Разное интересное

Архитектура как инструмент формирования сознания

Человек «соткан» из криволинейных поверхностей; нет ни одного прямого угла ни в клетках, ни в органах − во всём теле. Это не требует доказательств. Человек патологически не в состоянии жить в плоскостных, кубических объёмах, постепенно не разрушая себя.

Живя в виртуальной, гибельной для всего живого парадигме прямого угла, мы неизбежно приближаемся к тем энергиям, которые эти формы генерируют.

Обратите внимание: человек в наше время подсознательно начинает уходить от прямых углов, правда, пока в мелких объёмах: дизайн бытовой техники, легковых автомашин − там нет практически ни одного прямого угла, и они очень эргономичны, они радуют глаз и душу, в них удобно, как в утробе матери, они обтекаемы, они органичны. В интерьерах стало появляться много пластичных линий, и люди, живущие в них, становятся более естественными, гармоничными. Пришло время строить дома на основе криволинейных поверхностей, и, может быть, мы перестанем воевать со всем, что создано не нами…

Стали использовать круглые столы для переговоров, почувствовали, что всего лишь даже от ФОРМЫ маленькой вещицы − стола − зависит: то ли согласие, то ли война. За круглым столом − мир. За квадратным − война.

Вот что такое её величество − ФОРМА.

Поражающие факторы города

Статистика утверждает, что на физическое здоровье человека влияют прежде всего образ жизни человека и окружающая его среда, и только потом уже различные другие факторы (наследственность, уровень здравоохранения и т.д.). Таким образом, на состояние здоровье человека существенное влияние оказывает то, где он живёт и в каких условиях он живёт.

Современные города, к сожалению, являются не комфортным местом для проживания и развития человека, поскольку являются источниками множества факторов, которые непрерывно разрушают физическое и психическое здоровье человека. Вот лишь некоторые из них — современная архитектура, не отражающая в себе принцип золотой пропорции, плотный электромагнитный смог, в котором буквально вынужден купаться человек, загрязнённый воздух, шум в широком спектре частот, включая инфразвуковую составляющую и т.д.

Золотая пропорция является фундаментальным принципом построения живой материи, поэтому всё что не соответствует этому принципу является нежизнеспособным и оказывает разрушающее воздействие на живые организмы одной только своей формой и пропорциями. Форма, в основе построения которой лежит сочетание принципа золотой пропорции и симметрии, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Известно, что здания, картины и музыкальные произведения воспринимаются совершенными только в том случае, если в них проявлен принцип золотой пропорции.

Принцип золотой пропорции заложен во всех формах живого вещества, от клетки до структурных элементов Поля Формы Земли и Вселенной. Это есть идеальная норма построения всего живого и развивающегося. Нарушение или несоответствие этому принципу всегда приводит к угнетению, задержке развития, к ослаблению и заболеванию, что в конечном счёте ведёт со временем к уничтожению живого организма.

Форма любого объекта и его пропорции формируются линиями, которые мы воспринимаем на визуальном и подсознательном уровне. Известен такой визуально-психологический эффект: из хаотичного набора точек, линий или световых пятен человеческий мозг на подсознательном уровне формирует упорядоченные картины, где внимание субъекта сосредотачивается на обобщённых таким образом группах символов. Затем включается сознание и, например, несколько светящихся точек на небе оно обводит контуром и человек решает назвать всё это созвездием Большой Медведицы. Когда же этот образ становится достоянием общественного сознания с громадной историей во многих поколениях, люди даже в живую, а не только умозрительно, начинают как бы «видеть» между звёзд светящиеся тончайшие линии, образующие знаменитый «ковш». Это свойство совместной деятельности умозрения и зрения есть их «привязка» к правильным структурам – системам образов, комплексам символов, устойчивым акцентам восприятия как сознательного, так и подсознательного уровня психики человека.

Таким образом архитектура, за счёт комбинации прямых и кривых линий, способна создать определённое умственное состояние, что оказывает воздействие на человеческое сознание и формирует соответствующий тип социального поведения. Следовательно, архитектура является инструментом формирования духовно-нравственного облика человека и общественного сознания.

С учётом сказанного давайте посмотрим, в окружении каких внешних форм пребывают жители многих современных городов и в каких условиях происходит развитие их сознания?

