В Мире

О налаживании российско-японских отношений (NikkeiНихон кэйдзай, Япония)

Седьмого мая премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) прилетит в российский Сочи на неофициальную встречу на высшем уровне с российским президентом Владимиром Путиным.

У Абэ есть грандиозный план заставить Путина пойти на уступки в длящемся уже не одно десятилетие споре между двумя странами по поводу самых южных Курильских островов, которые Япония называет «Северными территориями». Четыре спорных острова — которые по-японски называются Кунасири, Эторофу, Хабомаи и Сикотан — являются частью территории России после их захвата у Японии в конце Второй мировой войны.

Ради налаживания диалога с Россией Абэ поставил на карту немалый политический капитал, и с тех пор, как занял свой пост в конце 2012 года, встречался с Путиным уж более десяти раз. Но направленные на сближение попытки Абэ осложнились тем, что Россия в 2014 году приняла решение о присоединении Крыма и продолжает оказывать поддержку сепаратистам на востоке Украины. Его администрация испытывает внутренние противоречия, связанные, с одной стороны, с желанием наладить отношения с Россией, а с другой стороны, оставаться верными своим партнерам по Большой семерке, группе из семи развитых экономик — и особенно своему ближайшему партнеру Вашингтону.

Эта напряженность ощущалась в прошлом месяце во время подписания министрами иностранных дел стран G7 коммюнике, в которое вошло — по просьбе Японии — упоминание о важности «поддержания диалога с Россией». Президент Барак Обама предостерег Абэ против поездки в Россию, подчеркнув, что Кремль обязательно воспользуется этим визитом и воспримет его как знак того, что изоляция России от Запада ослабевает.

В результате дипломатических заигрываний Абэ с Россией появилась определенная надежда на то, что Япония и Россия смогут, наконец, разрешить свой территориальный спор и подписать договор о мире, положив конец враждебным отношениям времен Второй мировой войны. Но отношения между ними резко ухудшились в связи с тем, что Япония ввела против России санкции за участие в конфликте на Украине. Кроме того, в связи с изоляцией России Токио счел сложным сохранять дипломатическую передышку для налаживания диалога с Москвой.

Решение Абэ ускорить поездку в Россию явно свидетельствует о том, что его администрация не желает упускать возможность уладить разлад в отношениях с Москвой. Но для того, чтобы Токио и Москва достигли ощутимого прогресса в разрешении территориального спора и заключении мирного договора, двум сторонам необходимо будет в ближайшем году согласовать ряд реальных действий, чтобы поднять свои несистематические консультации, проводимые по узкой тематике, до уровня официальных отношений, ориентированных на достижение результатов.

Создание такой модели отношений повысит риски для администрации Абэ, поскольку она пытается наладить диалог (с Россией) и при этом оставаться в партнерских отношениях с США. Несмотря на это, полностью восстановив отношения с Россией, Япония могла бы извлечь для себя огромную пользу и при этом смягчить критику со стороны Вашингтона, сосредоточив отношения, главным образом, на экономических вопросах и вопросах «мягкой безопасности».

Во-первых, в вопросе территориального спора Абэ следует убедить Путина согласиться на проведение каждые полгода консультаций на высоком уровне между министрами иностранных дел, направленных, главным образом, на оценку результатов работы по разрешению спора. Затем Абэ и Путин должны будут договориться о том, чтобы в ходе этих консультаций — в срок не позднее начала 2018 года — обеим сторонам была официально предложена рекомендованная стратегия.

Остров Итуруп и залив Оля

Для разработки осуществимой стратегии обеим сторонам необходимо будет скорректировать свои диаметрально противоположные точки зрения и согласиться с тем, что консультации министров иностранных дел направлены на достижение взаимоприемлемого компромисса. Привязка к этим переговорам станет дополнительным обязательством заключения двустороннего мирного договора после завершения консультаций.

Во-вторых, Токио и Москва должны разработать модель более прочных отношений в энергетической области, в основе которой будет план проведения ежегодных встреч на уровне министров энергетики. Двухсторонние консультации по энергетическим вопросам начались в 2008 году после подписания соглашения между Путиным и бывшим премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi). Правда, за прошедшие годы эти отношения начали пробуксовывать в связи с возникновением новой напряженности из-за Южных Курил и отсутствием особого стремления у обеих сторон.

