассоциации историков Второй мировой войны Анатолий Кошкин. Подобные заявления звучат уже не в первый раз, однако ничто не говорит о том, что официальный Токио готов отступить от своей прежней позиции: сначала острова – потом договор.

Он также убежден, что японское правительство вряд ли разрешит национальным компаниям вести какую-либо совместную с Россией экономическую деятельность на оспариваемых островах, поскольку это будет де-факто означать признание их российской принадлежности.

«Синдзо Абэ не сможет изменить непримиримую позицию Японии – ему не позволит сделать это общественное мнение в стране. Подавляющее большинство японцев выступает за то, что все четыре острова должны быть возвращены безо всяких условий. Кстати, и в России «мягкий» вариант с возвращением Японии двух островов – Хабомаи и Шикотана – вызывает всё бóльшее недовольство. Против того, чтобы возвращать Японии вообще какие-либо территории, высказывается уже 77% россиян», — говорит профессор Кошкин.

Курильская «дорожная карта»

Между тем, правительство Японии очень серьезно готовится к предстоящему визиту Владимира Путина. Как сообщает телекомпания NHK, Токио предложил Москве провести накануне встречи в верхах рабочие переговоры «между высокопоставленными сотрудниками МИД обеих стран для изучения соглашения по территориальному вопросу». Речь идет о предварительных консультациях на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств.

«Заявление Синдзо Абэ нельзя рассматривать как просто слова — в Японии не принято бросаться такими заявлениями. Поэтому Абэ сделает все возможное для достижения компромисса. Не только исходя из собственных политических интересов, но и из национальных интересов Японии. Чем дольше идут переговоры, тем сложнее японцам будет отрывать Россию от Китая — а в этом и есть весь смысл затеянной Токио перезагрузки отношений с Москвой», — утверждает доцент Финансового университета при правительстве России Геворг Мирзаян.

Владимир Путин предложил формулу: сначала создать атмосферу взаимного доверия путем налаживания экономических отношений, потом обсуждать проблему островов и мирного договора, напоминает эксперт. Это можно считать своего рода дорожной картой к разрешению многолетнего спора. Если в Токио примут ее и расценят как первый шаг к освоению так называемых «северных территорий» в рамках промежуточных решений, то движение в сторону развития сотрудничества с Россией действительно начнется, считает он.

«Что касается общественного мнения, то в Японии оно в последнее время заметно меняется. Так, в начале декабря министр по делам Окинавы и северных территорий Ёсукэ Цурухо высказал сожаление о том, что у японцев «выветривается интерес» к проблеме Южных Курил. А в России высокий рейтинг Владимира Путина вполне позволяет ему принимать сложные политические решения, даже если они могут оказаться не всегда популярными», — говорит Геворг Мирзаян.

Китайский фактор

Общественное мнение в Японии в немалой степени меняется оттого, что патриотически настроенные японские СМИ уже с меньшим рвением «накручивают» свою аудиторию проблемой «северных территорий». В стране растет понимание того, что уже, судя по всему, осознал Синдзо Абе: Южные Курилы – во многом мифическая проблема, тогда как есть реальная угроза в виде Китая.

Сближение Москвы с Пекином очень беспокоит Токио, потому что, во-первых, осложняет создание системы коллективного сдерживания Китая, а, во-вторых, воспринимается как подрыв национальной безопасности Японии, считает Геворг Мирзаян.

Достижение конкретных договоренностей на уровне лидеров двух стран с последующей передачей Японии части островов – возможный вариант развития событий, однако Москва постарается взять за это максимальную цену, полагает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Тем более что для Кремля это – своеобразная возможность прорвать изоляцию Запада на неожиданном для него направлении.

«Эта цена будет определена не сразу. Сначала предстоит присмотреться к политике, которую реально поведет администрация избранного президента США Дональда Трампа после его официального вступления в должность. Поэтому, думаю, что какие-то конкретные предложения от России, касающиеся именно островов, в ближайшее время вряд ли поступят в Токио», — говорит Алексей Портанский.

«Что касается формулы самого компромисса, то крайне маловероятно, что Япония получит острова — сдача территорий грозит России военными, экономическими и «крымскими» проблемами. Скорее всего, будет введен какой-то специфический экономический режим — например, японским компаниям позволят работать на островах на особых условиях. Это поможет Синдзо Абэ спасти лицо – ведь сам японский премьер понимает, что реально острова он не получит, однако ему нужен щит от общественного мнения, до сих пор экзальтированного вопросом «северных территорий», — предполагает Геворг Мирзаян.

Источник

Фото Cont

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.