Армия

Управляемая убийца: пуля нового поколения будет способна попасть в цель с 10 тыс. метров

Рано или поздно ученые, оружейники и промышленники создали бы управляемый боеприпас, способный поражать цели на дальности пять, а то и все десять тысяч метров. Считается, что для обычный снайперской винтовки предельная дистанция стрельбы – примерно три с половиной тысячи метров, плюс минус. При условии, что есть хороший патрон. Текущей дальности, как этого и следовало ожидать, очень быстро стало не хватать, и теперь стрельба на пять, семь и даже десять тысяч метров – задача на ближайшее будущее.

Невозможная баллистика

Если подходить к вопросу создания управляемого боеприпаса для высокоточной стрельбы, следует сделать небольшое лирические отступление. Боеприпас, которым подготовленный стрелок на заранее оборудованной позиции будет применять для поражения цели на дальности в тысячу – полторы тысячи метров, современная промышленность уже давно выпускает. Оптимальной дистанцией для стрельбы сами снайперы называют 750–850 метров: поправки и вычисления в этом случае делать придется, однако сложность подготовки к выстрелу опытного «пользователя» снайперской винтовки вряд ли обеспокоит.

Стрелять на тысячу семьсот, две и три тысячи метров при нынешнем развитии технологий и наличии денег тоже можно. Российские снайперы, кстати, такую стрельбу уже освоили. Однако существенным отличием поставленного рекорда стрелков из российской компании Lobaev Arms на 3440 метров из винтовки собственного производства от стрельбы в боевых условиях является отсутствие боевой задачи. Иными словами, стрельба на попадание, пусть и с такого расстояния, и выполнение боевой задачи – вещи совершенно разные и требуют совершенно разного подхода.

Учитывая обыкновенные законы физики и немного поразмыслив, можно прийти к выводу, что для стрельбы даже на пять километров нужно что-то другое. И винтовка, и уж тем более боеприпасы к ней нужны особенные. Если не сказать уникальные. Инструкторы по огневой подготовке объясняют, что корректируемый боеприпас для снайперской винтовки теоретически можно создать на основе «артиллерийских» технологий. Разве что масштабы работ в прямом и переносном смысле будут поменьше. Как бы то ни было, если современная оптика позволяет рассмотреть ростовую мишень (читаем: командира артиллеристов противника, например) на расстоянии в пять километров, то достать его выстрелом из снайперской винтовки уже не получится – обычные законы физики сделают свое черное дело.

Для решения этой задачи создается так называемый «реактивный» снайперский боеприпас, который, по одним данным, инженеры уже давно пытаются вместить в крупнокалиберные снайперские патроны (12,7х99,12,7х108 миллиметров и 20-миллиметровые), а по другим, пытаются создать такой боеприпас вместе с уникальной с технологической точки зрения снайперской винтовкой.

Компьютер всему голова

Недавнее заявление заместителя гендиректора российского Фонда перспективных исследований (ФПИ) Виталия Давыдова о том, что в России начались испытания «умной пули» в режиме управляемого полета, обрадовало многих. Особенно тепло на подобные сообщения реагируют потенциальные пользователи таких боеприпасов – снайперы спецподразделений. По словам Давыдова, уже получены данные о неуправляемом полете такого боеприпаса и начата отработка управляемого полета. Обрадовавшись появлению нового боеприпаса, теоретики и практики стрелкового дела разных мастей тут же принялись спорить, какой будет новая пуля и чем, а точнее, из чего таким боеприпасом можно будет стрелять.

Специалисты отмечают, что к повышению качества стрельбы и движению к абсолютному, то есть стопроцентному попаданию при каждом выстреле на дальность свыше двух тысяч метров невозможно подойти без использования компьютеров и других смежных технологий. Причин этому масса. Взять хотя бы постоянно меняющиеся погодные условия – ветер, например. Выстрел снайпера на 1500–1600 метров уже требует серьезных вычислений, работу головы и баллистического калькулятора. Выстрел тысячи на три – всего вышеописанного и умноженного на два, а если речь идет о боевой задаче и ликвидации какого-нибудь важного командира противника, то умножать трудности нужно на три.

А если цель перемещается в пределах даже ограниченной площадки и время от времени пропадает из виду? Именно вопросы невозможной с точки зрения физики обычной стрельбы и будет решать реактивная управляемая пуля. И хотя слово «реактивный» употребляют не все специалисты и далеко не везде, соответствовать заявлениям о дальности стрельбы в десять тысяч метров, на которые нацелились в ФПИ, скорее всего, придется именно таким образом. Подобный принцип действия боеприпаса, по оценкам специалистов, позаимствован у богов войны – артиллеристов.

Принцип работы высокоточных артиллерийских снарядов и снайперского боеприпаса в этом случае очень похож: для того чтобы преодолевать колоссальные расстояния, изделию понадобится миниатюрный разгонный двигатель и блок стабилизаторов. «Тут ведь задача невероятная – одновременно создать высокоточный боеприпас, который будет иметь минимальные потери в энергии после выхода из ствола. Обеспечить минимальные потери, само собой, можно только с использованием дополнительного или единственного источника тяги – реактивного двигателя», – отмечают инструкторы снайперских подразделений Минобороны России.

