Не менее 826-ти образцов вооружения и военной техники будут изготовлены в период до 2025 года без применения импортных комплектующих. Об этом доложил в минувшую пятницу заместитель Министра обороны России Юрий Борисов, курирующий в ведомстве вопросы взаимодействия с организациями ОПК, в ходе проведения Единого дня приемки военной продукции, прошедшего под руководством Президента России Владимира Путина.
При этом, как подчеркнул замглавы Минобороны России, уже за первое полугодие этого года были найдены возможности по полному замещению комплектующих в семи образцах из 127, производимых в странах Евросоюза и НАТО, а также в 57 из 102, выпускаемых на Украине.
«Все графики импортозамещения взяты на контроль, по наиболее проблемным направлениям создан страховой запас, — проинформировал Борисов. — Невысокий результат по комплектующим изделиям стран НАТО и ЕС объясняется тем, что работы по импортозамещению начаты только с этого года и требуют времени на разработку, адаптацию и проведение испытаний».
Замещение отечественной продукцией импорта стало вынужденной мерой, принятой в ответ на санкции США и ряда других государств, прежде всего европейских. Тем не менее это оказалось на руку нашей стране: сокращение зарубежных поставок вкупе с развитием собственных технологий дало толчок реализации принятых ранее решений в сфере выпуска стратегически важной продукции, прежде всего обороной, локализация производства в России. Как изначально подчеркивали эксперты, это не «дань патриотизму», а реальные меры укрепления национальной безопасности.
Фото: unian.net
Что же касается Украины, то здесь ситуация оказалась продолжением откровенно русофобской политики новых властей. Так, указом Петра Порошенко в августе прошлого года было введено в действие решение так называемого совета национальной безопасности и обороны, определившего «меры по совершенствованию государственной военно-технической политики». Фактически украинские власти объявили о разрыве годами выстроенных отраслевых контактов, свертывании производств, ликвидации взаимовыгодных кооперационных связей. Несмотря на тяжелое положение собственной экономики, строящейся в немалой степени на сотрудничестве с российским ОПК и на его заказах, украинские власти вынесли вердикт: прекратить экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения, за исключением космической техники, используемой в рамках международных космических проектов.
Российское – снова лучшее
О том, что российский оборонно-промышленный комплекс способен в короткий срок обеспечить независимость от импорта при производстве военной техники, замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявлял еще в начале «раскрутки» нынешнего санкционного противостояния.
«Ну, перестали нам поставлять отдельные узлы и блоки наши коллеги из стран НАТО и ЕС. Простите, но мы не одни в мире. Мы поменяем логистику там, где нам по тем или иным соображениям нецелесообразно осваивать производство внутри России», — подчеркнул замглавы Минобороны РФ.
Как подчеркивал Юрий Борисов, военное ведомство вместе с предприятиями ОПК предпримут меры, которые позволят производить нужную для оборонной промышленности продукцию, не поставляемую в нашу страну из-за санкций.
Сегодня эксперты в один голос утверждают: санкции оживили российский ОПК, заставили вспомнить о собственных разработках, о производствах, о специалистах. Так, прекращение поставок украинской компанией «Мотор Сич» малоразмерных газотурбинных двигателей Р95 дало старт давно разрабатываемому российским НПО «Сатурн» проекту двигателей 36MT для крылатых ракет Х59. Двигатель российского производства обладает целым рядом преимуществ в сравнении с украинским. Здесь и более высокая тяга, и облегченный вес устройства, и пониженный расход топлива.
Фото: asialive.info.jpg
Перестанет «Мотор Сич» быть и ключевым поставщиком двигателей для российской авиационной техники. Так, еще в прошлом году в войска пошла первая серия вертолетов Ми-8АМТШ-В, выпущенных Улан-Удэнским авиазаводом с новыми, более мощными двигателями ВК-2500-03, произведенными ОАО «Климов» на предприятии «Петербургские моторы». Полный цикл производства двигателей теперь обеспечивается на нашей производственной базе. Двигатели ВК-2500-03 – это более высокая надежность и безопасность боевого применения, увеличенный ресурс, повышение летно-технических качеств вертолета.
Еще одним направлением модернизации вертолетной техники стала замена вспомогательной силовой установки АИ-9В украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска (6 тысяч метров против 4 тысяч у АИ-9В). То есть возможности вертолета при эксплуатации в высокогорье и при автономном базировании стали выше.
По словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Александра Михеева, «на примере Ми-8АМТШ-В результаты работы по импортозамещению свидетельствуют о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться улучшения характеристик вертолета».
От надводных кораблей…
Украинская госкомпания «Зоря — Машпроект» до недавнего времени поставляла газотурбинные двигатели почти для всех военных кораблей в России, действуя в кооперации с российско-украинским предприятием «Турборус» и российским НПО «Сатурн». Со сменой политического вектора ВМФ России не останется без техники.
Как сообщили в Объединенной двигателестроительной корпорации, уже созданы и успешно прошли государственные испытания двигатели М75РУ и М70ФРУ, которые сейчас являются базовыми высокоэкономичными автоматизированными судовыми газотурбинными двигателями 4-го поколения. Кроме того, в украинской силовой установке для фрегатов проекта 11356 продукция НПО «Сатурн» заменит реверсивную силовую турбину устройством с более высоким КПД и меньшим расходом топлива. Как подчеркнул гендиректор ОДК Владислав Масалов, на «Сатурне» будет осуществляться весь комплекс работ: и производство, и испытания, и ремонт.
Неприятный сюрприз ждет и компанию MTU Friedrichshafen GmbH, чье производство располагается в Германии. Как заявили в начале этого года Главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, при строительстве модернизированных корветов проекта 20385 немецкие дизельные двигатели будут заменяться на отечественные — производства ОАО «Коломенский завод». Его агрегатами ДДА12000 уже оснащен корвет «Стойкий»: на корабле они выполняют функцию главной энергетической установки.
«По своим параметрам наши двигатели не уступают зарубежным моделям фирм MAN, MTU и Wartsila, — подчеркивают в ОАО «Коломенские заводы». — Федеральная программа по развитию дизелестроения, осуществляемая с 2011 года, — первый серьезный шаг, обеспечивший материальную поддержку предприятий, который позволил за короткий срок создать образцы двигателей нового поколения».
О готовности работать над турбинами для силовых установок фрегатов заявил и «Уральский турбинный завод» в Екатеринбурге. Представители предприятия предложили перепрофилировать некоторые линии производства под изготовление в ближайшей перспективе газовых турбин для надводных кораблей.
В целом, как отмечает вице-премьер Дмитрий Рогозин, «импортозамещение в области газотурбинных двигателей — одна из сложнейших задач, но она может быть выполнена на территории России за 2-3 года».
…до космических аппаратов
Фото:gorodskoyportal.ru
Альтернативу украинским изделиям представил и Воронежский механический завод, на котором будет развернуто производство титановых шар-баллонов для ракет-носителей «Ангара» и «Протон». Ранее эти комплектующие делали на ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» в Днепропетровске. Шар-баллоны — это составляющие практически всех жидкостных двигателей ракет-носителей, представляющие собой герметичные сферические конструкции, где под большим давлением хранится гелий для использования в пневмосистеме ракетных двигателей. К 2016 году на ВМЗ должно быть налажено производство более ста таких изделий в год с дальнейшим ростом к 2023 году до 550 штук.
Лишится «Южмаш» и российского заказа на ракеты-носители «Зенит». Как сообщил недавно официальный представитель Федерального космического агентства Игорь Буренков, космические аппараты, которые планировалось запустить с их помощью, будут доставлены на орбиту с помощью новейших российских ракет семейства «Ангара». К слову, в декабре 2014 года состоялся успешный испытательный пуск первой ракеты космического назначения тяжелого класса «Ангара-А5», все комплектующие которой — исключительно российского производства.
«Российский ОПК более пяти лет назад начал реализацию программы по замещению украинских комплектующих на отечественные, — сообщил недавно журналистам заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев. — Такие стратегические решения по работе с оборонно-промышленным комплексом Украины были приняты давно: специалисты давно понимали, как развивается ситуация в этой стране. К тому же надо понимать, что 95 % комплектующих, которые производятся на Украине, еще старого, советского образца. Взять что-то современное оттуда просто невозможно — там этого нет».
