В России

Новая битва за Германию

Соединенные Штаты поставили перед собой стратегическую цель – не допустить союза между Россией и Германией. Об этом в интервью российским изданиям заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. По словам главы МИД, Вашингтон старается «не позволить нам с ЕС углублять наше партнерство, а лучше – отбросить перспективы такого партнерства назад, особенно между Россией и Германией». Высказывание Лаврова в некоторой степени можно считать официальным признанием правильности доктрины русских геополитиков начала XX века, говоривших о необходимости союза России и Германии.

«Союз, открытое партнерство России и Германии необходимы для того, чтобы встряхнуть Евросоюз, и чтобы в этом Европейском союзе возобладала линия на отстаивание своих интересов и интересов государств, которые в этот союз входят, чтобы не отдавать на откуп политику Евросоюза маргиналам, которые, в общем-то, выполняют указания из-за океана», – сказал Сергей Лавров.

При этом, несмотря на все имеющиеся противоречия между Москвой и Берлином, Лавров считает, что сотрудничество между нашими странами имеет хорошие перспективы, хоть американцы будут всячески мешать процессу. «Это было бы, наверное, позором национальным для немцев. Я не думаю, что они пойдут на то, чтобы воспринять запреты. Но американцы могут и делают немало для того, чтобы не допустить сближения России и Германии. Есть факты, но я не могу их раскрывать. Мы знаем, какую работу проводят американцы по столицам, какие они месседжи доносят и до Германии, да и до многих других», – подчеркнул руководитель МИД.

Надо отметить, что о перспективах стратегического партнерства России и Германии задумываются не только в России. Недавно, во время выступления в Чикагском совете по глобальным делам, руководитель частной разведывательно-аналитической компании Stratfor (некоторые называют ее «частным ЦРУ») Джордж Фридман открыто заявил: «Суть происходящего заключается в том, что США строят «санитарный кордон» вокруг России. Для Соединенных Штатов первоочередная цель – не допустить, чтобы немецкий капитал и немецкие технологии соединились с российскими природными ресурсами и рабочей силой в непобедимую комбинацию, которую США пытаются не допустить вот уже целое столетие. Главные внешнеполитические интересы США на протяжении всего прошлого столетия, во время Первой, Второй и холодной мировых войн концентрировались на отношениях между Россией и Германией». При этом Фридман заметил, что пока у американцев нет полной уверенности, как себя поведет Германия в ближайшем будущем. «Реальная неизвестная в уравнении Европы – это немцы. У США есть на этот случай козырь в руках, которым они разобьют такую комбинацию: это линия между Прибалтикой и Черным морем. Если кто-то сможет мне дать ответ на вопрос, что предпримут немцы в этой ситуации, тот одновременно скажет нам, как будут выглядеть следующие 20 лет истории», – подчеркнул Фридман.

Очевидно, что ситуация на Украине вызвана не только внутренними проблемами этой страны, но и геополитическими интересами ведущих мировых игроков. Сергей Лавров прямо заявил, что американцы готовы использовать любые методы, чтобы разорвать многовековую связь между Россией и Европой. Об этом же говорят и американские аналитики. Но как сможет защитить себя Россия? И есть ли силы у нашего государства, чтобы реализовать амбициозный проект союза России и Германии и тем самым изменить весь расклад в Европе?

Как говорит руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов, в Берлине сегодня настроены на конструктивный диалог с Москвой:

– Сотрудничество между Германий и Россией идет полным ходом, хоть об этом и мало говорят. Заморожен политический диалог, но он продолжается между Путиным и Меркель, между Лавровым и Штайнмайером, общаются между собой экспертные сообщества. Отменены только государственные визиты.

В экономической сфере Германия не вводила против нас санкций, их ввел Евросоюз. То есть, двустороннее сотрудничество не прекращено. Да, товарооборот сократился, но большинство немецких компаний в России продолжают свою работу. Только что мэр Москвы Сергей Собянин и обер-бургомистр Дюссельдорфа подписали четырехлетнюю программу сотрудничества. Все федеральные земли Германии продолжают связи со своими партнерами в России. Идет полным ходом научно-техническое сотрудничество, причем появляются новые гранты. Существует культурный обмен, реализуются программы в рамках Года русского языка в Германии.

Но Лавров прав, что стратегическая цель США – ослабить Россию через санкции, через давление, через ухудшение отношений с европейскими странами. Геополитически для Вашингтона выгодно ослабление связей между Москвой и ЕС. И не потому, что речь идет о Европе, просто Соединенным Штатам выгодно всё, что бьет по нам.

