Статьи

Ключи от Новороссии лежат в Днепропетровской области

Сегодня многие говорят о Новороссии как о свершившемся факте. Действительно, усилиями Киева последних месяцев, распад Украины и вероятное отделение Донбасса — становится реальностью. Но достаточно ли этого для создания полноценного независимого государства с самодостаточной экономикой?

Для того, чтобы всерьез говорить о дальнейшем развитии Новороссии очень важно понимать, как сложится это государство с географической точки зрения. Новороссия в нынешних границах — это Донецкая и Луганская области. Причем Донецкая область находится под контролем ополчения не полностью. И это является существенным препятствием на пути создания Новороссии.



По следам советской индустриализации Украины

Одним из замыслов советского правительства Ленина была индустриализация молодой украинской республики. Индустриализация, которая далась огромными жертвами, но в результате позволила Украине превратится в наиболее развитую республику СССР. Даже ярые русофобы-антисоветчики на закате перестройки были уверены, что с таким добром их ждет теплое место под солнцем в Европе. Еще бы, за годы под властью «москалей» Украина из преимущественно сельскохозяйственной страны превратилась в индустриальную республику с многоотраслевой структурой промышленности и мощным агропромышленным комплексом.

Созданный за советский период промышленный потенциал Украины после 1991 года и по сей день, даже с учетом издержек «шоковой терапии» девяностых, остается локомотивом экономики, и до недавних пор был гарантией обеспечения худо-бедного существования 45 миллионов жителей этой страны.

Если заглянуть внутрь этого сложного экономического механизма, то можно не вооруженным взглядом увидеть, что «сердцем» украинского народного хозяйства является Восток Украины. Так сложилось исторически. Еще до революции, в 19 веке, там появились первые металлургические фабрики. Колоссальные железорудные и каменноугольные запасы восточной Украины уже тогда привлекали иностранный и российский капитал.

В советское время горно-добывающая и металлургическая промышленность получила мощное развитие, при этом к ним добавилось машиностроение, химическая, пищевая, лесная и легкая промышленность, что в позволяло производить широчайшую номенклатуру промышленных товаров. У социалистической промышленности была особенность: в отличие от рыночной экономики она создавалась не стихийно, а согласно плану и по принципу экономического районирования. То есть исходя из географического положения, в зависимости от имеющихся ресурсов и с учетом исторической специализации региона.

В 1963 году была принята таксономическая сетка, согласно которой СССР условно делился на экономические районы. Украина состояла из трех районов: Донецко-Приднепровский, Юго-Западный и Южный.

Экономический район по сути представлял собой территориально-производственный комплекс (ТПК), который включал в себя расположенные в географической близости друг от друга технологически смежные производства. В данном случае речь идет о четырех ключевых смежных отраслях региона — каменноугольной, машиностроительной, металлургической и, необходимой для таких масштабов производства, развитой электроэнергетики.

Линия «разлома» не в пользу Новороссии

В свое время в Донецко-Приднепровский экономический район входили такие области, как Луганская (тогда Ворошиловградская), Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Кировоградская, Полтавская, Сумская и Харьковская. И, очевидно, что Донецкая и Днепропетровская области совершенно не случайно оказались в одном экономическом районе. Эти две области представляют собой квинтэссенцию металлургической промышленности Украины, которая в свою очередь является бюджетообразующей отраслью. В структуре производства всей украинской промышленности металлургия в 2013 году занимала 17,7%. При этом крупнейшими регионами-производителями металлопродукции является Донецкая и Днепропетровская области.

Валютная выручка от экспорта товаров предприятиями Донецкой области в 2013 году составила 12,4 млрд. долларов. В целом по Украине удельный вес годовой валютной выручки от экспорта товаров из Донецкой области составил 19,6%. Причем более половины этой выручки обеспечивают именно металлургические предприятия.

Таким образом, ключ от экономических успехов Новороссии лежит именно в этой отрасли, созданной во времена СССР по принципу единого территориально-промышленного комплекса. Со времен СССР экономический расклад Донецкого региона принципиально не изменился и до сих пор базовыми отраслями народного хозяйства остаются:

  • — Черная металлургия (52,3%)
  • — Угольная промышленность (15,1%)
  • — Машиностроение и металлообработка (8,6%)

Донецкая область производит порядка 52% кокса (основное топливо для выплавки металла), 35% производства агломерата (основное сырье для получения чугуна и стали), около 45% чугуна, стали, проката, а также производит порядка 22 % стальных труб и 30% метизов.

