АрмияРазное интересное

Топ-10 уникальных подводных лодок в мире

U-571
Немецкие подводные лодки времен Второй Мировой — тема для пристального изучения, интерес к которой не падает год от года. Асы-подводники на службе Третьего Рейха на новейших субмаринах были действительно хороши. Во всех морских противостояниях, налетах на конвои, охоте за эсминцами излюбленной тактикой немецких подводников было долгое ожидание, завершающееся стремительной атакой и таким же стремительным исчезновением.

Однако, несмотря на опыт подводников и профессионализм капитанов субмарин, техническая составляющая — едва ли ни главный секрет эффективности немецкого подводного флота.

Если подводные лодки 1-й и 2-й серии использовались как боевые, но не предназначенные для активных действий и долгих походов, то лодки 7-й серии — самые настоящие подводные убийцы, способные действовать на значительном удалении от места стоянки. Немецкие подводные лодки 7-й серии (или тип VII) уничтожили такое количество кораблей стран-союзников, что точное их количество историки подсчитывают и по сей день.

«Точное количество уничтоженных кораблей — очень интересный вопрос. Достоверно известно о том, что весь подводный флот Германии уничтожил около трех тысяч кораблей союзников. Львиную долю в уничтожении, скорее всего, занимают и подводные субмарины серии 7, поскольку, они наилучшим образом оснащались и были укомплектованы для нанесения молниеносных ударов. Также на таких подлодках служили и самые опытные командиры», — рассказывает в интервью «Звезде» военный историк, кандидат исторических наук РАН Александр Борисов.

Сравнительно небольшие немецкие субмарины, оснащенные дизель-электрическими двигателями мощностью 1 700 — 2 400 кВт имели «рабочую» глубину погружения 250-270 метров, а в случае критической ситуации (обнаружения или после молниеносной атаки) были способны «нырнуть» на 320-350 метров. Капитаны союзных флотов в прямом смысле слова ненавидели эти лодки не только за скорость: субмарины седьмой серии регулярно нападали на конвои стран союзников и при каждом нападении буквально с одного залпа топили по пять-десять кораблей снабжения, перевозивших припасы и технику.

Помимо четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов для серьезной работы, «семерки» имели дополнительное артиллерийское вооружение, расположенное на корпусе. 88-мм орудие с боекомплектом в 220 снарядов позволяло из надводного положения наносить критические повреждения небольшим судам, а крупные принуждать к отходу. Не хуже обстояло дело и с защитой «немцев». Послевоенное изучение захваченных субмарин показало, что обстрел корпуса лодки 20-мм и 23-мм боеприпасами не наносили видимого вреда лодке.

Изучение подводных лодок Германии способствовало не только анализу собственной военно-морской стратегии стран союзников, но и позволило взять на вооружение множество реализованных в немецких ДПЛ технологий.

«Комсомолец» — рекордсмен

Советская подводная лодка проекта К-278 с экзотическим названием «Плавник» — без всякого преувеличения, уникальнейшая из подводных субмарин конца 80-х годов. До момента трагического происшествия, застигшего советскую АПЛ в Норвежском море, лодка установила сразу несколько рекордов. По количеству внедренного радиоэлектронного, криптографического, разведывательного оборудования — лодка вне всякого сомнения, была лучшей в мире и самой совершенной на тот момент.

«Не все технические решения, реализованные в К-278 до сих рассекречены, но из того, о чем уже давно можно говорить — это прародитель сегодняшних боевых информационных систем «Омнибус-685». Уникальнейшая система, которая «замыкала» на себя все информационные, боевые и другие данные со всей субмарины», — заявил в интервью «Звезде» военный историк и офицер подводник Николай Вершинин.

Помимо уникального оборудования, «Комсомольцу» принадлежит не побитый до сих пор абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок. Во время ходовых испытаний лодка «нырнула» на глубину 1027 метров.

«Золотая рыбка»

«Гоночный катер с крылатыми ракетами» — такое шутливое прозвище давали подводники и все причастные к постройке АПЛ проекта 661 «Анчар люди». Лодка с десятью крылатыми ракетами П-70 «Аметист» установила абсолютный рекорд по скорости движения в подводном положении — 44,7 узла. Уникальные скоростные характеристики были достигнуты во многом и за счет применения революционного материала — впервые в истории постройки субмарин в качестве основного материала вместо привычной стали был выбран титан. Благодаря использованию титана лодка получила и второе свое название — «Золотая рыбка», ведь стоимость постройки перевалила за два миллиарда советских рублей.

Могущественный «АНТЕЙ»

Эпоха океанского противостояния и старания советской научно-исследовательской отрасли и серьезный промышленный задел осуществили один из самых беспрецедентных по своим масштабам проектов. Долгое время считалось, что максимальную опасность для берегов страны представляют авианосные ударные групп противника, включающие в себя как сами авианосцы, так и корабли сопровождения.

Для решения этой задачи и были спроектированы, а затем построены подводные лодки проекта 949А «АНТЕЙ», вооруженных крылатыми ракетами П-700. Именно АПЛ проекта «АНТЕЙ» на долгие годы стали головной болью и кошмаром натовских гидроакустиков, поскольку благодаря конструкции, подводный крейсер мог подходить к кораблям вероятного противника «на расстояние вытянутой руки». АПЛ проекта 949А — последние и самые совершенные в своем роде «специалисты узкого профиля» — основной задачей подводных крейсеров этого проекта является уничтожение авианосных ударных групп противника.

