Экономика и Финансы

Что стоит за снижением темпа роста цен?

В экономике складывается довольно странная ситуация. ЦБ называет это «новой реальностью», существенно отличающейся, по всей видимости, от «старой реальности».

Несмотря на многочисленные факторы, которые действуют повышательно на уровень инфляции, темпы роста цен не только не повысились, но, по оценкам ЦБ, даже упали (годовой темп прироста потребительских цен снизился с 9,8% в январе 2016 года до 7,9% по состоянию на 14 марта 2016 года). Именно этот факт используется в качестве очевидного аргумента в правильности кредитно-денежной политики.

Но макроэкономическая ситуация отнюдь не благополучна. Дефляция, как ни странно, также может являться симптомом грядущего кризиса. С такой «новой реальности» начиналась Великая депрессия 1930-х годов. В те годы цены на продовольственные товары были настолько низкими, что американским фермерам проще были сжигать выращенное зерно (как биотопливо), чем везти его на переработку в город со всеми вытекающими отсюда для города последствиями.

Любая цена состоит из затрат и прибыли. Цены могут расти в результате роста затрат. В этом случае производитель товаров и услуг вынужден увеличивать цены, поскольку в них, порой не по его вине, растет компонент затрат. Этот феномен в макроэкономике называется «инфляция затрат». Но цены также могут расти в том случае, когда увеличивается потребительский или инвестиционный спрос. В этом случае производитель товаров или услуг может легко повысить цены на свои товары до уровня этого спроса, получая дополнительную прибыль. Этот феномен в макроэкономике называется «инфляция спроса». А что же происходит в нашей экономике?

Во-первых, безусловно имеет место высокая инфляция затрат. Во многом этот рост затрат носит нерыночный, рукотворный характер. Обеспечивают этот рост затрат не какие-то злопыхатели «из-за бугра», а собственное правительство. Производители товаров и услуг, к которым относятся фермеры, транспортники, машиностроители и другие, полезные для экономики предприниматели, вынуждены вкладывать в свои затраты растущие цены на бензин («спасибо» правительству за акциз), транспортные сборы (налоги, «Платоны» и пр.), налоги на недвижимость (с ее завышенной кадастровой стоимостью), сборы на капремонт и многое, многое другое, что включается в состав обязательных платежей, от которых, как известно, хочешь ты того или нет, но отказаться нельзя. А значит, население вкладывает эти выплаты государству и аффилированным с ним структурам в свои обязательные расходы, сокращая существенно спрос на все остальные жизненные блага, сжимая до предела тем самым рынок сбыта в стране.

А предприниматели вкладывают эти платежи в свои обязательные затраты, добавляя к ним и те, которые существовали в «старой реальности» — расходы на приобретение сырья, материалов, на транспортировку, аренду, платежи по кредитам и т. д. Это вынужденный рост затрат, который диктует необходимость повышения цен. Но отнюдь. Повысить пропорционально росту затрат цены на свои товары и услуги предприниматели не могут, поскольку упираются в потолок спроса. Он практически сдулся.

Сжатие спроса происходит не только по причине обнищания потенциальных потребителей, но и недоступности кредитов: автокредитов, ипотечных кредитов, инвестиционных кредитов и пр. Поэтому, предприниматели понимают: если увеличить цену в соответствии с ростом затрат, то можно натолкнуться на нулевой сбыт. Иными словами, предприниматель в условиях роста «инфляции затрат» упирается в «дефляцию спроса». Именно поэтому, на «выходе» рост инфляции пока находится в приемлемых границах. Но во многом это потому, что все, как потребители, так и производители, живут за счет накопленных «на черный день» запасов и резервов. Когда они закончатся экономику ждет банкротство.

Так стоят ли эти красивые на бумаге 7,9% инфляции жизнеспособности всей национальной экономики?

Источник

Фото ТАСС

Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.