В Мире

День народного единения: как русские Прибалтики встречают 9 мая

Если попытаться определить главный из неофициальных праздников, массово отмечающихся в Прибалтике, то День Победы далеко опередит все остальные даты. Да, отмечают его, главным образом, местные русскоязычные. Но делают они это с редкой слаженностью и воодушевлением. Для них 9 мая – едва ли не основная возможность продемонстрировать свою численность и свои идеалы.

Наперекор косым взглядам

В этот день колонны мужчин всех возрастов – от согбенных ветеранов до мальчишек – маршируют по улицам крупных населенных пунктов Прибалтики. Причем среди них немало именно представителей молодого и совсем юного поколения, отмечающих общий праздник вместе со своими отцами, дедами и прадедами. Люди повсеместно украшают свою одежду или автомобили георгиевскими ленточками. Гремят песни военных лет, читаются стихи, подножия памятников советским воинам и могилы павших освободителей буквально утопают в цветах. Организуется огромное количество праздничных мероприятий для ветеранов – концерты, киносеансы, поездки, встречи, раздачи подарков.

Естественно, местных националистов такой размах празднования Дня Победы нешуточно пугает. Неоднократно представители властей заводили разговоры насчет того, что 9 мая нужно как-то «ограничить». Скажем, лидер латвийского праворадикального национального блока VL-ТБ/ДННЛ Райвис Дзинтарс объясняет наплыв молодых людей к рижскому монументу Освободителям каждое 9 мая «недостаточным патриотическим воспитанием в школах». Озвучивались даже предложения отслеживать тех школьников, которые посещают памятник в день праздника, и наказывать за это их преподавателей.

Естественно, парламенты трех прибалтийских республик с негодованием отвергают даже возможность предположения о том, что День Победы можно сделать официально отмечаемым. Есть пресная общеевропейская дата 8 мая, которая значится в календаре как «годовщина окончания Второй мировой войны». Ее Рига и Таллин пытаются трактовать как «день национального примирения», не в силах забыть, что эстонцы и латыши сражались по обе стороны фронта. Представители же нетитульных национальностей и вовсе в расчет не берутся, равно как и их восприятие минувшей войны.

Общее отношение местных правящих элит к Дню Победы выразила в 2005 г. тогдашний президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга: «Конечно, мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию». Не стоит и говорить, что главы всех трех прибалтийских республик ответили отказом на предложение посетить Москву на 70-летие Победы. В наиболее резкой форме это сделала глава Литвы Даля Грибаускайте: «Смотреть военный парад, во время которого пронесут и флаг оккупированного Крыма – я не считаю, что сейчас это нужно делать».

Впрочем, разумеется, на размах празднования данный факт никак не повлияет. А ведь был период в начале 1990-х, когда, кроме ветеранов, в День Победы к некогда Вечному огню (ныне включаемому лишь в этот самый день 9 мая, кроме находящегося в Даугавпилсе, который с прошлого года вновь горит постоянно) приходили по несколько десятков человек, не более. Казалось, еще пара лет и эту дату в Прибалтике отмечать перестанут. И вдруг молодежь пошла в одном строю с ветеранами – с каждым годом все больше. Чья здесь заслуга? По сути, в регионе никто не сделал больше для популяризации 9 мая, чем правящие националисты. Достаточно вспомнить эпопею борьбы за русские школы в Латвии в 2004-м или «бронзовые ночи» в апреле 2007-го в Эстонии. Налицо яркий пример, как русскую общину оппоненты-националисты буквально заставили осознать собственную историю.

1-den-pobedy-v-rige

Так отмечают День Победы в Риге

2-den-pobedy-v-daugavpilse

…А так – в Даугавпилсе

Иногда создается впечатление, что даже в России этот праздник не отмечается с таким воодушевлением. Ведь русские прибалты идут к памятникам павших в Великую Отечественную отнюдь не оттого, что начальство велело, а потому, что, напротив, велено не ходить. Кстати, в дополнение к 9 мая достаточно широко празднуются и дни освобождения местных городов от немецко-фашистских захватчиков, приходящиеся в большинстве своем на лето-осень.

«Да, мы – «ватники», мы – «колорады»!»

