Статьи

«Россия имеет конкретные рычаги воздействия на конфликт в Йемене»

Стороны конфликта в Йемене обратились к руководству России за помощью в разрешении сложившейся кризисной ситуации внутри страны. Об этом заявил российским журналистам спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД РФ Михаил Богданов. Может ли Россия помочь в урегулировании вооруженного противостояния в ближневосточной стране? Об этом «МК» поговорил со старшим научным сотрудником Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борисом ДОЛГОВЫМ.

— Россия, на мой взгляд, может стать посредником в урегулировании этого конфликта, – заявил «МК» эксперт. – Здесь можно сослаться на исторический опыт России в Йемене. Когда существовало два государства – Северный и Южный Йемен, Россия, Советский Союз активно сотрудничали с Южным Йеменом и в то же время у нее были достаточно хорошие отношения с Северным Йеменом. Во время гражданской войны в этой стране между Севером и Югом Москва также во многом способствовала ее завершению. И сейчас до последнего момента отношения России и Йемена развивались, были контакты с йеменским руководством. Есть отношения с силами, которые участвуют в конфликте в Йемене – и с той, и с другой стороны.

У Москвы есть заинтересованность в том, чтобы прекратить этот конфликт, поскольку он, естественно, ведет к обострению ситуации в регионе. В нем задействованы и хуситское движение, и движение Южного Йемена. Россия имеет контакты с этими движениями. Надо сказать, что вовлеченность и Ирана, и Саудовской Аравии также задевает интересы России, поскольку у нее достаточно хорошие отношения с этими странами. Прекращение этого конфликта и решение вопроса мирным способом – это вполне возможный процесс. Подчеркну, что до того, как был свергнут президент аль-Хади, был проект продвижения национального диалога, в котором бы участвовали все силы, и это в общем-то был путь выхода из кризиса. Напомню, что и хуситы при бывшем президенте аль-Хади – его считают свергнутым, но он сам отказался от власти, ушел в отставку, потом это дезавуировал и определял как смещение его от власти – предлагали этот национальный диалог. Поэтому мне кажется, возвращение к этой форме дискуссии и решение этого конфликта политическим путем вполне возможно. И то, что такое предложение к России поступило, – это отвечает интересам всех вовлеченных сторон.

— Каков конкретный способ урегулирования, который бы могла предложить Москва?

— Здесь у России есть несколько путей. Во-первых, это предложение о начале переговоров. Оно может быть построено по «сирийскому» опыту, когда Россия предложила московскую площадку для проведения переговоров между конфликтующими сторонами. Сейчас Москва тоже, на мой взгляд, вполне может предложить тот же способ начала диалога, а также инициировать начало переговоров в первую очередь с теми державами, которые в той или иной степени втянуты в конфликт. Например, с представителями Ирана и Саудовской Аравии и, естественно, с представителями бывшего президента и движения хуситов. Это вполне возможно. То есть Россия может выступать в роли посредника и она имеет вполне конкретные рычаги воздействия на конфликт в Йемене.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.