Армия

Грабеж века: закат карьеры истребителя F-35

5h

Глобальный проект.

О том, чем в действительно будет являться проект F-35 для США — в Lockheed Martin умолчали. Умолчали о том, сколько времени потратят на разработку, умолчали и о том, в какую «копеечку» влетит новый проект налогоплательщикам. Однако, до сих пор Lockheed Martin и «крышующие» компанию военные чины молчат о самом главном — «самолёт будущего» и «перспективное оружие» не сможет эффективно воевать против обученного и хорошо оснащенного противника.

Тревожные звоночки.

Первые упоминания о неспособности F-35 вести эффективный бой в условиях плотной ПВО и активной радиоэлектронной борьбы относятся к 2006 году, когда компания Lockheed Martin начала мелкосерийное производство. Уже тогда, американский авиационный эксперт Фил Мюррей (англ. Phil Murrey) и член сенатской комиссии по вооружениям поставил под вопрос лётные и боевые характеристики «перспективного» самолёта.  В открытом письме компании Lockheed Martin Мюррей попросил указать, против каких именно систем новый самолёт окажется эффективен. Ответа американский авиационный эксперт не получил до сих пор. В Lockheed Martin такую нестыковку на сенатских слушаниях объяснили просто: на самолёт устанавливается перспективное и сверхсекретное оборудование, поэтому оглашение результатов работы может поставить под вопрос успех всей программы. Иными словами, фраза : «Отвалите, это секретно» — всё еще с успехом работает.

Публичные проблемы.

Однако, настоящие проблемы у всей программы F-35 начинаются лишь в 2009-м, когда ВВС США начинает летные испытания и пробует применять управляемой и неуправляемой вооружение. Из данных, рассекреченных с помощью портала WikiLeaks становится ясно, что F-35 унаследовал почти весь спектр проблем от своего старшего «собрата» — самолёта всё той же Lockheed Martin — F-22 Raptor.  Эксперт в области авионики,  доцент кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ — КАИ им. Туполева Илья Матвеев, в интервью порталу Рolitrussia отмечает : «У «Локхидов» с самого начала возникали проблемы. Сначала отказывалась дружить СУВ (Система Управления Вооружением) и само вооружение. Возникали до того нелепые ошибки, что «отстреливались» авиабомбы не те, что нужны были. Условно говоря — хочешь сбросить номер один, сбрасываешь номер три. И эту проблему решили только-только, буквально год назад.  Чуть позже после исследований выяснилось, что F-35 засекается почти всеми системами ПВО позднего советского и абсолютно всеми российскими системами ПВО — включая С-300/400 и не говоря уже о экспериментальной С-500, которая в данный момент проходит испытания. Сами американцы позиционируют этот самолёт как малозаметный, но мое мнение таково, что малозаметный он только внутри самих США.» — заявил эксперт.

Доработают или в утиль?

Скандалы с F-35, похоже, и дальше будут продолжаться. Истребитель, стоимость программы разработки которого, по мнению экспертов, перевалит за отметку в $100.млрд, пока с треском проваливается почти на всех серьёзных испытаниях.  Паники в ряды американских авиастроителей добавила недавняя статья «The National Interest» под названием «Пять способов заменить F-35».  Похоже, дела с разработкой F-35 действительно забуксовали, а то и хуже — приостановились до лучших времен.

А если не полетит?

Вместе со своим «новшеством» — самолётом F-35, в  Lockheed Martin рискуют снова наступить на те же грабли. Одной из самых важных составляющих, позволяющих самолёту считаться полноценной боевой единицей — является мощный вычислительный комплекс на основе серьёзной компьютерной аппаратуры. Если в случае с F-22 была проделана действительно титаническая работа по созданию новой аппаратной части, то в случае с F-35 инженеры Lockheed Matin решив, что «и так сойдёт», просто позаимствовали аппаратную часть у F-22. Несмотря на новейшие и полностью американские комплектующие — «глюки» самолёта — явление постоянное и системное.

Однако, основная масса проблем с F-35 после начала испытаний связана всё же с тем, что для маневренного и скоротечного боя самолёт оказывается не предназначен — российские эксперты, просчитавшие и смоделировавшие несколько воздушных боёв F-35 с российскими Су-30 и Су-35 пришли к выводу, что «сидячий утёнок» от Lockheed Martin в чистую проиграет российским самолётам.

Лётные характеристики F-35, которые достигаются новой конструкцией планера и новыми (по словам представителей Lockheed Martin) двигателями с лихвой перекрываются современными системами ПВО.

Авиационный эксперт Виктор Чернопятов в интервью Politrussia иронично замечает : «Ну понятное дело, что американцы не станут афишировать проблемы со своим самолётом. Железо это ведь не электроника. Это не программа, которую можно переписать или перенастроить. »

Пишите письма.

Будущее у самолёта F-35, как ни странно, скорее всего будет только внутри самих США. Недавние скандалы, отгремевшие у «союзников» по НАТО говорят о том, что даже в таких преданных демократии странах, как Канада или Австралия, похоже, нет дураков, желающих тратить безумные деньги на неэффективное оружие. Канадские военные в этом плане пошли чуть дальше — посчитав стоимость уже вложенных денег, стоимость эксплуатации, вооружения, обслуживания — бухгалтеры минобороны Канады пришли к выводу, что закупить самолёты для своей страны будет стоить — $25.млрд. долларов. Попавшие в СМИ документы чётко дают понять, что канадцы, в случае, если Lockheed Martin не придумает способ снизить расходы на программу F-35, то канадские вооруженные силы расторгнут контракт с Lockheed Martin в пользу модернизации уже стоящих на вооружении самолётов F-18.

В общем и целом резюме у F-35 получается незавидное — толком не производится, толком не летает, не стреляет, да и стоит как четыре, или даже пять аналогичных самолётов. Lockheed Martin, так умело маскирующая банальные грабежи под инновационные проекты, не устаёт обещать, что все детские болезни будут устранены. Однако, время идёт, а карьера F-35 так и не начавшись, уже подходит к своему печальному финалу.

Источник

Фото Politrussia

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.