Статьи

США и внутренний враг на пути к Евразийскому союзу длиною в 1000 ли

Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы» написал фразу, характеризующую суть современной политики США по отношении к России. «Россия может попытаться стать империей, но это будет провал. Империя лишь в том случае будет успешной, если России удастся подчинить Украину, но это очень сложно достижимо…» Ее часто цитируют в свете нынешних событий в Киеве, но за грохотом войны остается практически незаметным ее другой, более глубинный смысл.

Дело не в самой Украине. Дело, как всегда, в экономике, лежащей в основе любой политики. Наиболее точно суть вопроса сформулировал Анатолий Вассерман. «Время национальных рынков далеко не завершилось, но тут есть один существенный нюанс. Для окупаемости новых разработок необходим достаточно большой рынок. В частности, в условиях нашего нынешнего постсоветского пространства необходимый размер рынка, достаточный для окупаемости новых разработок, составляет примерно 200 млн. человек». Население Единой Европы в 2013 году составило 505,7 млн. человек. В США проживают 316,1 млн. человек. Население СССР в 1991 году составляло 293 млн. человек. Распад Советского Союза привел к тому, что сегодня в России «осталось всего» 143,5 млн. человек. Население Украины, до начала там гражданской войны, составляло 45,5 млн. человек. Так что бывший советник по национальной безопасности в администрации Джимми Картера (президент США с 1977 по 1981 год), что называется, зрил в корень.

Пока Россия пыталась решать экономические задачи только внутри своих границ особой опасности, не считая ядерное оружие, она для США и ЕС не представляла. Но с 1 января 2015 года на экономической карте мира появляется Евразийский Экономический Союз, объединяющий Россию, Беларусь, Армению и Казахстан, создающий общий рынок для 176 млн. человек. Это еще не необходимые 200 млн., но довольно близко к тому. В очереди на вступление находятся еще Киргизия (5,7 млн. чел.) и Таджикистан (8,1 млн. чел.), что доводит общее население Союза до 189,9 миллионов. А ведь еще возможность вступления в ЕАЭС рассматривает Иран (77,4 млн. чел.).

В общем, получается экономическое пространство с емкостью, достаточной для самодостаточного существования стабильной передовой экономики. Более того, в отличие от политико-экономических моделей «сотрудничества» с США и ЕС, ЕАЭС предлагает другую, не имперскую, модель взаимодействия. Она основана на обязательности взаимной выгоды для всех стран-участниц. Да, на первый взгляд новый Союз тоже предусматривает сближение стандартов, юридических норм, таможенных правил. Однако, в отличие от Брюсселя, он не основан на принципе — вот вам толстый свод наших (!) норм, адаптируйтесь под них или умрите. Именно в этом заключается главное отличие ЕАЭС от американского или европейского «выборов». Именно этим он и опасен для геополитических конкурентов России. Так как это реальный «третий путь» для всех, кто желает развиваться, а не становиться колонией «золотого миллиарда».

Как любая другая, эта угроза в Западном мире хорошо понимается. Не удивительно, что он, прежде всего в лице США, отчаянно ищет способы ее устранения. По большому счету, вариантов у наших «соседей по планете» всего три: развалить РФ, как единое государство; убедить остальных членов ЕАЭС в имперской угрозе их национальной независимости; развалить собственную государственность остальных, входящих в Союз стран. Теоретически, существует и четвертый. Условно его можно назвать словами из популярного советского кинофильма: «а царь-то не настоящий!».

Но при нынешнем уровне народной поддержки Владимира Путина в 80-85% он оказывается крайне мало перспективным. Хотя, надо отметить, попытки дискредитации официальной власти в России противник не оставляет. Вброс о якобы обнаружении у президента какой-то «страшной и неизлечимой болезни, от которой глава государства чуть ли ну совсем не жилец» уже имел место быть. Не сработало. Теперь ставка делается на смычку «путинслил» с радикально-оппозиционной страшилкой «Путин ведет Россию к гибели в Третьей мировой войне». Шансы не высоки, но надежда на «вдруг да сработает» у организаторов сохраняется.

Впрочем, наиболее реальным сценарием для США является попытка организовать в России цветную революцию под знаменем «борьбы за независимость» отдельных регионов. Сегодня подходящих для этого плацдармов реально два: Сибирь и Дальний Восток. Оба региона располагают значительными запасами сырья, прежде всего углеводородов. И там и там крайне низкая плотность населения. Дальний Восток значительно ориентирован на рынки Японии и Китая, до которых куда ближе, чем до Западной России, тем более — до Единой Европы.

А Сибирь прекрасно подходит для раздувания идеи, успешно апробированной еще при развале СССР. В упрощенном виде она звучит так: Россия нагло объедает Сибирь. Сибирь может мгновенно разбогатеть и стать «вторым Кувейтом». Для этого необходимо лишь заявить о своем отделении от РФ и забрать себе все сырьевые доходы. Недавно попытка раскачать эту лодку уже была предпринята.

Послом США в РФ с августа 2014 года стал Джон Ф. Теффт, бывший исполнительный директор Форума руководителей бизнеса корпорации RAND. Да, да, той самой корпорации RAND, где разрабатывался «план для Украины».

