Армия

Обороноспособность России укрепят «Сосны» и «Баргузины»

17h

Нередко на просторах интернета встречается мнение, дескать, подъем отечественного ВПК и модернизация российской армии — не более чем пустые слова, призванные оправдать увеличившиеся бюджетные расходы по данному направлению. На деле же, считают подобные скептики, деньги банально разворовываются, и ни о каком новом вооружении речи не идет.


Даже перепугавший Запад танк на платформе «Армата» не способен переубедить людей, заочно поставивших крест на отечественной обороноспособности — они тут же окрестили его потемкинской машиной, наспех состряпанной в сугубо пропагандистских целях. Пожалуй, доказывать что-то этой аудитории совершенно бессмысленно.

Впрочем, этот скепсис может быть обусловлен информационным голодом. Подробности о новинках российского вооружения действительно освещаются в СМИ не слишком широко, а ведь помимо нашумевшей «Арматы» существует немало других интересных экземпляров, разработанных современным отечественным ВПК. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.

Не пролететь сквозь «Сосны»

Мобильные зенитные ракетные комплексы считаются последним рубежом защиты от неприятельского авиаудара или воздушной разведки противника. Сопровождая войска, они призваны поражать самолеты, вертолеты, беспилотники, а также высокоточное оружие, то бишь всевозможные крылатые ракеты, которые-таки умудрились добраться до места их дислокации.

Комплексом ближнего радиуса действия, принятым на вооружение в российской армии, является ЗРК «Стрела-10М3». Это третья модификация «старичка» «Стрела-10», впервые пополнившего отечественные вооруженные силы еще в далеком 1976 году. Однако назвать ее современной не повернется язык — этот ЗРК официально заменил предыдущие варианты еще 26 лет назад.

Еще в девяностых годах прошлого века было принято решение о создании принципиально новой системы на основе «Стрелы-10». Главными требованиями были относительная дешевизна, увеличенная дальность применения, больший боезапас, расширенный список целей, которые способен поразить комплекс, и автоматизация боевой работы. Исходя из этих характеристик «Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э. Нудельмана» разработала следующее поколение достойно зарекомендовавшего себя ЗРК (различные модификации «Стрелы-10» поставлялись не только в наших войсках, но и экспортировались в армии двух десятков стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, Восточной Европы и Латинской Америки).

Новинка, получившая название «Сосна», еще в прошлом году успешно прошла предварительные испытания и ждет государственных, по итогам которых будет принято решение о принятии ее на вооружение в российской армии.

17р_1
Фото: ЗРК «Сосна»

Заявленных требований удалось добиться. Максимальная дальность поражения по сравнению с предыдущей моделью увеличилась вдвое: с 5 до 10 километров. На полтора километра — с 3,5 до 5 — выросла и высота, на которой ЗРК может подбить цель. Боекомплект расширился втрое — вместо четырех ракет «Стрелы-10» «Сосна» несет на борту целых 12.

В качестве снарядов используются двухступенчатые ракеты с отделяемым двигателем «Сосна-Р» — например, такие же вовсю используются на корабельных комплексах «Пальма». Первые две секунды после запуска они управляются радиокомандной системой, после чего выходят на линию визирования, и в дело вступает помехозащищенная лазерная система наведения. Примечательно, что ракета умеет поражать цели как на пролете, задействуя осколочно-стержневую боевую часть, так и при прямых попаданиях — с помощью бронебойно-осколочной. А сплошная диаграмма чувствительности позволяет «Сосне-Р» не промахиваться даже по крохотным мишеням.

Сам комплекс полностью автоматизирован. Причем в автономном режиме обнаружение целей обеспечивает оптико-электронная система, способная работать в любых погодных условиях хоть днем, хоть ночью. Отказ в ее пользу от радиолокационных систем, использовавшихся прежде, не только повысил защиту от помех, создаваемых потенциальным противником, но и усложнил тому задачу по обнаружению комплекса. Впрочем, наведение на цель может обеспечиваться и извне — путем передачи данных из штаба или сторонней лазерной наводкой.

Еще одной отличительной особенностью комплекса является модульная конструкция — его можно устанавливать на любое шасси, грузоподъемностью до 3,5 тонн. Разрабатывается даже корабельный вариант, который сможет выступить альтернативой упомянутой выше «Пальме» для плавсредств, водоизмещением менее 500 тонн. Широкий выбор носителей не только удобен, но и развязывает руки потенциальным покупателям за рубежом. А там «Сосной» уже заинтересовались. К примеру, в ее пользусделала выбор Индия, отказавшись от совместных с Украиной разработок собственного комплекса.

Директор разработавшего «Сосну» КБ Владимир Слободчиков смог назвать лишь два зарубежных аналога своего детища. Первый — шведский переносной комплекс RBS-70 — с новинкой российского ВПК сравнивать не совсем корректно. Хоть он и предполагает возможность установки на транспорт, тем не менее относится именно к ПЗРК. Отсюда и соответствующие недостатки по сравнению с «Сосной»: боезапас лишь в две ракеты, причем носимых отдельно и привязанность к оператору. Да и дальность поражения уступает — 7 километров против 10.

17р_2
Фото: Переносной зенитный ракетный комплекс RBS-70

Второй возможный конкурент — швейцарско-американский комплекс ADATS.

17р_3
Фото: Зенитно-противотанковый ракетный комплекс M113 ADATS

Несмотря на почтенный возраст (а разработан он еще в середине 80-х годов прошлого века) по части характеристик он действительно сравним с «Сосной». Бьет он на 8 километров по воздушным целям и на 6 — по наземным. Однако на борту конкурент несет только восемь ракет против нашей дюжины. Экипаж комплекса должен состоять из трех человек, в то время как «Сосне» достаточно всего двух. Кроме того ADATS недостаточно автоматизирован — для захвата цели в работу должен включаться оператор. Также зарубежный комплекс использует РЛС, которая хоть и имеет защиту от средств радиоэлектронной борьбы, но более уязвима для стороннего обнаружения, чем начинка «Сосны».

