Экономика и Финансы

Минфин сворачивает бизнес

В интервью газете «Ведомости» зам. министра финансов России Сергей Шаталов не исключил повышение налогов в случае усугубления кризисных тенденций в отечественном народном хозяйстве.

«Тезис о том, что низкие налоги лучше высоких, в правительстве не оспаривается, я не знаю ни одного убежденного сторонника повышения налогов. К сожалению, реальность не всегда совпадает с ожиданиями, прогнозы иной раз не сбываются, в таких случаях приходится принимать трудные и непопулярные решения и брать за них ответственность», – заявил Шаталов.

Количественных показателей, когда повышение налогов станет неизбежным, заместитель министра не назвал. Но напомнил, что к подобной мере прибегли многие страны во время кризиса 2008-09 годов.

Однако повышение налогов войдет в противоречие с недавними обещаниями Дмитрия Медведева и принципами, заложенными в последнем послании президента Федеральному Собранию. Поэтому в интервью чиновник старался всячески показать, что увеличения бремени для бизнеса не стоит ждать. Вернее, не стоит его особо опасаться. Вот сейчас в Москве начат эксперимент по сбору «минимального налога», то есть минимальной суммы сборов с каждого хозяйствующего субъекта. Да, в зону риска попадает торговля, да, может повториться ситуация прошлого года, когда после увеличения выплат в страховые фонды снялись с учета полмиллиона индивидуальных предпринимателей. Но, мол, вообще наш бизнесмен умеет выкручиваться из разных ситуаций.

В действительности, повышение налогов может отбить вообще всякое желание заниматься бизнесом. Недавнее решение Центробанка о повышении ключевой ставки до 17% уже практически сделало невозможным кредитование. Сейчас ряд банкиров обратились в ЦБ с просьбой снизить ставку до прежних 10,5%. Представители бизнеса откровенно говорят, что без такой меры практически любая легальная деятельность будет в стране свернута. Получается, что на нашу экономику негативно влияют не только западные санкции и дешевеющая нефть, но и изменения внутренних правил игры.

Заведующий кафедрой экономической теории МГУ, доктор экономических наук Андрей Колганов полагает, что для наполнения бюджета есть и другие средства, кроме как ограничивать возможности для бизнеса:

– У нас сложилась интересная структура налогов. В России бюджет получает совсем немного от налогов на личные доходы физических лиц, в то время как во многих странах это основной источник наполнения казны. Налоги на личные доходы не касаются бизнеса. Более того, повышение этих доходов способствует перераспределению предпринимательской прибыли с личного потребления на инвестиции. Повышение таких налогов не только не ударит по бизнесу, но и активизирует его. И в этой сфере можно искать решение задачи повышения налоговых поступлений в бюджет. Но почему-то в правительстве об этом думать не хотят и всячески открещиваются от подобных мер. В то же время кабинет министров готов почему-то повысить налоги на бизнес.

 – Пока решили не поднимать налоги, а сократить расходы, прежде всего, на социальную сферу. Но может ли современная экономика развиваться без инвестиций в человека?

– Вкладывать в развитие человеческого капитала необходимо. Но проблема нашей экономической системы в том, что пока не выстроены механизмы, которые бы позволяли превращать инвестиции в человека в источник развития бизнеса.

Конечно, надо увеличивать расходы на науку и образование. Но надо думать о том, чтобы вложения не оставались внутри науки и образования, а оказывали бы влияние на развитие бизнеса. К сожалению, уже более двадцати лет бизнес невосприимчив к результатам научных исследований. У нас предпочитают не вкладывать в развитие отечественных технологий, а покупать их за рубежом.

 – Не получается ли так, что правительство и Центробанк сами усугубляют негативную внешнюю конъюнктуру для нашей экономики?

– У меня складывается впечатление, что правительство и ЦБ ориентируются на сиюминутные тактические меры, которые могут в какой-то степени ослабить сегодняшние проблемы, но усугубить ситуацию завтра. Нет никакой стратегии, которой были бы подчинены все решения. Это такие чисто «пожарные» действия, которые не работают на перспективу.

Я не хочу сказать, что наше правительство не работает, что наша экономическая система неработоспособна. Она работоспособна в некоторых пределах, она обеспечивает поддержание и функционирование экономики. Но развитие она обеспечивает в гораздо меньшей степени. Я не могу сказать, что о развитии никто не думает совсем. Примеров прогрессивных сдвигов можно набрать десятки и даже сотни, но в разрезе всей экономики они незначительны и теряются на фоне негативных тенденций, которые развиваются в последнее время.

Независимый экономист Владислав Жуковский призывает наше правительство обратиться к давно известным рецептам возрождения народного хозяйства:

– На мой взгляд, само заявление Шаталова противоречит тому, что обещал нам президент, говоря о недопущении повышения налоговой нагрузки на бизнес. Минфин видит своей целью пополнение казны любой ценой, даже ценой подавления экономического роста.