Меркель и Штайнмайер недовольны Москвой с точки зрения нарушенных, по их мнению, международных норм в связи с Крымом. Но Германия, в отличие от США, не ставит цель нанести России вред, ее цель – вернуть нас в правовое поле, как это понимают в Берлине. Так что есть предпосылки для возобновления политического диалога. В этом году ожидается проведение «Петербургского диалога» в полном формате.

Я не соглашусь с теми аналитиками и журналистами, которые говорят о глубоком кризисе российско-германских отношений.

– Как мы можем способствовать сближению России и Германии?

– Необходимо, прежде всего, доверие. Мы знаем, как работают американцы. Они могут давать дезинформацию по ситуации на Украине, в Донбассе. Они будут давить на точки, на которые реагирует Германия. А Берлин реагирует на нарушение международного права. Для нас «козырь» – выполнение взятых обязательств по Минским соглашениям.

Обращу внимание, что в Германии помимо движения против исламизации PEDIGA существует еще движение против американизации PEGADA. В обществе растет недовольство обсуждаемым соглашением о Трансатлантическом партнерстве, которое предполагает создание зоны свободной торговли между США и ЕС. Всё более очевидным становится, что американцы давят на Германию. Но США получат противодействие своей политике. В 2017 году будут выборы в Бундестаг.

Американцам приходится играть очень сложную партию, подбрасывать дезинформацию.

Россия должна предлагать Германии открытый диалог. В рабочем порядке он идет между Путиным и Меркель. Видимо, сейчас ситуация такова, что Лавров вынужден открытым текстом говорить об интригах США.

– Не дать состояться союзу России и Германии есть стратегическая цель США уже больше века, – подчеркивает вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. – Еще в 1904 году в своем докладе британский геополитик Хэлфорд Маккиндер сказал, что центр планеты, позволяющий влиять на историю мира, находится в России, и весь вопрос в том, кто будет его контролировать. И одновременно было сказано, что при объединении России и Германии весь остальной мир становится неконкурентоспособным. Всего через десять лет после доклада разразилась Первая мировая война, Россия и Германия столкнулись. Потом, спустя два десятилетия, наши страны столкнулись во Второй мировой войне. Так что ничего нового Лавров не сказал.

После Второй мировой войны союза Москвы и Берлина не получилось. Причем, по вине англосаксов. ФРГ до сих пор находится под оккупацией, а кандидатов в канцлеры согласуют в Соединенных Штатах. Сейчас, когда США развязывают войну в центре Европы, Германия начинает беспокоиться. Важнейшая интрига сегодняшнего дня – пойдет ли Германия на восстановление своего суверенитета.

– Почему Сергей Лавров, на ваш взгляд, решил так откровенно заявить об этом именно сейчас?

– Украина стоит на пороге войны, которая должна вспыхнуть уже не только в Донбассе, но и по всей стране. Мы помним, как чуть больше года назад Верховная Рада приняла законы, заведомо неприемлемые для Юго-Востока. В результате, там возникло народное сопротивление, в ответ Киев бросил военную силу. Сейчас приняты новые провокационные законы о запрещении советской символики, которые неприемлемы для большинства украинцев. Столкновения начнутся по всей Украине, развернется политический террор. Многие украинцы уже бегут из страны, ведь подготовлены списки для проведения репрессий. Тем более, на Украину под вывеской учений подтянуты немалые силы НАТО. По всей видимости, они будут участвовать в этой тотальной гражданской войне.

Все политики живут в предощущении войны. И Лавров напомнил простую геополитическую истину: если Россия и Германия объединятся, то всего планируемого ужаса не будет.

– Перед каким выбором сегодня стоит Германия?

– Если немцы решатся на открытый бунт против США ради национального спасения, то на них обрушатся все силы «мирового рэкета». Германия прочно встроена в мировую валютную систему, ее золотые запасы хранятся в Соединенных Штатах, которые, естественно, будут арестованы в случае неповиновения Берлина. Будут оборваны жизненно важные торговые связи. Конечно, бунт против США чреват губительными последствиями.

Но отсутствие этого бунта грозит тем, что Германия будет вынуждена иметь последствия войны, которая развернется у нее под боком.

– Насколько реален союз России и Германии в нынешней ситуации?

– Я думаю, что на бунт Германия всё-таки не пойдет. Те силы, которые привели Меркель к власти, будут оттягивать до последнего момент, когда Германия предпримет попытку восстановить свой суверенитет. Скорее всего, Германия останется в орбите США.

