В Мире

Шойгу нервирует Индию

Как отреагирует Дели на военное сближение Пакистана и России?

Россия и Пакистан договорились о военном сотрудничестве. Соответствующее соглашение подписали в четверг, 20 ноября, министры обороны двух стран Сергей Шойгу и Хаваджа Асиф в Исламабаде.

«В ходе встречи мы согласились, что двустороннее военное сотрудничество должно носить большую практическую направленность, содействовать повышению боеспособности наших вооруженных сил», – заявил по итогам переговоров Сергей Шойгу. Он добавил, что стороны обсудили «комплекс конкретных мероприятий, представляющих конкретный интерес».

В частности, речь шла об обмене визитами военных кораблей, увеличении делегационного обмена, участии в учениях в качестве наблюдателей, подготовки военных кадров, обмене опытом в миротворческой деятельности, борьбе с терроризмом и пиратством.

Соглашение о военном сотрудничестве подразумевает, в частности, закупку вооружений для пакистанской армии. Пока переговоры идут только по вертолетам Ми-35, но Исламабад интересуют и другие типы вооружений, в том числе системы ПВО средней и малой дальности.

«Я рад, что мы возобновили наше сотрудничество, надеюсь, что оно будет динамичным и многоплановым»,— заявил премьер Пакистана Наваз Шариф. Напомним: российский министр обороны посетил Пакистан впервые за несколько десятилетий – в предыдущий раз в эту страну приезжал глава Минобороны СССР Андрей Гречко. Это было в 1969 году.

http://youtu.be/O3XNZuXWZVs

Примечателен и другой факт: Наваз Шариф направил специальное приглашение посетить Исламабад президенту РФ Владимиру Путину. По информации газеты «Коммерсант», визит может состояться уже в следующем году.

Наше сближение с Пакистаном вызывает вопросы. И главный из них – как на него отреагирует основной геополитический соперник Пакистана и важный союзник России — Индия? Индия – один из главных партнеров РФ по БРИКС, на 11 декабря намечен визит в Дели Владимира Путина, в ходе которого, в частности, будет обсуждаться взаимодействие двух стран в топливно-энергетическом комплексе.

Почему Пакистан, к которому мы относились с прохладой, вдруг стал важен для России? И не придется ли заплатить за дружбу с Исламабадом охлаждение отношений с Дели?

– Сближение с Пакистаном шло с 2010 года, но до сих пор происходило исключительно на уровне политического диалога, – отмечает доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД РФ, главный редактор журнала «БОЛЬШАЯ ИГРА: политика, бизнес, безопасность в Центральной Азии» Иван Сафранчук. – В частности, несколько раз обсуждалось, что элементом сближения должна стать интенсификация военно-технического сотрудничества. Пакистанцы надеялись, что это произойдет быстрее, но решение вопроса откладывалось.

Не думаю, что прогресс в отношениях с Пакистаном – это какое-то предательство Индии и пересмотр российских геополитических ориентиров: в глобальном контексте ничего не изменилось. Но Пакистан – важная региональная страна, и Россия не может дать даже такому близкому партнеру, как Индия, право вето на свои контакты с региональными игроками.

«СП»: – В чем заключается значение Пакистана?

– Само существование Пакистана – это элемент стабильности в Южной Азии и Афганистане.

Многое в регионе зависит от того, как будет вести себя Исламабад. Будет ли он, как в 1980-е, марионеткой американских и саудовских спецслужб – и тогда есть риск, что Пакистан просто развалится, и власть в нем возьмут исламистские элементы. Или же будет проводить ответственную и самостоятельную региональную политику, и тогда ему нужно сотрудничать с другими важными региональными игроками – Китаем и Россией, – а также нормализовывать отношения с Индией.

Все это – вопросы, которые имеют прямое отношение к Афганистану, и через Афганистан – к Центральной Азии и некоторым важным для России регионам.

«СП»: – Насколько негативной будет реакция Индии на российско-пакистанское сотрудничество?

– Думаю, Индии не стоит воспринимать его слишком негативно. Хотя бы потому, что Дели в последнее время сам проявлял желание нормализовать отношения с Исламабадом и развивать торговлю. Если уж сама Индия готова к встречным шагам с Пакистаном, почему Россия не может двигаться в этом направлении?