Однообразие с множеством «прямоугольных» домов-близнецов и кварталов, однотонных по окраске и имеющих большое количество однородных элементов – голые стены, монолитное стекло, асфальтовые покрытия – всё это организует среду, которая резко отличается от естественно-природной, в которой веками жил и формировался человек. В результате меняется поведение человека, подобные «агрессивные поля» современных городов провоцируют человека на соответствующие действия и способствуют возникновению и росту преступности.

По статистике, в районах типовой застройки наблюдается самый высокий процент самоубийств, несчастных случаев и криминальных происшествий. Кроме того, специалистами давно уже замечено, что детская преступность в «спальных районах» Москвы примерно в 7 раз выше, чем в её центре. Неблагоприятная визуальная среда, когда человек вынужден постоянно пребывать среди зданий с искажёнными формами, приводит к возникновению и развитию психических заболеваний, падению нравственности и процветанию низменных качеств человеческой природы.

Нью-Йорк даёт разительный пример того, как планировка и высота зданий квартала влияют на количество преступлений. Наиболее опасными оказались крупные кварталы, застроенные зданиями свыше шести этажей. Согласно данным нью-йоркской полиции, число преступлений в небоскребах увеличивается почти пропорционально их высоте. Если в трёхэтажных домах совершается 8,8 преступления на тысячу жителей, то в шестнадцатиэтажных – до 20,2. Любопытно и то, что четыре пятых всех преступлений совершаются именно внутри здания: не окружающие садики и скверики, а как раз сами дома наиболее опасны для их обитателей. На лестницах, в холлах и лифтах рост преступлений еще более впечатляет: от 2,6 на тысячу жителей в шестиэтажных домах до 11,5 на тысячу жителей в девятнадцатиэтажных – то есть более чем в 4 раза.

Ухудшает ситуацию обезличивание городов, которое началось ещё в советское время и приобрело грандиозный размах: несколько лет назад социологи Минска провели эксперимент, сопоставив названия улиц Минска, Москвы, Нижнего Новгорода и Донецка. Получилась поразительная по своему однообразию картина. Названия улиц в Минске совпали: с московскими – 333 раза, с нижегородскими – 336 раз, с донецкими – 375 раз. В этих четырех городах повторялось почти 70% названий улиц. Центральные площади в большинстве наших городов носят, как правило, имя Ленина, реже – Революции, Мира, Победы. А что можно сказать о безликих «типовых застройках» и кварталах «Красных строителей», воспроизводящих унылое однообразие советской действительности?

По замыслу архитекторов революции именно Москва должна была превратиться в «образцовый социалистический город». В ходе реконструкции столицы была создана архитектурная среда, которая должна была постоянно воздействовать на человеческое сознание и подсознание, формируя новую психологию и соответствующий тип социального поведения проживающих в городе людей.

Выстраивая «небоскрёбы» и коммунальные «ковчеги» «социальных ячеек», переименовывая города и улицы, планомерно уничтожая всё многовековое своеобразие градостроительства, советские архитекторы тем самым насильственно меняли образ жизни жителей городов. Природная среда, осваиваемая подобным образом, стала постепенно превращаться в социально-обусловленную среду, «вторую» природу, и сознание этой второй природы – важнейшая функция архитектуры. Поэтому социальные процессы не только отображаются в архитектуре, но и формируются ею.

В архитектуре послереволюционного периода наиболее ярко проявились идеи конструктивизма, использующего по преимуществу простые геометрические формы (пирамиду, куб, цилиндр) и отличающегося показом самой конструкции и строительных материалов. Основоположником конструктивизма принято считать французского архитектора-мистика Ле Корбюзье, который отказался от использования элементов классической ордерной системы и перешёл к постройкам из стекла и бетона. Он использовал идеи существовавшие ещё в древнем мире, смысл которых заключался в том, что некоторая комбинация из прямых и кривых линий может создать определённое умственное состояние. В России последователями конструктивизма стали прежде всего московские архитекторы братья Веснины, Константин Мельников, Владимир Татлин, Борис Иофан – родственник Кагановича, главного разрушителя исторической части города. Этот эксперимент, отрабатывавшийся в столице, впоследствии переносился и тиражировался по всей стране.

Одной из первых задач, поставленных перед советскими архитекторами, было создание нового высотного силуэта города, планировалось «взорвать пространство» динамикой абстрактных форм. В литературе архитекторов того времени прямо не говорится о конструктивизме как об одном из средств деструктивного воздействия на сознание и подсознание человека, но признаётся, что если человека «заставить смотреть на неблаговидные и асимметричные структуры, которые обусловят в нём низменные чувства, тогда он будет склонен к аналогичным же поступкам. Например, если посреди города поставить плохо спроектированное здание, в этом городе будут рождаться неудачные дети, а мужчины и женщины, глядя на уродливые структуры, будут вести негармоничную жизнь».