Так как Берлин в подчиненном положении, то он будет вынужден выполнять указания Вашингтона. Германии не получится остаться в стороне, ей придется активно участвовать в американской политике. И сейчас германским политикам приходится маневрировать, искать выход из ситуации.

– Еще в 1912 году Алексей Ефимович Вандам-Едрихин в своей работе «О нашем положении» писал о том, что Германия есть ключевая страна для европейской политики, – говорит директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты России Валерий Коровин. – Поэтому Англия будет стремиться стравить Германию и Россию, чтобы сохранить свое влияние на европейскую политику. И любой союз Германии с Россией ставит крест на англосаксонском доминировании в Европе.

Отрадно слышать подобные заявления из уст главы МИД. Это открывает перспективы для сильной политики России в Европе. С другой стороны, печально, что нам всякий раз приходится совершать большое количество ошибок, прежде чем мы берем геополитическую логику за основу нашей внешней политики. Более того, иллюзии, что Запад наш партнер, развеялись еще в конце «девяностых», но к активной геополитике мы переходим только сейчас.

Если этот стратегический союз двух главных континентальных государств Евразии состоится, то весь русофобский пояс в Восточной Европе окажется в глубоком тылу. Российско-германский союз дезавуирует все усилия США последних двух десятилетий по отрыву Восточной Европы от Москвы.

Поэтому американцы так активно пытались создать «санитарный кордон» в Восточной Европе для отсечения России от Германии. И всякий раз, когда стабилизировались отношения России и Старого Света, Вашингтон прилагал усилия для активизации антироссийских настроений в Восточной Европе.

– Лавров сказал, что для Германии сегодня поддаться давлению США означает оказаться в состоянии национального позора.

– Немцы в состоянии национального унижения находятся последние 70 лет, и это следствие американской оккупации Европы. США сделали всё, чтобы в плане самостоятельного геополитического определения втоптать Германию в грунт и не дать ей подняться над землей хоть на миллиметр.

Но что интересно. Германия оказывается в состоянии национального унижения всякий раз, когда начинает двигаться на Восток и пытается воевать с Россией. Этот самоубийственный ход Германия умудрилась дважды повторить в течение двадцатого столетия.

При этом Германия не может быть одновременно ориентирована на Запад и на Восток. Она не может заключить сразу союз с англосаксами для встраивания в атлантический проект и войти в союз с Россией ради участия в евразийской политике. Сохраниться можно только путем выбора между Атлантикой и Евразией.

Германия вольна делать свой выбор. Если стране нравится находиться в состоянии национального унижения, на положении вассала, то она может и дальше покорно выполнять директивы Вашингтона, реагировать на окрики американских президентов. Но если Германия устала быть прислужницей, то она может сделать выбор в пользу восстановления геополитической субъектности и собственного суверенитета, наладив стратегическое партнерство с Россией. Ведь Россия никогда в истории не воспринимала своих союзников как вассалов и всегда выстраивала отношения на взаимовыгодной основе.

Как подчеркивают руководители России, Москва с пониманием примет любой выбор Германии. По большому счету, мы привыкли жить в ситуации постоянных попыток ущемить наш суверенитет со стороны Запада. Мы готовы к такому жесткому сценарию. Но мы с радостью примем и выбор Германии в пользу выстраивания стратегических отношений с Россией.

– Что наиболее вероятно выберет Германия сегодня?

– Это во многом зависит от германских элит. Американцы работают именно с элитами. Пока США удавалось навязать немцам проамериканских лидеров. Но в Германии голос народа на выборах действительно имеет значение, там волеизъявление граждан не превращается в профанацию. Народ Германии, осознав все издержки вероломного контроля американцев над их страной, вполне может сделать выбор в пользу не проамериканских, а прогерманских политиков. Это нужно Германии и России, просто наличие во власти в Берлине национально ориентированных политиков. Если это произойдет, то ситуация кардинально изменится.

– Какие «козыри» есть у Москвы в этой борьбе за выбор Германии?

– Россия должна работать со смыслами. Мы проигрываем в технологическом плане, мы не печатаем деньги, как американцы. И в то же время мы не можем вести себя подло и юлить, как это делают англосаксы. В основе нашей внешней политики лежит принцип справедливости, честность, открытость. Мы должны доносить до немцев простые истины, и это сильнее, чем все ухищрения американской политики в Европе.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.