Если говорить о городах Прибалтики, где День Победы отмечается особенно массово, то в первую очередь надо назвать латвийские Ригу и Даугавпилс, значительную часть населения которых составляют русскоязычные. Эпицентром событий неизменно является парк Победы в рижском Задвинье. Здесь находится величественный мемориальный комплекс, установленный в 1985 г. в честь освободителей Риги – предмет поклонения одних и ненависти других. Он состоит из 79-метровой стелы и располагающихся по ее бокам скульптурных изображений Родины-матери и воинов-победителей. На протяжении последних 20 лет властями неоднократно поднимался вопрос о сносе памятника: одним из последних на этой теме оттоптался министр обороны Артис Пабрикс. Имели место и случаи перехода от слов к делу: в свое время представители подпольной нацистской организации «Перконкрустс» попытались взорвать монумент под покровом ночи. Но Провидение не оставляет подобные вещи безнаказанными: и от самих незадачливых подрывников осталось лишь мокрое место…

Неудивительно, что для русской общины Латвии, отчаянно держащейся за свои корни, историю и идентичность, памятник Освободителям превратился в одну из главных святынь – на 9 мая сюда каждый раз приходит до 150 тысяч человек. Приближение праздника всегда означает головную боль для Думы Риги. С одной стороны, местный градоначальник Нил Ушаков является русским по национальности, за его партию «Согласие» голосуют именно русскоязычные. С другой – очень уж заметно стремление Ушакова и «согласистов» всячески подладиться под правящих, продемонстрировать, что они «свои», и попасть в правящую коалицию.

Скажем, два года назад Сейм Латвии приступил к подготовке окончательного запрета на публичных мероприятиях советской символики, которую официально приравняли к нацистской. Правда, до 9 мая сей закон не успели принять: однако «перестраховщики» из «Согласия» попросили рижан на этот раз не приносить с собой в парк Победы никаких флагов – они, мол, могут помешать зрителям насладиться праздничным концертом. Сейчас людям стараются внушить, что не стоит, дескать, «злоупотреблять» георгиевскими лентами: зачем лишний раз раздражать латышей? Правда, как показывают события, рижане не очень-то прислушиваются к таким конформистским предупреждениям…

Как правило, празднование 9 мая начинается уже рано утром. К остановкам у парка Победы один за другим «причаливают» полные трамваи и автобусы, останавливаются автомобили, из которых высаживаются люди с цветами. Многие покупают их и у самого памятника. Характерно, что среди продавцов, как правило, немало латышей, неприязненно относящихся к «оккупантскому празднику», но бизнес превыше всего! Вообще, как это ни печально для кого-то, но дух предпринимательства ощущается здесь очень сильно: народ заманивают в коммерческие палатки, временные кафе, к передвижным шашлычницам. Хорошо хоть продажа алкоголя запрещена.

Как всегда, течение праздника сопровождается обильным присутствием официальных лиц. Цветы к памятнику возлагают мэр Риги, посол России, другие послы и представители дипкорпуса. Весь день на сцене у памятника выступают артисты, демонстрируются кадры военной кинохроники. Также подтягиваются целые армии полицейских самых разнообразных подразделений и расцветок. Они занимают определенные точки на местности или неторопливо фланируют по окрестностям, зорко высматривая пьяниц, дебоширов и хулиганов. Надо отдать должное рижанам: прекрасно понимая, что нацозабоченные жаждут зацепиться хоть за какой-нибудь скандальчик с участием «пьяных ватников» и раздуть его до небес, они стараются вести себя достойно. Конечно, совсем без инцидентов не обходится: составляются административные протоколы «за нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения», за неправильную парковку и т. д. Но по сравнению с тем, что, как правило, творится на других общественно значимых событиях подобного или даже меньшего масштаба, это – сущие пустяки. Заканчивается все грандиозным салютом.

В Даугавпилсе колонна празднующих проходит шествием через весь город от сквера Славы до Дубровинского парка, где находится мемориал павшим воинам и Вечный огонь. Степенно шагают ветераны, о чем-то тихо беседуя между собой; рядом идут дети, внуки, правнуки…

4

3

Народ на тротуарах останавливается, приветствуя проходящих, многие и сами вливаются в колонну. Когда люди двигаются мимо Борисо-Глебского собора, церковные колокола вызванивают праздничный благовест. В Дубровинском парке звучат фронтовые песни и стихи, выступают мэр, местные политики, российский и белорусский консулы. Могилы воинов, покоящихся в Дубровинке, многослойно покрывают цветами, а ветераны благодарят представителей самоуправления за возможность проведения праздника. В современной Прибалтике это уже немало…

Ветераны в центре внимания

Скажем, в Латвии Полиция безопасности (ПБ) настоятельно не рекомендует муниципалитетам содействовать в организации празднования «вражеской» даты – дабы «снизить вероятность применения российской пропаганды». Например, нынешней весной Дума Огрского края (под Ригой) получила от посла России Александра Вешнякова письменную просьбу о сотрудничестве. Посольство попросило предоставить помещение, чтобы там преподнести местным ветеранам, бывшим труженикам тыла и малолетним узникам нацизма медали в честь 70-летия Победы (правом получить юбилейные медали обладают примерно 5000 человек, проживающих на территории страны). Председатель Думы Огре Артурс Мангулис связался на этот счет с ПБ. «На наш вопрос мы получили ответ, суть которого сводилась к тому, что в данной ситуации надо быть бдительными и вежливо отказать в поддержке проведения такого рода мероприятий», – рассказал позже Мангулис в телеэфире. Вот он и отказал. Впрочем, самоуправления Салдусского, Резекненского и Тукумсского округов оказались не столь трусливы и предоставили помещения для вручения наград.

