Армия

Т-50 ПАК ФА vs ATD-X Shinshin: битва пятых поколений

Япония продолжает испытания прототипа истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin. После первой демонстрации 28 января текущего года наступил период испытаний. Заявлено было, что в феврале ATD-X уже совершит свой первый полет; февраль подошел к концу, но сообщений о первом полете пока не поступало.

По всей видимости, прошедшая 11 февраля первая пробежка по взлетке выявила какие-то недостатки, на устранение которых ушел весь остаток месяца. О предполагаемой дате первого полета Япония скромно умалчивает. Наверное, готовит сюрприз.

Тем не менее машина есть, и первая пробежка была. Со временем японцы справятся с возникшими сложностями и поднимут-таки свой самолет в воздух. А это серьезная заявка на место среди ведущих мировых держав.

Причем японцы не просто хотят иметь свой истребитель пятого поколения. Они утверждают, что ATD-X окажется куда более грозной боевой машиной, чем F-22 Raptor, который американцы отказались продавать в Японию.

Весьма сомнительное утверждение, все-таки F-22 — тяжелый истребитель, а в качестве эталона для сравнения Shinshin больше подходит F-35. Но японцев никто за язык не тянул. Раз уж они хотят противопоставить свою поделку первому американскому истребителю нового поколения, значит, ее можно считать и конкурентом нашего Т-50. А раз так, то посмотрим, кто кого.

В мире прототипов

ATD-X Shinshin — еще не боевой самолет, а скорее демонстрационная модель. Собственно, аббревиатура так и расшифровывается: Advanced Technology Demonstrator. Реальная машина появится только в 30х годах.

Т-50 тоже находится на стадии прототипа, хотя поступление в войска первых серийных образцов ожидается уже в этом году.

Точные характеристики обоих самолетов засекречены, а то и попросту неизвестны. В то же время уже по имеющимся данным можно сделать некоторые выводы.

Пламенный мотор

Основной агрегат любого самолета — это, конечно же, двигатель. На ATD-X Shinshin, по всей видимости, стоит двигатель General Electric F404. Рассматривался вариант установки двигателя от шведского Saab JAS 39 Gripen, но от этой идеи отказались в пользу двухдвигательной схемы. Ну а движок собственного производства японцы разработают попозже. Ну, как минимум, обещают разработать.

Теоретически двигатели от FA-18 должны обеспечить японскому самолетику крейсерский сверхзвук. Вполне вероятно, учитывая, что он меньше и легче американца.

В качестве системы управления вектором тяги у ATD-X три лопасти, вроде тех, что поначалу применяли в своих исканиях американцы. Позже «наши западные партнеры» решили, что щелевого сопла с отклонением вектора тяги по тангажу им хватит, но японцы грозятся доделать осесимметрическое отклонение вектора тяги как на Су-35. А пока будут летать так.

Российский Т-50 использует двигатель АЛ-41Ф1. Отечественный агрегат, способный обеспечить нашему истребителю сверхзвуковую крейсерскую скорость. Осесимметрическая система управления вектором тяги уже опробованная и доказавшая свою надежность.

Несмотря на отличные характеристики имеющейся модели, ведется разработка еще более продвинутого двигателя, который планируется к производству в середине 20-х.

Скоростные характеристики обоих самолетов пока неизвестны, однако уже сейчас можно сказать, что Т-50 выигрывает как минимум за счет отечественного производства двигателей, что критически важно для боевого самолета. Управление вектором тяги у нашего истребителя куда лучше, чем японские танцы с лопатками, да и год начала эксплуатации (2010 против 1978) как бы намекает на более совершенную конструкцию.

Планер

ATD-X Shinshin — самолет небольшой, длина всего 14,17 м, размах крыла 9 метров. По форме планера он поразительно напоминает F-22 Raptor. Как и у американцев в конструкции используются композитные материалы, хотя доля этих композитов может быть другой. Нормальная аэродинамическая схема, высокорасположенное трапециевидное крыло. Классическое трехстоечное шасси с передней стойкой, убирающейся назад. Воздухозаборники с S-образным воздушным каналом. Сходство с американской машиной налицо.

Российский Т-50 тоже выполнен по нормальной аэродинамической схеме и с трапециевидным крылом. Однако у нашего истребителя канал воздухозаборников прямой, а сами они находятся под фюзеляжем, благодаря чему становится возможной поворотная передняя кромка корневого наплыва. Вертикальные стабилизаторы, в отличие от ATD-X, цельноповоротные.

В целом, благодаря более развитой механизации крыла, российский самолет обладает лучшими маневренными характеристиками, по сравнению с японским собратом.

Авионика

Эта часть самолета скрыта от глаз стороннего наблюдателя. Приходится полагаться только на заявления производителей.

Японцы хвастаются оптоволоконной системой передачи данных с многократным дублированием и новейшей БРЛС, которая должна быть не хуже, чем на F-22. Также на Shinshin стоит система коррекции режима управления полетом. В случае повреждения рабочих поверхностей она скомпенсирует утрату за счет оставшихся.