Эти отрасли тесно связаны. Угольная промышленность обеспечивает каменным углем коксохимические предприятия, которые в свою очередь обеспечивают коксующимся углем металлургические предприятия Донбасса. Также угольная промышленность является основным топливом для выработки электроэнергии на донецких ТЭС. От успехов донецкой металлургии зависит и сфера машиностроения и металлообработки, которая является потребителем продукции донецких металлургов.

Однако другой важнейший ресурс, без которого невозможна выплавка металла, а значит и полноценное развитие 3 базовых отраслей Донбасса — железная руда — практически не представлена в Донецкой области. А вот соседняя Днепропетровская область добывает порядка 75% железной руды.

На Украине залежи железных руд сосредоточены в Криворожском, Керченском, Кременчугском и Белозерском районах. Криворожский железорудный бассейн является крупнейшим производителем руды и расположен в Днепропетровской и частично Кировоградской областях. В Кривбассе расположено свыше 300 месторождений богатых железных руд, а их разведанные запасы составляют 18 млрд. тонн. Другой значимый железорудный район Кременчугский расположен в Полтавской области (его запасы — 4,5 млрд. тонн).

Таким образом, вся сырьевая база Донецкой металлургии находится за пределами нынешней сферы влияния ДНР и ЛНР. Крупнейшие горнообогатительные комбинаты Днепропетровской области поставляют железную руду на металлургические предприятия ДНР. «Южный горно-обогатительный комбинат» поставляет железную руду на Донецкий металлургический завод, Макеевский металлургический комбинат им. С. М. Кирова, Енакиевский металлургический завод.

Ингулецкий ГОК поставляет руду на Алчевский металлургический завод, Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и другие. Центральный ГОК — на Енакиевский метзавод, на Азовсталь. Северный ГОК — на Макеевский комбинат, Енакиевский метзавод.

Другой важнейший аспект — это сбыт готовой продукции. Мариупольский торговый порт является стратегическим объектом для Новороссии. Это один из крупнейших портов Украины, который является ключевым транспортным узлом Донбасса. Большая часть экспорта металлургической продукции Донбасса осуществляется именно через Мариупольский порт.

Новороссия «+» и Новороссия «-»

Формат ДНР-ЛНР означает, что добиться экономической самодостаточности будет крайне трудно. Если Донецкую и Днепропетровскую область разделит граница, а Мариупольский порт останется под контролем Киева — это станет серьезным ударом для Новороссии. Тогда промышленность Новороссии станет не ее козырем, а слабым местом, крайне зависимым от украинской власти. Через экономическую уязвимость Новороссии, Киев сможет оказывать давление на власти республики по различным вопросам.

Даже если Киев признает республики, победу праздновать рано. Очевидно, что украинские власти прибегнут ко всему разнообразию ограничительных мер, нацеленных на экономическое удушение Новороссии. Нужно помнить, что Донецкая область в 2013 году экспортировала в Европу на сумму свыше 3 млрд. долларов. Это почти столько же, сколько объем экспорта на российский рынок (3,1 млрд. долларов). Транспортировка донбасского экспорта в Европейские страны осуществляется в том числе через ж/д сообщение, то есть проходит через всю территорию Украины.

Соответственно Киев установит всевозможные барьеры на пути производства и сбыта продукции Новороссии, что станет причиной хронического дефицита средств в республике. Конечно, Украина, которая потеряет Донбасс не сможет полностью изолировать его экономически. Утрата экономического потенциала этого региона станет сильнейшим ударом для украинской экономики. Та же металлургия Днепропетровщины остановится без донбасского кокса, равно как и десятки крупных производств других отраслей.

Но рассчитывать на то, что украинская экономика рухнет раньше, чем донбасская — не следует. Нужно помнить о роли Запада, который в ближайшее время скорее всего поддержит Киев долларовой макулатурой, что отсрочит крах украинской экономики.

Таким образом, военная конфронтация плавно перейдет в экономическую и политическую. И строительство нового государства в таких условиях будет не в пользу Новороссии, которой в отличие от Украины предстоит длительное восстановление разрушенной в ходе боевых действий инфраструктуры.

Что делать?