Разумеется, 9 мая в центре внимания находятся ветераны, которых уже осталось совсем мало. Зампредседателя парламентской комиссии по национальной безопасности Карлис Сержантс с издевкой заявил, что 9 мая в День Победы на латвийские улицы выходит много «ряженых». «Подобные люди обязательно появятся у памятника. Мы очень хорошо знаем, что различные медали можно купить в антикварных магазинах в огромных количествах. Может быть, в России такие люди получают какие-то льготы, а у нас, возможно, просто так, покрасоваться», – презрительно сказал Сержантс. Впрочем, русские общественники стараются не обращать внимания на подобные «шпильки». Каждую весну они устраивают встречи ветеранов со школьниками, в ходе которых старики рассказывают ребятам о том, что им довелось испытать. Потом, когда дети вырастут, они уже сами станут делиться с собственными отпрысками, как общались с живыми участниками войны…

– К сожалению, – свидетельствует депутат Думы Даугавпилса Юрий Зайцев, – есть некоторые директора школ, которые противятся проведению встреч своих учеников с ветеранами. Что парадоксально, зачастую директора-латыши относятся к этому более либерально, чем русские. Сидит эдакая Марья Ивановна предпенсионного возраста, бывший член компартии, и говорит: «Проведение таких мероприятий идет вразрез с идеологией нашего государства…» Понятно, что ей руководит страх за свою должность. Очень обидно и неприятно выслушивать такое, конечно же…

Напомним, что жизнь ветерана в Прибалтике чревата возможностью репрессий. За минувшие 20 лет в отношении нескольких сотен из них была проведена доследственная проверка. В ряде случаев люди отправились на скамью подсудимых – их обвинили в либо в организации депортаций, либо в борьбе с «лесными братьями» (представителями подпольных объединений, совершавших вооруженные налеты на жителей, которые встали на сторону советской власти).

– Не так давно президент Андрис Берзиньш призвал всех нас к «примирению», – сказал автору статьи девяносточетырехлетний Иван Николаевич Терехов, глава Даугавпилсского общества борцов антигитлеровской коалиции. – Что ж, мы не против того, чтобы помириться. Другое дело, что пока воспевают и героизируют нацистских прислужников, пока оскорбляют и русских, и Россию – вряд ли у нас получится какое-либо настоящее примирение. Неужели мы будем кланяться тем, кто убивал наших детей и стариков? Нас до сих пор попрекают депортациями в Сибирь. Да, депортации были. Но, на мой взгляд, их масштаб просто несопоставим с размахом тех зверств и убийств, что причинили нам нацисты.

Если мы говорим о примирении, – продолжает И.Н. Терехов, – то начинать нужно с взаимоуважения, а о каком уважении идет речь, если нас тут считают «оккупантами» и периодически призывают к сносу памятников павшим освободителям? Впрочем, я верю в победу разума. Да, сейчас некоторые предпочитают не говорить, чем была бы чревата для всего народа Латвии победа Гитлера. Они пытаются опорочить память советских воинов, сложивших головы в борьбе за свободу нашей земли, но мы этого не позволим! Очень хорошо, что год от году все больше людей приходит на наши праздники 9 мая. И очень важно, чтобы молодежь не забывала, продолжала наше дело, когда нас, ветеранов, окончательно уже не станет…

5

«На Берлин!..»

Автор: Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

Источник

По теме:

1 комментарий

Конст.Koxanov 08.05.2015 at 21:49

Константин Коханов: «День Победы».
#####
«День Победы», семьдесят ЕМУ,
Мало, кто дожил до этой даты,
Кто прошёл с начала всю войну,
Без геройских подвигов СОЛДАТОМ.
#####
Слава Богу, то, что повезло,
Что без рук, без ног, остались живы,
Не калекой, лишь один на взвод,
Высший орден ЖИЗНЬ лишь, заслужили.
#####
В восемьдесят пятом ордена,
Дали «всем», кто дату эту встретил,
И о вдовах, вспомнят с того дня,
Кто их в сорок пятом, не заметил.
#####
В семь десятилетний юбилей,
Наконец, жильём «всех» обеспечат…
Большинство СОЛДАТ, лежат в земле,
ШАР ЗЕМНОЙ, ВЗВАЛИВ СЕБЕ НА ПЛЕЧИ.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.