Начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский рассказал «Известиям», что участники рыночного сговора будут обязаны компенсировать от 1% до 15% от понесённых клиентом затрат по завышенной цене у поставщика, занимающего доминирующее положение (его доля на рынке каких-либо товаров и услуг, в том числе региональном, выше 35%). Получать компенсации смогут и организации, и граждане.

Внести на обсуждение Госдумы проект документа планируется в весеннюю сессию. В качестве примеров сфер, где могут быть найдены сговоры и выплачены компенсации, Пузыревский привел торговлю бензином, продуктами питания, услуги ЖКХ и проч. Сейчас ФАС ведёт расследование о резком подорожании гречки.

Чтобы получить часть своих денег назад, потребителю следует удостовериться, что ФАС выявила ценовой сговор поставщиков, и что в суде факт сговора был подтверждён. Затем приобретатель товара или услуги должен подать иск в суд, приложив к нему чек или договор с недобросовестной компанией и решение ФАС, рассказывает Пузыревский. Если иски поданы одновременно, суд объединит их в одно производство.

Если иск подаёт организация, например общество защиты прав потребителей, в защиту интересов неопределённого круга лиц, тогда в случае успеха такого истца пострадавшему следует, имея на руках это положительное решение суда, подавать свое собственное исковое заявление.

«Речь идёт не о любом действии, которое связано с завышенной ценой, — поясняет Сергей Пузыревский. — Цены могут повышаться и из-за экономических процессов, и если компания не доминирует на рынке, то эти механизмы применяться не будут. Но если компания — монополист рынка (занимает долю в 35%), то потребитель имеет права на возмещение убытков».

Сколько выплачивать потребителю — 1% или 15% — будет решать суд, отмечает издание. Конечно, как добавляет представитель ФАС, это немного, но такая компенсация будет гарантирована законом и к тому же истец, получивший положительное решение о возмещении, сможет затем подать новый иск и требовать большей суммы.

«Нам задавали вопрос защитники прав потребителей: а что делать, если ущерб был не 15%, а 50%? Если ущерб был больше, то идите и доказывайте его по общим нормам Гражданского кодекса, если сможете. А если у вас нет данных, то пользуйтесь этой альтернативой, которая гарантирует, что хоть что-то да выплатят. Многие из тех, кто сейчас страдает от действий монополистов, довольствуются только тем, что государство наказывает недобросовестные компании, и не получают никакого материального возмещения в свой адрес», — говорит Пузыревский.

В общемировой практике существует два способа коллективного взыскания ущерба с монополистов, пишет газета. Общества защиты прав потребителей в США подают иски в защиту неограниченного круга лиц и уже сами, собирая реквизиты и доказательства с пострадавших, распределяют полученную компенсацию. В России законодательством предусмотрен другой способ — коллективный иск от множества пострадавших.

Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ убеждён, что главное в предложении ФАС — это угроза для компаний-нарушителей понести репутационные риски и финансовые издержки в связи с выплатами многочисленных компенсаций. Сейчас компания лишь платит штраф государству, а потребители не получают ничего.

«По-хорошему это должны быть иски в защиту неопределенного круга лиц, потому что всех пострадавших никто установить не сможет, — говорит Шелищ. По его словам, сегодня законом закреплено, что инициаторами таких исков могут быть Роспотребназор, его территориальные отделения и общественные объединения потребителей».

Источник