Статьи

Украина шустрее, но Россия сильнее

Владислава Рутицкая, заместитель министра аграрной политики и продовольствия «незалежной», считает, что в ближайшем будущем российские и украинские экспортеры продовольствия столкутся в жесткой конкурентной борьбе за рынок АСЕАН. Киев рассчитывает на приз стоимостью в несколько миллиардов долларов.

Судя по текущим показателям, Украина пока переигрывает Россию. По заявлению Рутицкой, за первые четыре месяца 2016 года украинские экспортеры реализовали «м’ясо, хліба, молока, яєць» (мяса, хлеба, молока, яиц — укр.) государствам Юго-Восточной Азии на $ 183 млн. Тогда как наши продажи сельскохозяйственной продукции странам этого региона в прошлом году достигли лишь $ 96 млн. Такие цифры привела пресс-служба Минсельхоза РФ на недавно прошедшем майском саммите Россия-АСЕАН.

В целом, по итогам прошлого года Украина экспортировала продовольственные товары и с/х продукцию на $ 15,6 млрд., что составило почти 39% всей валютной выручки «незалежной». Примерно столько же продала Россия, при этом доля «съедобного» экспорта в товарной структуре в январе-декабре 2015 года не превысила 4%.

Впрочем, до лидеров сельскохозяйственного производства — США и ЕС — бывшим союзным республикам далеко, как до Луны. Если американский и европейский экспорт оценивается в сотни миллиардов, то у «разругавшихся братьев-славян» не дотягивает и до двадцати. Это говорит о том, что мировой рынок, по сути, уже поделен. Даже низкие цены на еду не гарантируют успех экспортеров на территориях, контролируемых Вашингтоном и Брюсселем.

По сути, в этом бизнесе правят бал транснациональные логистические компании, которые обеспечивают цепочку от поля до полки супермаркета. Например, крупнейшая в мире сеть складов самообслуживания клубного типа Costco Wholesale Corporation, со штаб-квартирой в Вашингтоне, располагает сотнями торговых площадок за рубежом. Она реализует товаров на $ 116 млрд., гарантируя американским и канадским фермерам стабильные заказы.

Бесспорным «хозяином» мирового продовольственного рынка является компания Wal-Mart Stores, управляемая из Арканзаса (США). Её продажи приближаются к половине триллиона долларов. В Латинской Америке действуют 4037 супермаркетов «Волмарт», в Южной Африке — 371, в трех азиатских странах — Китае, Японии и Индии — 794. Кроме того, гигант имеет доли во многих национальных площадках, например, 51% в китайском интернет-супермаркете Yihaodian. Понятное дело, нашим экспортерам будет чрезвычайно трудно пробиться на полки этих огромных магазинов.

И все-таки рынок АСЕАН является нишевым. Объясняется это, прежде всего, бедностью многих стран, входящих в ассоциацию. Так, ВВП на душу населения во Вьетнаме составляет $ 2171, в Камбодже — $ 1140, в Лаосе — $ 1785, на Филлипинах — $ 2951. Однако есть все предпосылки, что уже к 2025 году в регионе резко увеличится количество семей, которые перейдут в класс потребителей. Можно смело говорить о десятках миллионах новых клиентов. По оценкам самых разных экспертов, «открывшееся окно» оценивается в полтора-два года. Это время еще остается, чтобы закрепится в южно-азиатском содружестве. Причем необходимо не просто нарастить объемы продаж по линии межгосударственных контрактов и частных договоров с местными фирмами, но и создать логистику.

С одной стороны, Россия обладает хорошими шансами для экспансии в АСЕАН через дружеский нам Вьетнам, превратив его в пророссийский торговый хаб. Тем более что имеется опыт межбанковского сотрудничества, благодаря которому осуществляется обслуживание совместной предпринимательской деятельности. С другой стороны, Вьетнам подписал соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве, через которое Вашингтон, безусловно, сможет влиять на всех участников соглашения.

Напомним, процесс ратификации соглашения о ТТП в Ханое завершится через полтора года. Следовательно, наш экспорт продовольствия в эту страну, а также в другие государства АСЕАН после 2017 года, будет зависеть от нынешней расторопности чиновников министра Александра Ткачева. Если Россия сможет укрепить свои позиции в региональной логистике, значит, выиграет от вхождения Вьетнама в ТТП. Если — нет, то, с большой долей вероятности, южно-азиатское направление «съедобного» экспорта станет для наших экспортеров низкомаржинальным. Как впрочем, и для украинских. Об экспорте агропродукции с высоким уровнем добавленной стоимости придется забыть.

