Статьи

БРИКС и ШОС: сближение векторов интеграции

8-10 июля в Уфе одновременно пройдут встречи лидеров государств группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Индия, ЮАР) и Шанхайской организации сотрудничества (Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан). Форумы обоих объединений совпадают не только по времени: сближаются направления двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества в рамках каждого из них.

Основные направления экономического взаимодействия и в БРИКС, и в ШОС — энергетика, транспортная инфраструктура, перерабатывающая промышленность, взаиморасчеты в национальных валютах, формирование общих инвестиционно-кредитных институтов. Эти вопросы и будут обсуждаться в Уфе. Новым подтверждением сближения интеграционных структур, охватывающих государства четырёх континентов, является то, что в период работы саммитов состоится также совместное совещание глав государств лидеров БРИКС, ШОС, Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и тех государств, которые планируют вступить в названные объединения.

В последнее время наблюдается растущий интерес к участию в работе группы БРИКС и ШОС со стороны Индонезии, Мексики, Аргентины, Пакистана, Турции, Ирана, Шри Ланки, Бангладеш, Сирии, Монголии, Непала. Этот интерес самым тесным образом связан с надежами на выстраивание нового международного экономического порядка.

Общий объем торговли восьми первых из перечисленных стран со странами-членами БРИКС и ШОС за период 2009-2014 гг. увеличился более чем вдвое. За последние 6 лет объем совокупной взаимной торговли между странами группы БРИКС возрос также почти вдвое и примерно наполовину между странами-членами ШОС. Доля взаиморасчетов в национальных валютах внутри этих объединений увеличилась соответственно на 25 и 35%. А объем совокупных перекрёстных инвестиций внутри БРИКС и ШОС возрос на 20% и почти на треть соответственно.

Возникает трансконтинентальное интеграционное поле. Примером могут служить энергокомплексы стран группы БРИКС. Россия – крупнейший экспортер нефти и газа — реализует вместе с КНР проект «Сила Сибири». Китай в числе крупнейших импортеров нефти располагает технологиями производства сланцевых газа и нефти. Бразилия – один из мировых лидеров по производству и экспорту биотоплива, а в последние годы – и нефти. ЮАР ещё в середине ХХ века освоила производство нефти и нефтепродуктов из угля, ныне разрабатывает ресурсы сланцевой нефти. Обсуждаются проектные варианты трансазиатского газо- и нефтепровода Россия – Китай – Индия — Пакистан, в том числе с возможным продлением через территорию КНР «Силы Сибири». Это базовые факторы, влияющие на переплетение интересов указанных стран в области энергетической политики.

Энергетике, в том числе внедрению новых эффективных технологий, на саммитах ШОС и БРИКС в Уфе будет уделено особое внимание. Как сообщил министр энергетики Российской Федерации Александр Новак информационному агентству ТАСС, вопросы энергетики будут обсуждаться в рамках саммита ШОС также с иранской стороной. «С Ираном мы находимся в постоянном диалоге», — подчеркнул министр.

«В рамках предстоящего саммита БРИКС в Уфе, — говорит начальник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ Вячеслав Холодков, — намечается обсудить вопросы создания структуры, схожей с действующим с 2013 года Энергетическим клубом ШОС, а в нём участвуют не только страны ШОС (в составе клуба – Россия, Афганистан, Белоруссия, Казахстан, КНР, Индия, Монголия, Таджикистан, Турция и Шри-Ланка. – А.Б.). Например, это может быть Энергетическая ассоциация стран БРИКС. Эксперты обсудят возможности обмена ресурсо- и природосберегающими технологиями по производству энергопродукции. А в перспективе не исключается создание общего топливно-энергетического резерва группы БРИКС и единой информационной базы по продуктам ТЭКа стран той же группы».

По словам В.Холодкова, «активные связи со странами БРИКС позволяют российской стороне прорывать финансовую и технологическую блокаду, на которую рассчитывали страны Запада, вводя и продлевая антироссийские санкции». Совокупные инвестиции в России других стран БРИКС (в том числе в виде кредитов) за 2014-й — первое полугодие 2015 г. выросли почти на 25%. Свыше 60% объема этих инвестиций приходится на долю КНР. При этом условия предоставления кредитов странами-партнерами РФ по БРИКС более выгодны в сравнении с тем, что мог бы предложить Запад. Кредитные средства могут предоставляться в национальных валютах соответствующих стран.

Важен выбор отраслей, в которые направляются инвестиции. Учитывая значительную роль, которую играет в странах-партнерах России по БРИКС развитие инновационных и других высокотехнологичных производств, серьёзные требования предъявляются к оперативному повышению конкурентоспособности промышленного сектора российской экономики.

Всё больше присматриваются в странах БРИКС и ШОС к опыту формирования других межгосударственных экономических объединений. Особенностью этого опыта является то, что многие из успешных ныне объединений возникали поначалу на сравнительно узкой, двух- или трехсторонней основе. Скажем, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создавалась в течение почти 10 лет на базе таможенно-экономического союза Малайзии и Сингапура. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – на основе двухсторонних экономических соглашений СССР с Польшей, Чехословакией и Болгарией. Основой БЕНИЛЮКСа, создание которого потребовало почти 20 лет, был таможенно-экономический союз Бельгии и Люксембурга, действующий поныне. Точно так же Комиссия по сотрудничеству в бассейне Индийского океана, инициированная в 1984 г. Францией и ее территориями в этом регионе (ныне в составе Комиссии 7 стран), создавалась на базе двухсторонних экономических соглашений между странами/территориями-участницами. Так же и импульсом к созданию группы БРИКС послужили трехсторонние договоренности России, Индии и Китая, а к созданию ШОС – договорённости межу Россией, Китаем и Казахстаном.

Иллюстрация: fb.ru

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.