Шоу-Бизнес

Праздники дня сегодня — 16 июня 2016

Обзор праздников на сегодня в мире и России.

 

Лукьян Ветряк

На Руси в этот день примечали направление ветра (Фото: vhpfoto, Shutterstock)
На Руси в этот день примечали направление ветра (Фото: vhpfoto, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 3 июня

В этот день Православная церковь отмечает день памяти святого Лукиллиана, жившего в Антиохии в 3 веке. В зрелые годы он был языческим жрецом, но к старости обратился к христианству и принял крещение, а затем начал проповедовать и своим красноречием обратил многих язычников к Христу. Однако, по доносу иудеев его схватили, били палками, а затем заключили в темницу. Там Лукиллиан встретил четырех отроков — Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия. Они также отвернулись от язычества и приняли веру в Христа.

Преследователи, желая казнить Лукиллиана и четырех отроков, бросили их в печь. По преданию, Господь сохранил их невредимыми. После этого мучеников отослали в Византию, где святого Лукиллиана распяли на кресте, а отроков обезглавили. Свидетельницей их подвига стала святая дева Павла, которая заботилась об узниках-христианах. После их гибели она продолжала свое служение вере.

На Руси в этот день примечали направление ветра. По поверью, южный ветер обещает быстрый рост яровых хлебов, северо-западный — сырую погоду и болезни, восточный — разного рода инфекции, а северо-восточный — беспрерывные дожди. Если же вихрь медленно поднимается с земли к небу и долго вращается, то погода в ближайшие дни будет ясной.

Смотрели и на другие приметы погоды. Если на Лукьяна (Лукиллиана) случалась гроза, крестьяне ожидали плохого сенокоса. В то же время проливной дождь предвещал славный урожай грибов. Так и говорили: «Был бы дождик на Лукьяна — будут и грибки».

Хозяева, которые собирались рыть колодец, в этот день могли узнать, в каком месте это лучше всего сделать. Для этого нужно было положить на землю сковороду вверх дном и оставить на некоторое время. После этого смотрели: если сковородка намокла – значит, вода близко.

Именины в этот день

Афанасий, Денис, Дмитрий, Лукьян, Михаил, Павел, Юлиан

 

Международный день африканского ребенка (День защиты детей Африки)

Чтобы видеть улыбки на лицах детей (Фото: Felix Mizioznikov, Shutterstock)
Чтобы видеть улыбки на лицах детей (Фото: Felix Mizioznikov, Shutterstock)

Ежегодно 16 июня по инициативе Организации африканского единства (Organization of African Unity) в мире отмечается Международный день африканского ребенка (International Day of the African Child).

Впервые праздник был отмечен в 1991 году, и с тех пор основной темой мероприятий, проводимых в рамках Дня по всему миру, стало привлечение внимания мировой общественности, детских и медицинских организаций, а также политиков всего мира к проблемам африканских детей и к условиям их повседневной жизни.

Дата Международного дня африканского ребенка была выбрана в связи с трагическими событиями, произошедшими 16 июня 1976 года в ЮАР. В тот день тысячи чернокожих школьников вышли на улицы поселения на юго-западной окраине Йоханнесбурга — Соуэто (Soweto — South Western Townships) — с требованиями повысить качество школьного образования и отстаивая право обучения на родном языке.

Сотни юных африканцев были расстреляны силами правительственной охраны. В течение двух следующих недель более ста человек были убиты и более тысячи получили ранения. Официальные данные сообщают, что с 16 июня 1976 по 28 февраля 1977 года в ходе восстания в результате полицейских расстрелов погибли 575 человек и были арестованы около 6 тысяч человек.

В 2011 году на мероприятиях Дня было решено уделять особое внимание бедственному положению детей-беспризорников (street children), число которых на континенте, по некоторым оценкам, составляет 30 миллионов. Термин «дети-беспризорники» довольно часто подвергается критике, но ЮНИСЕФ (UNICEF — United Nations Children’s Fund) следующим образом характеризует таких детей: «они живут в городской (урбанистической) среде; имеют родителей или других родственников, связь с которыми слаба или отсутствует; вынуждены выживать, отыскивая для этого различные способы; видят в жизни на улице единственно возможный способ существования, улица для них заменяет семью и становится местом социальной активности; они живут с риском для жизни и подвержены многим опасностям».