Причем, следует отметить, схему «местечковой независимости» «наши лучшие друзья» пытаются запускать даже там, где к ней нет никаких реальных предпосылок. В ночь на 7 октября 2014 года на сайте Астраханской областной думы появилось очень грамотно составленное и вполне достоверно выглядевшее заявление о создании Нижне-Волжской народной республики. Ни к Астрахани, ни к Волге, ни к ЮФО оно отношения не имело. Специалисты ФСБ, куда немедленно обратились депутаты, сумели восстановить контроль над взломанным сайтом и удалить фальшивку. Но около двух часов она провисела. В Интернете, особенно на антироссийских ресурсах, скрин с этим заявлением гуляет до сих пор.

Вот, смотрите, тоталитарные власти России подавили народную инициативу сибиряков, не желающих дальше жить в России. А еще вот, видите, из состава РФ желают выйти жители Нижне-Волжской республики. Вот доказательство — скрин!

В конце концов, важно только создать видимость. Абсолютное большинство тех, кто начинал Майдан 2.0 до сих пор не читали текст того Договора об Ассоциации с ЕС, подписание которого они требовали от Януковича. Главное — запустить волну. Главное, чтобы кто-нибудь кого-нибудь ударил. Главное, чтобы пролилась кровь. Дальше станет совершенно без разницы, с чего все начиналось. Кто-нибудь сейчас помнит, что изначально Донецк и Луганск хотели от Киева только лишь такой же автономии, какую 20 лет новейшей истории украинской государственности имел Крым? После того, как первые кассеты «Градов» накрыли первые жилые дома, процесс эскалации войны потерял возможность отката назад.

Внутри России противник пытается довести точно ту же комбинацию. Популизм плюс демагогия, плюс обман на счет «общечеловеческих ценностей», плюс крайняя степень радикализма. Если не получится разыграть государственную карту, то в запасе еще остается религиозная. Россия — мультиконфессиональная страна. Если раскачать радикалов под лозунгами национал-православия, то это автоматически вызовет конфликт с мусульманской частью населения страны, что для России будет не менее разрушительно.

Тут важно понимать, что события будут пытаться раскачивать совсем не для того, чтобы простым людям в России стало жить лучше. Цель совсем иная — не допустить создания ЕАЭС. Любой ценой. Даже если русские начнут воевать с русскими. Ничего личного, просто бизнес.

Параллельно с внутренней дестабилизацией угрозой для формирования Союза является активная попытка «мировых» (прежде всего американских) СМИ представить процесс как попытку России под благовидным предлогом подчинить партнеров себе сначала только экономически, а потом и полностью ликвидировать их государственную независимость. Тема дня — Россия снова пытается восстановить былую империю СССР. Империю конечно в западном понимании этого термина. С единым центром в Москве и тотальной эксплуатацией всех остальных «колоний». Ставка на подобные опасения в регионе имеет некоторый успех, так как фобии действительно существуют.

Взять хотя бы реакцию Казахстана. 29 августа, выступая на молодежном форуме «Селигер», Владимир Путин сказал, что Нурсултан Назарбаев — уникальная личность, так как он «создал государство там, где его никогда не существовало». Хотя формально все совершенно правильно, Казахстан, как государство, возник только после 1991 года, тем не менее Назарбаев немедленно заявил, что Казахстан выйдет из ЕАЭС, если увидит, что членство в Союзе будет нести угрозу национальной независимости.

Америка раздувает такие опасения хотя бы потому, что на долю Соединенных Штатов приходится более 40% казахстанского ТЭК. Еще в 1993 году Казахстан подписал с Chevron сорокалетний контракт на разработку и добычу нефти на Тенгизе, Кашагане, Карашыганаке. Еще в Казахстане работают ExxonMobil (Тенгиз, Кашаган) и ConocoPhillips (Кашаган). Кроме того, сегодня присутствие США в этой стране позволяет американцам контролировать регион Средней Азии и иметь тыловую базу снабжения своей группировки в Афганистане из которого, в противном случае, тоже придется уйти. А тут «в окружении» оказываются сразу три ведущие американские энергетические корпорации. Просто так, без боя, американцы еще нигде и никогда не отступали.

Если не получится мытьем, то остается вариант с катанием, т.е. с раздуванием внутренних застарелых конфликтов в среднеазиатских странах. В марте 2007-го случился казахско-чеченский конфликт в Алма-Атинской области. В сентябре-октябре того же года — антикурдский конфликт в селе Маятас. До того были трения с турками. Всех их удалось примирить, но не погасить полностью. Угли продолжают тлеть, а значит, при должном старании и финансировании из-за рубежа, риск раздувания противоречий еще сохраняется. Не стоит сбрасывать со счетов и попытку организации цветного бунта в Беларуси.

Другое дело, что все перечисленные угрозы не только очевидны, они предсказуемы. Манера игры США этими картами тоже хорошо известна. Особенно в свете недавней попытки американцев организовать студенческие волнения в Гонконге. Что позволяет выработать стратегию противодействия. Тут важно помнить, что цветные революции имеют шансы на успех только если условия жизни населения на целевой территории плохи, или еще лучше, если они продолжают ухудшаться. Когда экономика налаживается и уровень жизни возрастает — с революциями выходит стабильный облом. Евразийский Экономический Союз создан как раз для развития экономик всех стран-участниц. Хотя путь к этому будет долгим. На согласование юридических норм и формирование необходимых механизмов отводится десять лет. Но, как говорится в древней китайской поговорке: любая дорога в тысячу ли всегда начинается с первого шага.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.