В Мире

Ханой и Вашингтон помирят самолеты

Президент США Барак Обама в ходе своего визита в Ханой и встречи с президентом Вьетнама Чан Дай Куангом объявил о полном снятии эмбарго на поставки оружия в эту страну.

— Принятые нами изменения смогут обеспечить для Вьетнама доступ к оборудованию, необходимому для защиты страны, — отметил Обама, назвав запрет «пережитком холодной войны».

Напомним, эмбарго на поставку вооружений во Вьетнам США ввели в 1984 году, девять лет спустя окончания в стране Гражданской войны и отражения американской агрессии. Прерванные отношения Вьетнам и Соединенные Штаты официально восстановили лишь в 1995 году. В 2014 году на фоне обострения ситуации в Южно-Китайском море американцы сделали шаг навстречу Вьетнаму: сняли эмбарго на поставку оружия морской отрасли и даже выделили $ 18 млн. для закупки шести патрульных катеров производства американской компании Metal Shark. Ханой воспринял это как поддержку США в его позиции в территориальном споре с Китаем (Ханой и Пекин ведут спор из-за архипелага Спратли на юго-западе моря и вокруг коралловых Парасельских островов на севере) и рядом других государств…

Президент Вьетнама Чан Дай Куанг заявил, что Вьетнам «чрезвычайно высоко оценивает решение США о снятии оружейного эмбарго», и назвал его «надежным доказательством полной нормализации американо-вьетнамских отношений». И действительно — стороны не ограничились рамочными высказываниями: в присутствии Обамы и Чан Дай Куанга была подписана крупнейшая в истории гражданской авиации Вьетнама сделка. Согласно контракту, американский самолетостроительный концерн Boeing Co. получил заказ на 100 самолетов модели 737 MAX 200 от вьетнамской авиакомпании VietJet Aviation на сумму около $ 11,3 млрд.

В СМИ этот контракт вызвал бурную реакцию, поскольку западные журналисты сразу же предположили, что и в сфере военных закупок между США и Вьетнамом возможны прорывные миллиардные контракты, что означает «конец доминированию Москвы на вьетнамском рынке вооружений». Напомним, что Вьетнам — традиционный партнер России в военно-технической сфере — более 90% импортируемой продукции военного назначения Вьетнам закупает у нас.

За последние годы между Москвой и Ханоем подписаны контракты общей стоимостью более 4,5 млрд. долларов. На настоящий момент Россия поставила Вьетнаму 4 из 6 дизельных подводных лодок проекта 06361 «Варшавянка» с ракетным комплексом «Club-S» (пятая доставлена на вьетнамскую военно-морскую базу Камрань, шестая проходит заводские ходовые испытания), восемь патрульных катеров проекта 10412, два фрегата проекта 11661Э «Гепард-3.9» (на очереди следующая пара — третий и четвертый были спущены на воду в апреле 2016-го), ракетные катера проекта 12418 (шифр «Молния»). Осуществлялись поставки подвижного берегового ракетного комплекса «Бастион», а также геоинформационной системы «Горизонт» для ПБРК. В перечне заказанной Вьетнамом военной техники значатся также истребители Су-30МК2 (c 2004 по 2012 г. по трем контрактам ВВС Вьетнама получили 24 истребителя, в 2013 году заключен контракт на поставку еще 12 машин стоимостью около $ 600 млн.)

Смогут ли теперь американские компании потеснить на вьетнамском рынке российских оружейников?

По мнению научного сотрудника Центра анализа стратегий и технологий, главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, решение США серьёзным образом не повлияет на вьетнамский рынок вооружений.

— Какие-то радикальные изменения исключены, во-первых, потому, что Россия по основным платформам и средствам поражения остается ведущим поставщиком для Вьетнама. Во-вторых, для этой страны важна цена, а наша техника дешевле американской. Но кое-что вьетнамцы все-таки могут закупить у Соединенных Штатов.

Они могут договориться о закупке запчастей и ремонте военной техники американского производства, стоявшей на вооружении бывшей южновьетнамской армии и захваченной в первой половине 1970-х. Некоторое количество такой трофейной бронетехники до сих пор остается на вооружении Вьетнамской народной армии, например, бронетранспортеры М113, V-100 и V-150 Commando. Также Вьетнам могут заинтересовать американские береговые РЛС, средства связи, радиоэлектронной борьбы, возможно, какая-то шифровальная техника, а также какие-то образцы стрелкового вооружения. Это, конечно, небольшие суммы, но тем не менее.

Из более крупных контрактов возможна покупка военно-транспортных самолетов, в первую очередь C-130 Hercules. Мы не производим самолеты такой категории, а военно-транспортная авиация Вьетнама — довольна слабая и устаревшая. Также, на мой взгляд, не исключены договоренности о поставках военно-транспортных вертолетов типа Boeing CH-47 Chinook.

Но я сильно сомневаюсь, что вьетнамцев заинтересует американская бронетехника. Все-таки основу его танкового парка составляют Т-62, Т-54 и Т-55 и их китайские аналоги Туре 59, а также советские легкие танки ПТ-76, северокорейские ПТ-85, китайские Туре 62 и Туре 63.

ПВО Вьетнама базируется на советско-российских средствах (ЗРК «Квадрат», ЗРК С-125, ЗРС С-300ПС, ЗРК «Стрела-10», ПЗРК «Игла»), поэтому в этом сегменте закупки американских систем также полностью исключены. К тому же, у американцев нет такого широкого набора средств ПВО, который предлагает отечественный производитель.

Таким образом, хотя с Вьетнамом в сфере военно-технического сотрудничества взаимодействует Израиль и ряд европейских стран, но в целом российскому доминированию на этом рынке вооружений ничего не угрожает. Тем более что Китай в силу известных причин там вряд ли когда-нибудь будет широко присутствовать.

Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский также считает, что снятие Штатами оружейного эмбарго с Вьетнама приведет лишь к закупке тех нишевых продуктов, которые Россия не предлагает.

— Если говорить о видах вооружённых сил, то Вьетнам сейчас в первую очередь заинтересован в усилении своего военно-морского флота. Для него модернизация сухопутной армии стоит отнюдь не на первом месте, поэтому надеяться на крупные контракты по бронетанковой технике и артиллерии пока не стоит никому, в том числе и России.

Единственное, что, на мой взгляд, могло бы заинтересовать вьетнамцев из «арсенала» США и что не может производить Россия — это самолеты базовой патрульной авиации. Например, P-3 Orion Boeing или P-8 Poseidon, предназначенные для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в районах патрулирования. Да и то, речь может идти о закупке буквально нескольких штук.

На этом, пожалуй, и все. Основу ударной мощи вьетнамских ВМС пока составляют ракетные катера советской и российской постройки, и в этой сфере Вьетнам, как известно, продолжает оставаться одним из крупнейших зарубежных операторов российской техники.

Источник

Фото Википедия

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.