«СП»: – Как выглядят перспективы нашего сближения с Пакистаном?

– Скорее всего, шаги на этом пути будут поэтапными, если не сказать медленными. Едва ли мы скоро заключим новые соглашения. Видимо, будет развиваться политический диалог, и через год-два будет переведен в процедурную плоскость вопрос вступления Пакистана в ШОС. Обсуждаются и некоторые экономические проекты. Например, российские компании строят гидроэлектростанции в Таджикистане и Киргизии, и рассматривается вариант поставки электроэнергии в этих ГЭС на емкий пакистанский рынок, способствуя его экономическому развитию.

– Нельзя сказать, что мы резко начали сближаться с Пакистаном, – считает глава Совета по внешней и оборонной политике, политолог Федор Лукьянов. – Отношения у нас весьма и весьма далекие, мы их лишь немного корректируем в сторону больших контактов. Исламабад по-прежнему является важнейшим партнером Вашингтона, и в еще большей степени – партнером Пекина. Москва может попытаться вклиниться в эту связку, но Пакистан едва ли когда-либо станет серьезным партнером РФ.

Хотя значимость Пакистана достаточно велика. Во-первых, в контексте того, что будет происходить в Афганистане в случае вывода оттуда западных войск, во-вторых, в свете событий вокруг саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 2015 года. Вероятно, на этом саммите Индия и Пакистан будут приняты в организацию в качестве полноправных членов. Это очень большой сдвиг и даже прорыв: если это произойдет, ШОС станет самой влиятельной политико-экономической организацией Евразии.

В рамках этого тренда Россия заинтересована в развитии отношений со всеми значимыми странами региона, и не замыкаться на какой-то одной стране.

Дели, конечно, наблюдает за действиями Москвы с ревностью и нервозностью. Но, с другой стороны, Индия не является эксклюзивным партнером России. Кроме того, Индия – страна с очень диверсифицированными внешнеполитическими контактами – она, например, поддерживает неплохие отношения с США. Это нормально: каждая страна самостоятельно выстраивает пул внешних партнеров.

Не стоит забывать еще один момент: в декабре ожидается визит в Дели президента Владимира Путина. Думаю, он заверит индийское руководство: что бы ни происходило, Индия является приоритетным партнером в регионе…

– В мае этого года на парламентских выборах в Индии победила партия «Бхаратия джаната» нынешнего премьера Нарендры Моди, которая считается антиамериканской, – напоминает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник в отставке Семен Багдасаров. – Тем не менее, Индия и при новом премьере значительное количество оружия закупает в США – американцы продают его и Исламабаду, и Дели.

В принципе, наше военное сотрудничество с Пакистаном оправдано. Дели из-за подписанного Сергеем Шойгу соглашения не откажется от поставок российской военной техники, а Пакистан для нашего ВПК – хороший рынок.

Но следует понимать: Исламабад, несмотря на закупки российского оружия, никогда не пойдет на ограничение геополитического сотрудничества с Вашингтоном. Американцы имеют серьезнейшее влияние в Пакистане, периодически оказывают ему экономическую и военно-техническую помощь, а Межведомственная разведка – ведущая спецслужба Пакистана – поддерживает самые тесные отношения со спецслужбами США, в том числе, с ЦРУ и разведуправления минобороны США.

«СП»: – Мы можем использовать Пакистан для усиления борьбы с талибами в Афганистане, или для блокирования афганского наркотрафика?

– Не думаю. Пакистан завязан на борьбу со своими собственными талибами в Северо-Западной провинции, где пакистанская армия периодически проводит боевые операции, зачастую под давлением США. Делать что-то большее Исламабад едва ли будет.

Что до борьбы с наркотрафиком, согласно российскому закону «Об обороне» Вооруженные силы РФ полностью исключены из этого процесса, поэтому и договариваться о взаимодействии в этой сфере Сергей Шойгу не мог.

«СП»: – Как Индия отнесется к расширению нашего сотрудничества с Пакистаном?

– Индусам это не понравится. У Дели и Исламабада традиционно напряженные отношения, которые в последнее время даже обострились. Поэтому новые шаги Москвы вполне могут привести к охлаждению отношений с Дели на дипломатическом уровне…
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.