Как известно, дети-беспризорники являются наиболее слабозащищенными детьми в мире, они многократно подвергаются насилию, эксплуатации, физическому и моральному унижениям.

Плата за обучение — еще одна большая проблема для многих африканских детей. Несмотря на усилия и помощь благотворительных организаций, и сегодня существует непреодолимый барьер между законом и действительностью.

Именно поэтому международные организации, начиная с Африканского Союза и ЮНИСЕФ, ежегодно выдвигают инициативы, устраивают дискуссии с целью приблизить жизнь миллионов африканских детей к человеческой.

 

Семик (Зеленые святки)

Люди приходили на поля и проводили магические обряды для повышения урожайности
Люди приходили на поля и проводили магические обряды для повышения урожайности

Семик (Зеленые святки) являлся главным рубежом между весной и летом. В народном календаре, с принятием христианства, к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.

Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.

Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.

В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.

В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой.

Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» — ронять слезинки на дерн или пучок цветов.

После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.

Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы часто принимали форму ритуальных похорон.

Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.

Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

 

Пандава Нирджала Экадаши

Пятеро Пандавов и Кришна около деда Бхишмадевы на поле битвы Курукшетра (Фото: www.gurukula.ru)
Пятеро Пандавов и Кришна около деда Бхишмадевы на поле битвы Курукшетра (Фото: www.gurukula.ru)

Около пяти тысяч лет назад пятеро наследников Панду, которых называли Пандавами, прославили не только Индию, но и всё человечество. Их подвиги описаны в «Махабхарате». Один из эпизодов этого эпоса описывает ужас прожорливого Бхимы, узнавшего от мудреца Вьясадевы о невозможности достижения совершенства без поста в Экадаши. Бхима не мог поститься даже одного дня, но он был совершенным преданным Господа, и потому специально для него Господь нашёл лазейку…

Тексты Пуран предписывают поститься в день Экадаши. Однако, даже сам составитель Древний Вед Вьясадева отмечал, что в Кали-югу никто не сможет выполнить все эти обязанности должным образом. Кали-юга — век ссор и лицемерия, когда все принципы знания будут либо уничтожены, либо в высшей степени ограничены, поэтому празднование Экадаши — это удобный случай освободиться от всех своих прошлых грехов.

Что же касается праздника Пандава Нирджала Экадаши (Pandava Nirjala Ekadashi) — это единственный экадаши в году, когда должно отказаться не только от пищи, но и от воды. Учёные мужи говорят, что в эти дни нужно стараться избежать попадания внутрь воды более, чем крупица золота или горчичное зерно. Если выпить больше воды, можно опьянеть, как от вина.

Любой из нас, так или иначе, склонен попадать под влияние. Философски такое влияние определено как три гуны (санскр. «гуна» — качество, верёвка): саттва (добродетель) — обусловливает и ограничивает, раджа (страсть к наслаждениям) — затягивает и стягивает вниз, а тама (невежество, тьма) — полностью обездвиживает и удерживает. Господином добродетели является Вишну (поддержание и устойчивость), Господином страсти — Брахма (созидание и творение), а Господином невежества — Шива (разрушение и уничтожение).

Брахму называют Нерождённым, поскольку он родился из цветка лотоса, выросшего из пупка Господа Вишну. Столь же необычным образом появляется и Шива — он рождается из межбровья Брахмы как олицетворение его гнева. Веды объясняют, что человек должен построить правильные отношения с этой ведической троицей, именуемой Тримурти, поскольку он полностью зависит от Их расположения к нему, от Их милости. Брахма — Господин разума, интеллекта; Шива — Господин эго, самости; Вишну — Господин вечной индивидуальной души.

Если попытаться очень строго провести этот пост, то легко можно достичь успехов в соблюдении всех двадцати четырёх Экадаши целого года. Тот, кто соблюдает пост в этот Экадаши, тем самым, получает воздаяние всех Экадаши года. «В этом нет сомнений», — говорит Вьясадева, поскольку ему поведал об этом Сам Вишну. Древний эпос Махабхарата (дословно — «Великое Братство») гласит, что когда братья Пандавы услышали о благах, которые достигаются соблюдением поста в праздник Экадаши, они решили действовать таким образом.

Все Пандавы соблюдали его, воздерживаясь от пищи и воды, а поэтому этот Экадаши теперь называют Пандава Нирджала.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.