Вредное воздействие типовых застроек, простых геометрических форм и зданий, построенных без учёта принципа золотой пропорции уже невозможно отрицать, однако архитекторы продолжают их проектировать и продолжают строиться здания, которые создают дополнительный психоэмоциональный дискомфорт в нашем и без того не слишком спокойном обществе. Одним из примеров подобного строительства является павильон «Форум» выставочного комплекса на Красной Пресне.

По архитектуре можно судить о тех процессах, которые зарождаются и будут происходить в обществе в дальнейшем, так как архитектура напрямую влияет на сознание человека. Исследователи того или иного периода в истории по архитектуре могут оценить нравственные приоритеты общества и его элиты, наличие и следование тем или иным взглядам, экономическое благосостояние общества, а также вектор движения в целом – в направлении развития или деградации.

Архитектура – объективный судья на историческом ринге. Безстрастно вскрывая суть политического строя, счищая шелуху лозунгов и обмана, она объективно даёт оценку жизни общества. И, как «слово, воплощённое в камне», она может убивать или животворить.

Архипов В.В. Площадь воскресения России. Криминальная революция

Небоскрёбы современных городов – это зримые символы духовного и физического пленения народа, разрушающие многовековое своеобразие градостроительства.

Чикаго — один из центров архитектуры США, родина небоскребов. Набережная Чикаго…

… и его московская копия. Сооружения делового центра «Москва-Сити» на набережной Москвы-реки.

Правительства некоторых стран уже предпринимают конкретные шаги, направленные на оздоровление окружающей городской среды. В 1974 году в Сент-Луисе (штат Миссури, США) был снесён целый жилой квартал, один в один похожий на типичный квартал в любом городе Советского Союза. Жилой комплекс «Прюитт-Игоу» (Pruitt-Igoe) называли тогда самым амбициозным проектом жилого строительства в США в послевоенное время.

В прессе район окрестили высотным пригородом, квартал получил первую премию на престижном конкурсе «Архитектурный форум». «Прюитт-Игоу» состоял из 33-х 11-этажных типовых жилых зданий. Район был рассчитан на проживание 12 тыс. человек. По фотографиям кажется, что находишься на в американском штате, а где-нибудь в московских Черемушках… Целью создания комплекса было решение проблемы жилья для молодых квартиросъемщиков, относящихся к среднему классу.

Открытие жилого комплекса состоялось в 1956 году и по началу всё выглядело радужно. Концепцию квартала планировалось масштабировать по всем Соединенным Штатам. Однако, уже через год, квартал начал превращаться в гетто, пришлось установить антивандальные двери и светильники, полиция стала отказываться приезжать по вызову в район, в 1970 году город объявили зоной бедствия и началось отселение жильцов. Заброшенные здания заполнили наркоманы и бомжи. Из-за нечеловеческих условий жизни в 1972 году начался снос жилого комплекса «Прюитт-Игоу», который был завершён в 1974 году.

Приведённые примеры свидетельствует о том, что архитектура способна влиять на сознание человека и формировать соответствующий тип социального поведения. Понимание этого факта позволяет принципиально по-другому относиться к постройке или приобретению дома, в котором каждый из нас будет жить или работать, ведь от этого будет зависеть психоэмоциональное состояние, состояние здоровья и судьба человека в целом.

Руское деревянное зодчество

В традиционном руском обществе весь архитектурный облик был осмысленным: Традиция диктовала форму и содержание. Среда несла в себе смысл, была кристализованным выражением понимания человеком Мiра.

Смотрите также: Мотивы русской архитектуры

Анализ абсолютно всех древних сооружений, начиная с египетских пирамид, показывает присутствие Золотой пропорции, и многовариантность её применения сбивает с толку. А самые «свежие» из уцелевших золотосечённых сооружений – древнерусские церкви и храмы!!! Издавна и до 18-го века на Руси строили согласно золотым пропорциям! Только Пётр I положил конец «беспорядку», приравняв казённую сажень (217,6см) к 7 английским футам (213,360 см). В 1835г. Николай I вообще запретил остальные сажени, а в 1924 г. была введена метрическая система.

Золотая пропорция в архитектуре

https://youtu.be/d3AxWLJN_f0

 

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.