Интернет

Как «Одноклассники» не стали Facebook

Социальной сети «Одноклассники», которая была запущена 26 марта 2006 года, исполнилось девять лет. Для интернет-рынка это большой срок, за который может родиться, пережить зрелость и умереть не только веб-ресурс, но и целый сегмент, измениться способ потребления информации и проведения времени в сети.

LiveJournal, «Одноклассники» и «ВКонтакте» — три социальных медиа, без которых сложно представить себе рунет последних десяти лет. Именно они в середине нулевых создали в России интернет-пространство, которое принципиально отличалось от «старого» интернета 90-х.

«Одноклассники» появились на девять месяцев раньше своего конкурента «ВКонтакте» и завоевали популярность посредством простой идеи: «Найди своих бывших одноклассников и однокурсников в сети». Тем не менее в отличие от основателя «ВКонтакте» Павла Дурова создатель «Одноклассников» Альберт Попков, который работал в сфере телекоммуникаций, никогда не рассматривал их как глобальный бизнес, а скорее как хобби и новую перспективную рекламную площадку на российском рынке.

Сейчас «Одноклассники» — это более 40 млн посетителей ежедневно. Отсутствие во главе проекта столь харизматичного лидера, как Павел Дуров, с личностью которого связана популярность «ВКонтакте» на этапе позднего развития, не позволило «Одноклассникам» стать лидером на российском рынке. Аудитория «ВКонтакте» сейчас составляет около 70 млн уникальных посетителей в день.

«Одноклассники» пережили множество экспериментов своего владельца Mail.Ru Group по монетизации социальной сети: от введения платной регистрации до разработки и введения премиальных сервисов и платного контента, и это в итоге дало свои результаты. Во «ВКонтакте», купленном холдингом полностью в сентябре 2014 года, Mail.Ru Group пока что не решаются вводить радикальных изменений, которые должны повысить доходы социальной сети. Пока холдинг только объединил сеть таргетированной рекламы «ВКонтакте» с Target Mail.Ru.

Что ждет «Одноклассников» в будущем?

Говорить о каком-то существенном росте социальной сети не приходится. В эпоху мобильного интернета классические социальные сети выглядят динозаврами, а составить серьезную конкуренцию на глобальном рынке мировому лидеру Facebook с их 1,4 млрд пользователей не под под силу никому из российских игроков, даже «ВКонтакте», особенно после ухода Павла Дурова.

На такие колоссальные вложения, какие может себе позволить Марк Цукерберг, например, на приобретение вместе с аудиторией мессенджера WhatsApp за $19 млрд, не способна ни одна российская компания.

Глава Facebook, понимая опасность, которую несут новые социальные сервисы, изначально ориентированные на мобильные устройства, не только покупает эти сервисы, но и инвестирует гигантские средства в новые технологии.

25 марта на специальном мероприятии для разработчиков Facebook Цукерберг представил платформу для сторонних приложений на базе мессенджера Facebook с поддержкой платежей между пользователями, электронной торговли и функций работы с интернетом вещей. Теперь в Facebook интегрировано сферическое видео и функции виртуальной реальности с эффектом присутствия на базе технологий Oculus.

Противопоставить такому размаху вряд ли что возможно, однако пример тех же «Одноклассников», «ВКонтакте», LiveJournal и китайской Qzone (623 млн пользователей) показывает, что на локальных рынках национальные социальные медиа могут успешно сосуществовать с такими монстрами, как Facebook, особенно если последовать китайскому примеру и Facebook заблокировать.

Так как в России пересечение аудиторий социальных сетей очень высоко, особенно среди лидеров рынка, это позволяет им работать без «каннибализации» аудитории.

Сейчас «Одноклассники» превращаются из классической социальной сети в контентный портал. Пользователям по-прежнему будут предлагать все больше платного контента, такого, как игры и онлайн-видео. Аудитория социальной сети продолжит стабильно его потреблять и приносить Mail.Ru Group соответствующий доход.

Директор по маркетингу и развитию бизнеса социальной сети OK.RU Арсен Исрапилов, отвечая на вопрос «Газеты.Ru» об изменении потребностей аудитории социальной сети за прошедшие девять лет, отметил, что если изначально социальная сеть «Одноклассники» запускалась как сайт для поиска одноклассников, родственников и друзей, то сейчас эта эпоха прошла.

«Сейчас OK.RU — это развлекательная социальная сеть, в которую приходят для ежедневного общения и потребления развлекательного контента, то есть ключевую роль стал играть именно контент, а не поиск людей. Это не может не отражаться на наших задачах. Сейчас одни из самых важных для нас проектов — это игры, группы, видео. Существенную роль в последние годы стало играть мобильное потребление. Сейчас больше трети аудитории посещает нашу социальную сеть с мобильных устройств. Соответственно, наш приоритет — сделать развлекательный контент доступным в мобильных приложениях», — говорит Исрапилов.

Роль мобильных приложений и сервисов для классической социальной сети сейчас превратился в вопрос выживания. Без их развития любой, даже самый успешный проект обречен. С развитием широкополосного мобильного интернета «Одноклассники» стали удерживать аудиторию и за счет мобильного приложения. Так как аккаунт пользователя един для всех сервисов Mail.Ru, это со временем позволит перевести аудиторию социальной сети на мессенджеры холдинга — «Агент» и ICQ.

По словам менеджмента OK.RU, основная структура монетизации за прошедшие годы не претерпела драматических изменений. За последние годы она включала в себя доходы от услуг, виртуальных подарков, игр в соцсети, а также от рекламы. Возрастающую роль играет видеореклама в мобильных приложениях, так как для многих рекламодателей мобильное потребление стало приоритетом для размещения рекламы.

«OK остается одним из лидеров в плане монетизации аудитории. На текущий момент стратегия развития сервисов Mail.Ru — это общение и развлечения. И если VK они будут пока что развивать отдельно (за исключением рекламной платформы), то ОК будет идти на интеграцию с другими сервисами компании («Мой мир», «Агент», ICQ) и «портализацию»: максимальное удержание аудитории внутри проекта, — комментирует главный аналитик РАЭК Карен Казарян. — Так, приоритетным направлением развития для ОК в настоящий момент руководство самой соцсети называет видео, причем профессиональный контент».

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.