Российская машина оснащена не в пример лучше. Наличие на современных самолетах бортовой радиолокационной станции с активной фазированной решеткой — это уже стандарт, а наши конструкторы пошли дальше. Кроме центральной БРЛС на 1526 приемопередающих ячеек Т-50 несет еще четыре встроенных в обшивку антенны. Такой подход обеспечивает большую помехозащищенность, а также позволяет эффективнее обнаруживать малозаметные воздушные цели.

В целом японцам можно поверить, что они в состоянии создать достойную БРЛС своими силами. Все-таки японская электроника известна во всем мире. В то же время это будет пусть и развитая, но старая схема, которая не идет ни в какое сравнение с возможностями ПАК ФА.

Малозаметность

Японцы заявили, что ЭПР их самолета сравнима с ЭПР воробья. Но точных цифр, как ни странно, не назвали. Возможно, если тщательно выбирать угол облучения, то подобных результатов действительно можно добиться, но вряд ли противник будет этим заниматься.

Если посмотреть на имеющиеся изображения ATD-X, то некоторые элементы снижения радиолокационной заметности можно разглядеть. В первую очередь — это убранное во внутрифюзеляжные отсеки вооружение. Также заметны S-образные каналы воздухозаборников, развал килей, и створки отсеков шасси сложной формы.

Но есть и минусы: вертикальное и горизонтальное оперенье не цельноповоротное, лопасти системы управления вектором тяги, отсутствие радиопоглощающего покрытия. Правда, возможно, его просто не стали наносить на демонстрационный образец.

При создании Т-50 наши конструкторы нащупали тонкую грань, при которой малозаметность не сильно мешает аэродинамике. Из-за разнесенных двигателей канал воздухозаборника получился прямым, так что, чтобы лопатки компрессора не отсвечивали на радарах противника, пришлось установить радар-блокер. Зато такое расположение двигателей увеличивает объем внутренних отсеков, куда убран арсенал ПАК ФА. Таким образом сочетается малозаметность и внушительный арсенал. Кроме того, подфюзеляжный тоннель участвует в создании подъемной силы.

Слегка наклоненные цельноповоротные кили, отклоняемые корневые наплывы крыла, исполняющие роль ПГО, тщательно выверенные углы сопряжения плоскостей, — все, что можно было выжать из конструкции, не снижая аэродинамику, наши конструкторы из нее выжали.

Дополнительно на обеспечение малозаметности играет ОЛС (оптико-локационная станция), позволяющая анализировать пространство в передней полусфере, не выдавая себя работающим локатором.

Боевой потенциал

Понятно, что прототипы для боевых действий не предназначены, однако впоследствии начнется выпуск серийных моделей. Что можно сказать об их боевых качествах?

Сравнивая Т-50 и ATD-X можно сделать вывод, что вероятнее всего японец будет проигрывать российскому истребителю в боевом радиусе. Японский истребитель просто не сможет взять значительного запаса топлива. Самолет сам по себе небольшой, Искривленные каналы воздухозаборников и расположение ракет внутри фюзеляжа свободного пространства не добавляют.

Возможно использование подвесных топливных баков или дозаправка в воздухе. Правда, ПТБ не согласуется с концепцией малозаметности, а про возможность дозаправки в воздухе пока никаких сведений не поступало. Но летающие танкеры у японцев есть.

Топливные баки российского самолета вмещают 11 тонн топлива. На сверхзвуковой крейсерской скорости Т-50 способен пролететь 2 000 километров. А перегоночная дальность с двумя ПТБ более 5000 км.

Вооружение японского истребителя тоже оставляет желать лучшего. ATD-X просто не в состоянии взять на борт значительный арсенал. Четыре ракеты «воздух-воздух» ближнего радиуса действия и две авиационные пушки с небольшим запасом снарядов — вот и все богатство.

С этой точки зрения, у детища КБ Сухого огромное преимущество как в количестве поднимаемого вооружения, так и в разнообразии вариантов боевой нагрузки.

Вместо вывода

По таким параметрам как малозаметность, крейсерская сверхзвуковая скорость полета, современное БРЭО, включая РЛС с АФАР, всеракурсный обстрел целей и сверхманевренность, — оба истребителя можно отнести к пятому поколению. Однако для ATD-X Shinshin эти параметры — тот порог, который японским конструкторам скорее всего удалось переступить. Точных данных пока нет, но есть все шансы, что японец будет соответствовать хотя бы четырем из пяти требований.

В то же время для российского Т-50 эти требования — скорее отправная точка, за которой раскрывается весь потенциал отечественного истребителя пятого поколения.

В итоге Япония получит статусную машину, которую можно будет возить на авиасалоны и демонстрировать на парадах. А Россия — рабочую лошадку отечественных ВКС, которой летать до появления каких-нибудь суборбитальных гиперзвуковых истребителей и даже немножечко после.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.