Именно поэтому позитивно воспринимается договор о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Логично, что следующим шагом Кремля станет подписание аналогичного соглашения с Сингапуром. Как пишет World Politics Review, «…ряд государств АСЕАН надеется, что сближение с Россией позволит им хеджировать риски своих отношений с Пекином и с Вашингтоном. КНР стала более напористой в регионе. Наиболее очевидна агрессивная позиция Пекина по морским спорам в Южно-Китайском море. А США становится менее надежным партнером, во-первых, из-за неопределенности в своей внутренней политике, и, во-вторых, из-за критики по правам человека в государствах региона. В таком контексте дружба с другой крупной державой, которая может предоставить альтернативы, имеет здравый стратегический смысл».

Таким образом, дипломатия «Калибров» начинает приносить международные дивиденды. Конечно, в ближайшем будущем Россия не сможет вытеснить США и Китай из региона, который обе страны считают зоной исключительно своих интересов. «…Существует немало геополитических нюансов в вопросах международной безопасности и разногласий в АСЕАН (относительно сотрудничества с Кремлем — ред.), — пишет Владислава Рутицкая. — Однако факт остается фактом: Россия наращивает представительство в регионе, и это не является хорошей новостью для Украины».

И в самом деле, у Москвы больше, чем у Киева, точек соприкосновения с государствами АСЕАН. Речь идет о взаимном интересе по оружейным и автомобильным программам, в атомной сфере, в электроэнергетике, в космических проектах. Как правило, тесное и разнообразное сотрудничество положительно сказывается и на экспорте продовольствия. Странам, которые предлагают конкурентную высокотехнологическую продукцию, всегда легче продвигать другие товарные позиции. Об этом свидетельствует международный опыт.

Любопытно, что Рутицкая, говоря о роли Кремля в продовольственной экспансии, косвенно вступает в спор с Кудриным, причем опираясь на свой опыт. По её мнению, ошибочным, и даже опасным является тезис о том, что «государство должно перестать вмешиваться в геоэкономику, а обязано только предоставлять сервисы представителям бизнеса». Такая позиция, по сути, рассчитана на «экономических лохов». Тот же Вашингтон, чьи агенты влияния навязывают либеральную идеологию, предпринял чрезвычайные усилия по продвижению и развитию международных торговых сетей Wal-Mart, Target, Costco, Kohl’s, Home Depot и пр.

Короче говоря, мировые лидеры сельскохозяйственного бизнеса всячески поддерживают «протекционизм национальных производителей на внешних рынках». Причем, чем больше у страны рычагов, тем агрессивнее поведение экспортеров. А это, в свою очередь, позволяет уже влиять на электорат аборигенов — уже через цены в транснациональных супермаркетах. Не трудно представить, что было бы сейчас в нашей стране, если в России общенациональной сетью был бы не социально ориентированный «Магнит», а, к примеру, американский «Волмарт».

Именно поэтому продовольственный экспорт, равно как и импорт, является делом первостепенной государственной важности. Что касается открывшейся ниши в виде небогатых, но перспективных государств АСЕАН, то конкурентная борьба за рынок «хлеба и мяса» Южной Азии развернется именно между российскими и украинскими компаниями. Все дело в дешевизне предлагаемого нашими странами продовольствия, уверена Владислава Рутицкая. То, что Киев на старте оказался резвее Москвы, по её словам, не означает победу. «Как можно конкурировать по принципу „свободной торговли и низкой цены“ с той же Россией, которая… с напором медведя и хваткой бульдога пытается продвинуть свои товары»? — спрашивает она.

Хочется надеяться, что наши компании и впрямь резко увеличат продажи с/х продукции в Южную Азию. Смущает, правда, отсутствие положительной динамики по сбору зерновых, без которого о радикальном росте экспорта говорить не приходится. Минсельхоз хоть и научился бодро отчитываться перед Кремлем о достижениях, однако вот уже как 7 лет не может повторить успех 2008 года, когда было собрано 108 млн. тонн зерновых культур.

Источник

Фото ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.