Было бы глупо призывать к взятию ополчением Приазовья и открытию «второго фронта» против вотчины олигарха Коломойского — Днепропетровской области. Хотя нужно констатировать, что это наиболее результативный вариант развития событий. Однако подобное наступление в случае провала может стать самоубийственным для Новороссии и привести к необратимым последствиям.

Из реального, что сегодня под силу ополчению — это объединение ДНР и ЛНР в Новороссию. Новороссия должна стать единым экономико-политическим пространством. Сам факт провозглашения двух республик, при этом фактически выступающих за общие цели, — резко девальвирует восстание против Киева.

Затем, в рамках объединенной Новороссии должна быть проведена национализация имущества трех вышеуказанных отраслей народного хозяйства. В условиях послевоенного восстановления экономики централизация промышленности будет крайне необходима.

Три базовые отрасли Донбасса должны работать в связке, синхронно как часы, и заточены на достижение главной цели — наполнение республиканского бюджета деньгами. Это особенно актуально при становлении государства в формате ДНР-ЛНР. Руководству республики придется искать поставщиков сырья для металлургии за пределами Донбасса, и скорее всего дело придется иметь с перекупщикам из Днепропетровска, возможно из России и других стран. Централизованная система народного хозяйства позволит компенсировать издержки при работе с внешними посредниками.

Какова роль России?

Логично, что в варианте ДНР-ЛНР, без Приазовья и Днепропетровской области судьба Новороссии будет полностью зависеть от России. Потому что речь идет о восстановлении жд, дорог, предприятий, школ, больниц и жилья, то есть создании нормальных условий для проживания порядка 7 млн. человек. Это примерно в десять раз больше, чем население вместе взятых Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, которые в той или иной мере получают поддержку от России. Для обеспечения многомиллионного населения в условиях гуманитарной катастрофы от России потребуется некий аналог «Плана Маршалла» по восстановлению экономики. В формате ДНР-ЛНР, т.е. при отрыве Новороссии от промышленной системы бывшей УССР и ее ресурсной базы, придется интегрировать промышленный комплекс Новороссии в российский. Самостоятельно выжить без железной руды Кривбасса и порта в Мариуполе — не получится. Роль России, безусловно, могла бы стать решающей в этом вопросе.

Однако в этой части есть своя ложка дегтя. Здравым силам в Новороссии нужно понимать, что рано или поздно, после разрешения военного конфликта с Киевом, придется иметь дело с российскими олигархическими структурами. Их интерес очевиден — прибыль. Российская олигархия явно захочет поучаствовать в перераспределении активов Рината Ахметова. Возможно эти процессы уже запущены. К тому же, не стоит забывать, что украинская металлургия приходится конкурентом российской и последняя заинтересована скорее в сворачивании донбасского производства, чем в его развитии, либо, как уже было отмечено, в скупке наиболее ценных активов. Такова суровая реальность. И пока российская власть не «прижмет» совокупную олигархию, не стоит питать никаких иллюзий.

Из позитивного

За Новороссию предстоит сложнейшая и длительная борьба. Но значительно облегчить эту борьбу, как ни странно, могут киевские власти. В Киеве намечается серьезная подковерная разборка между политическими группами, которые недовольны результатами перераспределения власти по итогам майдана. Кроме того, растет недовольство общим положением дел: социально-экономическая картина меняется в худшую сторону не по дням, а по часам. Бессмысленная и продолжительная война на Донбассе превращается в разочарование для широких масс, а, главное, для боевого костяка — Нацгвардии. Обстановка накаляется. И очевидно, что Нацгвардии, получившей реальный боевой опыт, в случае необходимости не составит труда выступить против Киева и свергнуть режим Порощенко.

Подобный социальный взрыв может сыграть на руку Новороссии. Восстание против киевской власти в Харьковской, Одесской, Днепропетровской областях как минимум дадут шанс на установление адекватной власти, которая будет вынуждена идти на сотрудничество с Новороссией, признание ее государственности, восстановление торгово-экономических связей и т.д. А при лучшем раскладе эти области войдут в состав Новороссии. Только в таком случае можно будет говорить о создании самодостаточного государства, разумеется пророссийски настроенного, но независимого от любых олигархических структур — российских, европейских, американских или китайских…

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

1 комментарий

Артем 15.10.2015 at 18:18

отсосала новососсия…

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.