Поезд номер 2.0

Если мобильные ЗРК — это последний рубеж противовоздушной обороны, то крайней преградой для принципиального решения напасть на страну являются развитые ракетные войска стратегического назначения этого государства. Наиболее распространенным является шахтное базирование межконтинентальных баллистических ракет. Однако есть у этого способа пара существенных недостатков.

Во-первых, передвинуть эти шахты непросто, а потому их местоположение может рано или поздно стать достоянием общественности, в том числе враждебно настроенной. Во-вторых, если это произойдет, в случае серьезной заварушки, противник может вздумать ударить именно по этим точкам, чтобы лишить нас обороноспособности.

В качестве подстраховки от такой перспективы используют мобильные пусковые установки. На боевом дежурстве в России стоят комплексы мобильного типа «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс». Кроме того, на вооружении нашей страны приняты ракеты морского базирования «Булава». Но этими двумя типами передвижные стратегические ракетные комплексы не ограничиваются.

Еще в начале 60-х годов прошлого века в США задумались о железнодорожном базировании снарядов. К 1962 году американцы планировали запустить 30 поездов, суммарно перевозящих полторы сотни баллистических ракет, однако стоимость проекта показалась им слишком высокой и идею временно забросили. Вернулись к ней в 1986 году, и четыре года спустя прототип поезда-ракетоносца прошел ряд испытаний. Но к тому моменту гонка вооружений завершилась, и Штаты решили не тратиться попусту.

В Советском Союзе также задумывались о базировании стратегических ракет на железной дороге. Соответствующие разработки стартовали в 1969 году и были доведены до конца. Шестнадцать лет спустя боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец», который также называли «поезд номер ноль» приступил к испытаниям, а еще через два года впервые встал на боевое дежурство.

Каждый состав в замаскированных под рефрижераторные вагонах нес три межконтинентальных баллистических ракеты — по десять боеголовок на штуку. Ракеты обладали поразительной точностью, за что на Западе получили название «Скальпель». К 1991 году двенадцать БЖРК были развернуты в Костромской области, Пермском и Красноярском краях. Но тогда же над ними начали сгущаться тучи. В результате договоренности руководства СССР и Великобритании поездам запретили выезд на железнодорожную сеть, по сути превратив их в наземные шахты. А еще два года спустя Россия подписала договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, предписывающий в ближайшие десять лет разобрать ракеты, установленные на борту «Молодцов». И в 2005 году БЖРК были официально сняты с боевого дежурства в РВСН.

Однако шесть лет назад впервые заговорили о том, что стратегические поезда могут вновь встать на рельсы. И весной 2013 года эти допущения приобрели очертания неизбежного: Московский институт теплотехники, создавший те самые ракеты «Булава», «Тополь» и «Ярс» взялся за разработку нового железнодорожного комплекса.

Возродить «Молодца» можно было, лишь спроектировав новый поезд. И не только потому, что технологии шагнули вперед. Прежние БЖРК производились в Днепропетровске, было необходимо разработать коренную российскую замену. И вот недавно замминистра обороны России по вооружению Юрий Борисов заявил, что эскизный проект нового поезда, получившего название «Баргузин», готов.

2 polosa
Фото: БЖРК Баргузин

Подробностей о БЖРК, который ожидается в наших войсках до 2020 года, известно немного. Вооружен он будет ракетами «Ярс» — по шесть штук в каждом составе. Во многом «Баргузин» напоминает «Молодец», однако новинка лишена многих существенных недостатков предшественника.

«Ярсы» вдвое легче прежних ракет, базировавшихся на БЖРК советской разработки, и это дает сразу несколько преимуществ. Во-первых, намного качественнее будет маскировка — прежде боевой характер «Молодцов» выдавали в том числе дополнительные колесные оси, необходимые для того, чтобы справиться с весом снарядов. Во-вторых, что немаловажно, дешевле обойдется подготовка железных дорог под маршрут «Баргузина». Для советского БЖРК приходилось дополнительно усиливать рельсы, чего благодаря легким «Ярсам» удастся избежать.

В итоге мы получим обычный с виду поезд с рефрижераторными вагонами, который будет отличать от гражданских коллег лишь несколько деталей: шесть межконтинентальных баллистических ракет на борту, экипаж из военнослужащих, который сможет автономно существовать внутри БЖРК 30 суток подряд, и такой уровень защиты состава, что ядерный взрыв поблизости не повлияет на его работоспособность.

Зато сам «Баргузин» в течение нескольких минут после получения команды может обеспечить удаленную на 10 тысяч километров цель серьезными неприятностями.

«Мощь данного состава с учетом разделяющейся головной части ракеты сможет быть приравнена к дивизии со стационарными шахтными комплексами. Мы, предварительно подсчитывая эффективность этой разработки, говорим о том, что и в ответно-встречном ударе, и особенно в возможном ответном ударе эффективность и возможности стратегических ядерных сил увеличиваются», — сравниваеткомандующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.

При этом на спутниковых снимках «Баргузин» будет казаться неприятелю обычным поездом, а его способность проезжать по 1000 километров за сутки лишь усложнит работу разведке потенциального противника.

Увы или к счастью, сравнить будущий БЖРК с зарубежными аналогами не получится — таковых просто не существует и в ближайшее время не предвидится.

Источник

Фото Politrussia

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.