Огромные запасы минералов

В ходе этих новых диалогов Токио и Москва должны найти альтернативные способы преодоления существующих у стран проблем. Считается, что на самых южных Курильских островах имеются огромные запасы минералов и углеводородов — в том числе золота, серебра, титана, железной руды, редкоземельных минералов, нефти и газа. Для Японии, как страны, у которой нет особых природных ресурсов, эти острова и окружающие их воды представляют особую ценность. Одним из путей к решению проблемы стало бы совместное развитие инфраструктуры источников возобновляемой энергии — например, энергии ветра и солнечной энергии на самых южных Курильских островах и в Восточной Сибири на российском Дальнем Востоке.

Япония и Россия уже сотрудничали в этой области. В начале этого года российская государственная энергетическая компания РАО «ЕЭС России» и японские компании Mitsui & Co, Komaihaltec Inc и Fuji Electric осуществляли совместную предпроектную работу и успешно реализовали пилотный проект по ветровой энергетике и интеллектуальным сетям в Усть-Камчатске на российском Дальнем Востоке.

Хотя этот проект был разработан на территории, не являющейся спорной, эту модель сотрудничества можно с таким же успехом использовать и на таких спорных территориях, как Южные Курилы, поскольку в отличие от углеводородов возобновляемые источники энергии вроде ветра и солнца имеются в неограниченном количестве. В этом смысле такой совместный проект на самых южных Курильских островах был бы выгодным для обеих сторон — он снабжал бы энергией обе страны и обеспечивал бы им энергетическую безопасность, при этом удалось бы обойти спорные вопросы о принадлежности островов.

В-третьих, России и Японии следует расширять свое сотрудничество в области рационального использования морских ресурсов — особенно это касается промысла рыб и других морских животных. Две страны подписали в 1998 году двухстороннее оглашение о сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов, что позволило японским рыбакам участвовать в промысле у берегов спорных островов.

Это соглашение стало образцом совместного использования ресурсов, однако взаимодействие необходимо расширять. Например, России и Японии следует более тесно сотрудничать в области пресечения незаконного промысла в этом районе и борьбы с рыбной контрабандой. Кроме того, двум странам следует сосредоточить свои усилия на сохранении биологического разнообразия морских ресурсов в водах, омывающих острова.

В-четвертых, Москве и Токио следует укреплять сотрудничество в нетрадиционных вопросах безопасности, например, в оказании гуманитарной помощи и помощи при стихийных бедствиях, проведении поисково-спасательных работ в море и в мероприятиях по борьбе с пиратством. Стороны и раньше проводили совместные учения по поисково-спасательным работам, и эта область может стать полезной для укрепления сотрудничества — особенно если учесть существующее между ними соглашение о рыбном промысле.

В-пятых, Япония должна воспользоваться сроками проведения Олимпиады в Токио в 2020 году для совместной работы с Россией в сфере обеспечения безопасности главных мероприятий, важнейших объектов инфраструктуры и границ. Россия недавно приобрела в этой области богатый опыт, когда в 2014 году принимала у себя в Сочи зимнюю олимпиаду, и теперь, когда она готовится стать хозяйкой Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Две страны должны обмениваться успешным опытом и координировать деятельность своих соответствующих бюрократических структур.

И, наконец, несмотря на изоляцию в этом вопросе от остальных стран Большой семерки, Япония должна рассматривать специфические способы налаживания взаимодействия с Россией в рамках других региональных форумов — таких, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, региональный форум под эгидой Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Восточно-Азиатский саммит. Москве и Токио также следует стремиться к более тесному взаимодействию в рамках адресных программ обеспечения региональной безопасности, в которых их цели совпадают — таких, как создание безъядерной зоны на Корейском полуострове, борьба с торговлей людьми, контртеррористическая деятельность и борьба с незаконным оборотом наркотиков.

Для улучшения отношений между Японией и Россией потребуется большая работа и настойчивость. В этой связи особо сложным будет разрешение территориального спора по самым южным Курильским островам, поскольку там проживают около 30 тысяч россиян. Кроме того, такие односторонние действия, как утверждение Россией плана по развитию всей гряды островов с целью модернизации объектов военной, транспортной и энергетической инфраструктуры, на реализацию которого было выделено 1,2 миллиарда долларов, способствуют новому нагнетанию напряженности в отношениях с Японией.

Несмотря на это, и Москве, и Токио явно пойдет на пользу, если они смогут преодолеть разногласия и будут сотрудничать с целью создания разносторонних партнерских отношений, сосредоточив свои усилия на взаимодействии в области энергетики, обеспечения безопасности и на укреплении сотрудничества в решении региональных задач. Предстоит пройти нелегкий путь, но важно, чтобы лидеры обеих стран преодолели в себе стремление потакать националистическим настроениям у себя в странах и предприняли смелые шаги для развития отношений.

Источник

Фото  Фотохост-агентство

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.