Обойтись без компьютеров в этом случае не удастся: чтобы обеспечить точное попадание и уничтожить цель, такую пулю придется либо «наводить» с помощью наблюдателя по лазерному лучу, либо создать для боеприпаса самостоятельный и, что не менее важно, крайне миниатюрный блок наведения. Не меньшего внимания заслуживает и боевая часть такого боеприпаса: вряд ли разработчики российской «умной пули» станут применять принципы, которые до сих пор актуальны при создании снайперских патронов калибра 12,7 миллиметра.

Переработать, по словам химиков и специалистов профильных НИИ, придется даже состав пороха. «Если мы говорим о том, чтобы использовать подобный боеприпас в обычном стрелковом вооружении, то здесь речь пойдет о порохе высокой энергетики, с помощью которого начальная скорость пули будет высокой. Использование обычного серийного боеприпаса, на мой взгляд, позволит получить куда более скромные характеристики», – отмечает кандидат технических наук Андрей Худолеев.

Кстати, некоторые специалисты уверены, что на первых этапах испытаний электронных систем такой пули как раз будут использованы крупнокалиберные снайперские винтовки, и вполне возможно, что к уже имеющимся на вооружении российским снайперским винтовкам под такой патрон в скором времени будут доступны новые высокоточные выстрелы. Это успех, и при том немалый. Однако уровень, на который замахнулись российские разработчики, скорее всего, потребует создания и особой, уникальной снайперской винтовки.

Проблемы, конкуренты и технологический задел

Если предположить, что подобный боеприпас и экспериментальную установку для его тестирования создать уже удалось, пусть и с применением уже давно реализованных технологий, остается и другой вопрос: наверняка должен прорабатываться проект создания и новой винтовки под использование такого боеприпаса. Об испытаниях этой винтовки в начале 2014 года уже говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин, поделившийся данными о том, что испытания по программе «реактивной винтовки» уже идут. Позднее его слова подтвердил и гендиректор ФПИ Андрей Григорьев, заявивший, что в этом случае речь идет даже не о стрелковом вооружении, а о том, чтобы создать реактивный снайперский комплекс. Если опереться на заявленные характеристики, то можно сделать вывод, что боеприпас 12,7х108 миллиметров, который могут использовать в качестве испытательного стенда для электроники нового комплекса, скорее всего, уступит дорогу другому, более мощному боеприпасу, калибр которого в данный момент с абсолютной точностью определить нельзя.

Некоторые эксперты высказывают осторожное предположение, что за основу можно взять даже 30-миллиметровый боеприпас, в который смогут вместиться блок управления, источник движения, блок стабилизаторов и боевая часть. Это предположение хоть и не подкреплено официальными заявлениями, однако, учитывая дальность и специфику стрельбы на такие расстояния, можно сделать вывод, что первый же выстрел из новой винтовки должен стать последним для противника, а значит, и боеприпас потребуется совершенно иной. Новая винтовка потребует и совершенно иного подхода к элементной базе, все, начиная от металлургии и материалов и заканчивая применением электронно-оптических систем, по большому счету должно быть изобретено заново. В пользу переработки материалов говорит необходимость снижать вес подобного вооружения, чтобы его мог переносить на себе один человек, а не двое и даже трое.

Необходимость же разрабатывать прицельные приспособления с большим количеством электроники продиктована тем, что с помощью обычного, пусть даже очень мощного снайперского прицела, обнаружить цель и просчитать данные для выстрела на расстояние в десять тысяч метров невозможно. Электронные оптические комплексы, в состав которых входят датчики и умный баллистический компьютер, сдвигающий марку после учета скорости ветра, влажности и температуры воздуха ровно на цель, уже существуют. Современная металлургия позволяет создать стволы с повышенным ресурсом, да и концерны, наладившие производство современной оптико-электронной аппаратуры, в России уже имеются.

Испытания управляемой пули уже провели за океаном: результаты стрельбы пулей, сконструированной в ходе работ по проекту EXACTO, показали, что поражение цели управляемыми боеприпасами калибра 12,7х99 миллиметров (.50BMG) возможно и реализовать на практике, что не составляет огромного труда. Однако вопросов относительно подобных боеприпасов при стрельбе более чем на две-три тысячи метров пока что больше, чем ответов. В частности, непонятен аппаратный и программный механизм реализации полета, при котором воздействие на такую пулю внешней среды не будет существенно снижать кинетическую энергию и не повлияет на попадание боеприпаса в цель.

Интерес к подобной технологии колоссальный. В управляемый снайперский боеприпас уже при текущем уровне развития технологий заложено столько данных для дальнейших исследований, что отказ от баллистических таблиц через каких-нибудь пять лет уже не кажется чем-то из области фантастики.

Автор: Дмитрий Юров

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.