Вечно тонущая лодка

Случаются в истории субмарин и просчеты, которые дорого обходятся налогоплательщикам. В 2013 году в Испании разгорелся нешуточный скандал вокруг подводной лодки, на постройку которой правительство потратило 680 миллионов долларов. По сообщениям издания Daily Telegraph, проектировщики допустили критический просчет при разработке конструкции, проявление которого заключается в том, что лодка способна лишь на одно действие — на погружение.

Всплытие, по словам специалистов, находится за пределами возможных для этой подводной лодки режимов. Подводная лодка S-80 должна была стать первой полностью испанской разработкой, надежды на которую возлагали очень многие специалисты. Сообщалось также, что в перспективе, испанская лодка сможет конкурировать с американскими и российскими, однако судьба распорядилась иначе. Слишком тяжелую S-80 на вооружение так и не приняли, а все работы в этом направлении свернули.

Речная «Пиранья»

Согласно техническому заданию, подводная лодка с кодовым названием «Пиранья» аналогична маленькой, но хищной рыбке должна была действовать молниеносно и буквально «вгрызаться» во вражеские военно-морские объекты. Главной задачей небольшой субмарины было противодействие военно-морским объектам противника в отдельно взятом районе. Следует отметить, что малый вес в случае с проектом «Пиранья» не является ахиллесовой пятой.

При небольшом весе и водоизмещении, лодка оснащалась двумя 400-мм торпедами, способными причинить такой урон вражеской военно-морской базе или отдельно взятому кораблю, стоящему на рейде, что было бы уместно сравнить атаку «Пираньи» с «Перл-Харбор». Помимо торпед, лодка оснащалась специальным радиоэлектронным, измерительным и другим оборудованием, способным изучать вражеские объекты, а корпус из титанового сплава позволял в случае обнаружения «уходить» на глубины до 250-ти метров.

«Барракуда» и «Кондор»

В 2014 году началась модернизация одного из самых перспективных и технологически развитых проектов подводных лодок в составе ВМФ России. Проект 945 «Барракуда» и развитие этих АПЛ — 945А «Кондор» и 945Б «Барс» предназначаются для «охоты» за авианосными ударными групп противника.

Особенность проекта 945 заключается в том, что лодка, имея титановый сплав и минимальную заметность, обладает уникальным радиолокационным оборудованием, способным обнаруживать и распознавать вражеские корабли на расстоянии, вдвое превышающем обычное для радиолокационных систем АПЛ. Грядущая модернизация, помимо нового ядерного топлива и ремонта механических частей, «подарит» подлодкам 945-го проекта уникальную боевую информационно-управляющую систему, а также комплекс крылатых ракет «Калибр», с помощью которых станет возможно обстреливать наземные объекты вероятного противника.

Боевая «Лада»

В середине марта 2015 года на верфях в Санкт-Петербурге была заложена уникальная подводная лодка «Великие Луки» проекта 677 «Лада». Подводная лодка сможет выполнять широчайший спектр боевых задач: поражать подводные лодки и надводные цели, береговые объекты противника, устанавливать минные поля. Кроме того корабль может высаживать и принимать диверсионно-разведывательные группы. Лодка «Великие Луки» будет достраиваться по принципиально новому, модернизированному проекту.

«Эта подводная лодка, она по поисковым возможностям, по ударным, по техническим решениям во многом не знает аналогов», – рассказывает заместитель главнокомандующего ВМФ РФ Александр Федотенков. – Эта подводная лодка по ударным возможностям практически равняется многоцелевой атомной подводной лодке».

Такси для морского спецназа

Разработкой и постройкой советской сверхмалой подводной лодки «Тритон» ВМФ СССР убил, что называется, не двух, а сразу десять зайцев. Боевые пловцы, под нужды которых и разрабатывалась уникальная подлодка, теперь могли подходить к району выполнения поставленной задачи не просто на расстоянии выстрела. Фактически, сверхмалое средство для скрытной переброски морского спецназа позволяло «брать руками» искомый объект.

Вооружения такая лодка не несла, однако подводный «кабриолет», по словам специалистов, легко мог быть переоборудован в брандер — специальное судно со взрывчаткой на борту. Эксплуатация сверхмалых подлодок в отечественном флоте осуществляется и сейчас — модернизированный вариант крошечной субмарины для спецназа с обозначением «Тритон-1 М» используется на Северном флоте в крайне непростых погодных условиях. Ниша для использования сверхмалых субмарин, по словам экспертов, не иссякнет, и согласно всем прогнозам, скоро ВМФ России должен получить еще более современный вариант военно-морского «малыша».

«Акула» мирового океана

Нет в штабе ВМФ западных стран человека, который не знает об уникальной подводной лодке проекта 941 «Акула». Советской тяжелой атомной субмарине принадлежит такое количество «контактов» с западными ВМС, что, скорее всего, к кому-нибудь из натовских моряков-ветеранов холодной войны советская «Акула» приходит в ночных кошмарах. Субмарина длиной в 173 метра — это не просто плод революционных решений и тысяч томов технической документации. Это больше, чем футбольное поле в длину.

Тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения — это гроза, мощь и гордость всей отечественной промышленности. Про уникальное ракетное вооружение этой лодки до сих пор ходят легенды. Моряки-подводники из числа тех, кто вышел на пенсию, в рассказах утверждают, что крейсер способен поражать цели на экваторе, находясь в момент пуска в северных широтах. Однако, главное, что поражает, когда изучаешь 941-й проект — это размах. Высота от киля до рубки — 25 метров. Семиэтажный дом как раз вписался бы в эти габариты, а на палубе «Акулы» легко может развернуться «КамАЗ». Каждая ракета Р-39 из 20, что можно загрузить на борт, весит 84 тонны. Таким количеством ракет можно стереть в пыль площадь, сопоставимую с площадью более чем 300 крупных городов.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.