Налоговая нагрузка в России не самая высокая в мире, но и не самая низкая. Совокупные расходы бизнеса в виде обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды составляет примерно 50% прибыли компаний. В США этот показатель составляет 43%, в Турции – менее 40%, в Польше и Малайзии – около 38%, в Южной Корее – 32%, в Бразилии (нашем партнере по БРИКС) – 28%, в Болгарии – около 20%. Я уж не говорю про нефтегазовые страны, где нагрузка на бизнес не превышает 14%. Поэтому нельзя сказать, что наши компании живут в комфортных условиях. Стоит учитывать, что мы живем в эпоху кризиса, экономика затухает. Повышать налоги сегодня просто некуда.

Надо, наоборот, создавать возможности для бизнеса. Чтобы не оказались на улице люди, которых увольняют из госкомпаний. Они должны найти себя в частном секторе, а не оказаться среди люмпенов. Необходимо создать условия для малого бизнеса, чтобы он мог обеспечивать граждан работой, то есть выполнять свою социальную функцию. Тем более еще в 2009 году закончилась эпоха, когда рабочие места создавали банки и государственный сектор. С тех пор никакого роста в этих сферах нет.

Но Минфин будто дает понять, что «майские» указы, послания президента Федеральному Собранию не относятся к делу, этакая «маниловщина».

Кстати, чиновники не намерены сокращать свои аппетиты, а потому и коррупционная составляющая останется высокой. Поэтому решили урезать инвестиционные расходы, расходы на развитие человеческого капитала (здравоохранение, медицина, социальная сфера). Одновременно говорят о повышении налогов. Госзаказ всё больше обслуживается приближенными к чиновникам бизнесменами. Минфину активно подыгрывает и Центробанк, повышая ключевую ставку и тем самым закрывая внутренний долговой рынок. Еще нам обещают повышение тарифов естественных монополий.

Так что масштабы кризиса в 2015 году будут увеличиваться, рецессия усилится, спад ВВП превысит 7-8%, инвестиции упадут на 10% или даже на 15%, промышленность просядет на 8-10%. То есть наша экономика будет становиться всё более примитивной и зависимой от сырья.

 – Но правительство должно думать о развитии экономики.

– Формально Минфин ссылается на то, что в России очень низкие показатели налоговой нагрузки. Но приводят показатели налоговых сборов по отношению к ВВП, причем ссылаются на данные Всемирного банка, которые довольно необъективны и не включают в себя разного рода платежи в систему страхования, разные пенни, штрафы, повышение стоимости перевозок.

Как говорит Минфин, налоговые поступления составляют всего 15% от ВВП, тогда как в Дании – 33%, в Великобритании и Бельгии – 25%. Но забывают упомянуть про Германию, где этот показатель 12%, а экономика страны динамично растет. В Индии этот показатель 10%. Чиновники Минфина однобоко манипулируют цифрами, показывая лишь нужные. Скажем, не учитывают, что на услуги естественных монополий мы все тратим в три раза больше по отношению к ВВП, чем в США. Поэтому расчеты Минфина нельзя воспринимать всерьез. Так называемое низкое налоговое бремя с лихвой «компенсируется» отсутствием долгосрочного рублевого кредита, паникой на валютном рынке, зависимостью от зарубежных технологий, высокими страховыми платежами. Фактически, нормальных стимулов для развития экономики не осталось.

– Можно ли исправить ситуацию?

– Антикризисные меры надо было принимать два-три года назад. Сейчас необходимо, конечно, выйти из ВТО. Надо менять инвестиционную политику, переходить к целевой кредитной эмиссии. Требуется снижение ключевой ставки до 3,5-4%, то есть до уровня ниже рентабельности большинства наших предприятий обрабатывающей промышленности. Также надо запретить банкам использовать государственные средства для спекулятивных операций. Мы не должны повторять опыт 1998, 2008 и 2014 годов. То есть, надо создать «стену» между инвестиционными и спекулятивными капиталами. Это позволит создать долгосрочный дешевый кредит, даст возможность финансировать экономику. Сбереженные средства надо инвестировать в реальный сектор, а не вывозить половину за рубеж, как это делается сегодня.

Экономика России должна стать привлекательной и рентабельной. За последние шесть лет рентабельность нашей экономики упала с 13% до 4%, до уровня в четыре раза меньшего, чем ключевая ставка, и в десять раз ниже, чем ставки по кредиту у коммерческих банков. Причем практически полностью убыточна обрабатывающая промышленность. В такой ситуации не может быть развития никакого наукоемкого производства.

Деньги должны быть направлены на развитие производства, на ослабление налогового бремени на бизнес, на пересмотр тарифов монополий. Средства у государства есть, более 10 триллионов рублей лежат в резервных фондах и фактически работают на зарубежные экономики.

Правда, видимо, придется отправить в отставку наше правительство и поставить на ключевые посты представителей промышленности, которые знают, как устроена экономика.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.