Статьи

Новый Шёлковый путь — с Россией или без?

В проекте Нового Шёлкового пути беспроигрышная позиция оказывается только у Китая и Западной Европы, остальные страны либо станут железнодорожным хребтом великого торгового пути, либо останутся на обочине. Так какой он, Шёлковый путь? И на что в нём может рассчитывать Россия?

Маршруты Шёлкового пути: одно название, разные проекты

На днях Владимир Путин съездил в Астану к Нурсултану Назарбаеву, но не столько посмотреть фильм «28 панфиловцев», о чём сообщили в новостях, сколько обсудить логистическое будущее Евразийского пространства. О нём в последние годы говорят всё больше, и разговоры эти крутятся вокруг трех слов — «Новый Шёлковый путь». Чрезвычайно перспективный проект циклопических масштабов, способный перевести на новые рельсы историю целого континента.

Но говорят о нём по-разному.

Вот так Шёлковый путь видят на Западе:

Фото: Интернет

Транспортный коридор из Китая в Южную Азию, а оттуда в Турцию и через проливы в Европу. Москва здесь выступает в роли торгового аппендикса, тупичка, непонятно как нарисовавшегося на этом маршруте.

Второй коридор уходит в Центральную Азию, там разветвляется и упирается в каспийские порты, откуда товары непонятно куда дальше направляются. Все вопросы к авторам карты. И третий транспортный коридор увязывает сибирские ресурсы и порт Владивостока с китайским севером. Такая вот картинка.

Это представление о Шёлковом пути из разряда половинчатых, когда вычёркиваются все неудобные коридоры и остаются только желаемые.

А вот так видят Шёлковый путь в Казахстане:

Фото: Интернет

Во-первых, судя по всему, именно Казахстан является сердцем и душою Нового Шёлкового пути.

Во-вторых, здесь большинство торговых коридоров проходят через территорию России, что логично чисто географически.

В-третьих, наглядно демонстрируется очевидный проигрыш направления через Каспий, Кавказ и Черное море к Стамбулу по сравнению с Южно-Азиатским маршрутом — расчётное время одинаково, а вот удобство двух морских переправ весьма сомнительно. Хотя Казахстану вариант с Каспием очень даже по душе.

В-четвертых, даже нарисован маршрут по Транссибирской магистрали, хоть он тут, в общем-то, вроде и ни при чём, да к тому же и длинный. Но маршрут меж тем от этого никуда не делся, и дальше мы поймем почему.

Есть ещё взгляд на всю эту историю глазами Малайзии. Примерно вот такой:

Фото: Интернет

И у них тут, как вы понимаете, свои проблемы, а все наши проблемы ими воспринимаются как короткая подпись на севере карты «trains to Beijing, Hong Kong, Moscow and London».

Существует и японское участие:

Фото: Интернет

Как вы понимаете, проект достаточно старый — перекинуть мост на Сахалин (или туннель), а уже оттуда на остров Хоккайдо, для общего процветания.

Картинка тоже старая, но пусть это вас не смущает. На том же форуме в Астане с предложением такого проекта выступил японский бизнес.

Вот картинка посвежее, про Сахалинскую часть коридора.

Фото: Интернет

Японское предложение — это тоже часть Шёлкового пути, их кратчайшая дорога до Лиссабона.

Вы будете смеяться, но видение Шёлкового пути есть и у Украины. Примерно вот такое, через постройку «Велыкого Моста»:

Фото: Картинка с Украины, поэтому и Крым фиолетовый, извините

Его пытается продвигать губернатор Одесской области и бывший президент Грузии Михаил Саакашвили.

Места для России в нём, естественно, нет, совсем даже наоборот — маршрут подаётся как альтернатива направлениям через Россию.

Расклад сил и реальный маршрут

Так какой он, Шёлковый путь? Ведь в этом проекте в беспроигрышной позиции оказывается только Китай и Западная Европа, остальные страны либо станут железнодорожным «хребтом» великого торгового пути, либо останутся на обочине.

Во-первых, для Китая нет одного Шёлкового Пути — через Южную Азию или Центральную, через Стамбул или Москву, или даже Владивосток. Для Пекина чем больше путей, тем лучше.

Если же задуматься, то одна из целей этого проекта — объединить всю Евразию в единый транспортный коридор, где обделённых просто не может быть.

Но это мечта весьма отдаленной перспективы, а нас интересует ближайшее будущее.

Во-вторых, Шёлковый путь — это не один проект Китая, а многие проекты различных стран. В КНР это«Один пояс и один путь», Монголия желает реализовать «Степной путь», у России — «Трансевразийский коридор», а у Казахстана свой проект. Полагать, что Китай пришёл и сказал: «Так, я тут железную дорогу проложу, товары буду гонять, вы мне карты местности покажите» — по меньшей мере поверхностно.

В-третьих, Шёлковый путь — это деньги, политическая воля и готовность страны к масштабному проекту. Как хотел бы нарисовать Китай свои торговые коридоры, мало кого интересует. Важно — кто сможет реализовать намеченные планы.

Могла бы Украина развернуть на себя ветку Шёлкового пути, даже несмотря на её огромную протяжённость, с двумя морскими переправами и пятью таможнями? Вполне возможно, если бы это была сильная и богатая страна, способная реализовывать масштабные проекты.

Но Украина — это лишённая суверенитета, стремительно беднеющая и раздираемая гражданской войной территория. Поэтому контейнеры, которые ушли в Китай порожними в качестве теста, то ли пропали по дороге, то ли вернулись пустыми. На этом пиар-акция и закончилась.

Кратчайший путь через Южную Азию как географически, так и политически проходит черезАфганистан. И даже высокие шпили гор на востоке страны не являются таким серьезным препятствием для китайских строительных компаний, как внутренняя нестабильность региона. В стране не только практически нет железных дорог, но что гораздо хуже — нет ни денег, ни безопасности, ни политической воли. Поэтому все рисуют ветку Шёлкового пути через соседние Узбекистан и Туркменистан. А ведь для Афганистана участие в таком масштабном логистическом проекте стало бы шансом, наконец, начать экспортировать что-то кроме гашиша.

У Турции и Ирана присутствуют в наличии и деньги, и политическая воля для того, чтобы протянуть транспортный коридор в Китай, но на их пути лежит территория Туркменистана и Узбекистана — далеких от благополучия стран, а затем еще граница Казахстана. Нет, конечно, эта ветка будет со временем проложена, только вряд ли она сможет конкурировать с линией Китай — Казахстан — Россия — Белоруссия — Евросоюз. Тут и таможен мало, и в участниках собраны давнишние партнеры, способные выработать общие, простые и понятные правила. Да и деньги водятся.

Но главное — Россия способна обеспечить безопасность этой ветки Шёлкового пути: без рисков и потерь, аккуратно и эффективно. Если потребуется, то мы купируем угрозу в зачатке, как делаем это сегодня с террористами в Сирии.

Вот такие дела. Шёлковый путь может быть самым разным, но обязательно с Россией.

Источник

Фото Reuters

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.