Отвечать придется рублем. А лучше — евро
Если нынешние санкционные «капризы» Запада не отразятся даже на планах нашей страны по вводу в строй новых военных кораблей, самолетов и космических ракет, то что уж говорить о полигонах. Здесь России и вовсе не трудно положиться на собственных разработчиков. Предложенное в свое время сотрудничество иностранным партнерам было жестом доброй воли. Но они этот жест не оценили…
Посетивший недавно развернутый в межвидовом центре боевой подготовки в Мулино автономный полевой лагерь АПЛ-500 замминистра обороны РФ Юрий Борисов, сообщил, что Россия своими силами дооснастила этот объект после выхода из контракта немецкой компании Rheinmetall. Ранее эта фирма была рада сотрудничеству с нашим оборонным ведомством — выход на российский рынок сулил ей хорошие перспективы. Концерн был должен, в частности, оснастить центр системами лазерной имитации стрельбы и мобильными пунктами управления. При этом в случае успешной реализации контракта Минобороны России готово было привлечь немцев к строительству еще четырех подобных объектов. Однако санкции поставили на этих планах крест, и в итоге все, что раньше планировалось закупить у Rheinmetall, будет приобретено через компанию «Гарнизон», которая и завершает сейчас этот контракт.
Как сообщил замглавы российского военного ведомства, полигон в Мулино будет сдан в срок. Этот масштабный проект Минобороны России кардинальным образом изменит подготовку военнослужащих. Здесь планируется ежегодно обучать до 30 тысяч военнослужащих с использованием компьютерных технологий, имитаторов, новейших тренажеров, позволяющих выстраивать трехмерные пространственные модели и практически любую тактическую обстановку на поле боя.
Министром обороны РФ принято решение не закупать иностранное оборудование для полигонов и организовать его производство и выпуск из отечественных материалов и с максимальной локализацией. Наши инженеры уже создали отечественные групповые тренажеры, позволяющие вести «огонь» из всех видов оружия, в том числе из артиллерии. Уже сейчас привлеченная к этой работе компания СЭТ обеспечила производство с уровнем локализации 80 % , оставшиеся 20 % пока закупаются по импорту, сказал Юрий Борисов. Со временем и эти 20 % станут отечественными, считает он.
А на концерн Rheinmetall AG российское военное ведомство подало в суд. И хотя на предприятии всю ответственность за срыв контракта возлагают на власти своего государства и даже заявляют о готовности завершить работу, им придется выплатить многомиллионную неустойку. Кроме того, компании придется пожалеть о собственной репутации, которая после этой истории оказалась весьма подпорченной…
Жертвоприношение по-украински
О том, что санкционное противостояние бьет как по объекту этих «атак», так и по атакующим, сказано было уже немало. Дошло до того, что США и Евросоюз выразили обеспокоенность российской политикой импортозамещения. Как было отмечено весной этого года на заседании Комитета по торговым аспектам инвестиционных мер Всемирной торговой организации, США и ЕС, а также Канада и Япония «недовольны нынешними требованиями по госзакупкам, которые предусматривают первоочередное использование российской продукции».
Что уж говорить про Украину. По мнению многих экспертов, ее политика по свертыванию промышленного сотрудничества с Россией, в том числе в военно-технической сфере, сродни самоубийству.
«Практически вся продукция военного назначения украинского производства поставляется в Россию, и эта страна рискует не только потерять главного покупателя на мировом рынке, но оставить без работы сотни тысяч граждан, — считает бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский. — Обрывая военно-технические контакты с Россией, Украина «стреляет себе в ногу», уничтожая главный сектор своей промышленности — оборонно-промышленный комплекс».
«Клинической смертью» украинского ВПК назвал решения Петра Порошенко, блокирующие контакты с Россией в военно-промышленной сфере, депутат Государственной Думы РФ, вице-президент Союзмаша России Владимир Гутенев. Ему вторит и его коллега по парламенту, лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
«Отказ президента Украины сотрудничать с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса — бездарное и преступное решение, которое нанесет гигантский удар по украинской экономике, повлечет за собой безработицу и рост социальной напряженности», — считает он.
В том, что запрет на экспорт товаров военного и двойного назначения в Россию уничтожит военно-промышленный комплекс Украины, убежден и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Он уверен: предприятия украинского ВПК без российских заказов не выживут.
«Западу их продукция не нужна. Рано или поздно война закончится, но украинская оборонная промышленность и машиностроение к этому времени умрут, — считает эксперт. — В нынешних экономических условиях президент Порошенко не сможет выполнить свое обещание — дать более 3 млрд долларов на перевооружение украинской армии и обновление военной техники в 2015-2017 годах, их неоткуда взять, таким образом внутренний заказ не заменит внешний российский».
Автор: Дмитрий Сергеев
Фото: Минобороны России