В Мире

Федерализация Украины. Перезагрузка

По мере того, как военное поражение в Донбассе становится все более очевидным даже наиболее рьяным сторонникам целостности страны, в самом украинском обществе начинают пока еще робко, но звучать голоса тех, кто осознает бессмысленность и бесперспективность войны.

Так, например, дискуссию в интернете вызвала статья «Потеря Донбасса в стратегическом плане выгодна Украине», автор которой утверждает, что в этом случае Россия получит очень сильный удар и большие финансовые потери, а для самой «незалежной» открываются новые перспективы. Так, он считает, что в этом случае Украине не нужно будет субсидировать убыточную угольную промышленность, не нужно будет восстанавливать разбитую инфраструктуру, платить шахтерские пенсии, не нужно решать проблемы безработицы в Донбассе при перестройке экономики страны на европейский лад. Все проблемы Донбасса, по утверждению автора, должны лечь на плечи России. Кроме того, автор пишет о том, что не хочет жить в одной стране с «быдлом», призывает отгородить Донбасс колючей проволокой и минными полями, а «патриотам» предлагает переселяться в оставшуюся Украину.



Правда, автор считает все это лишь временным стратегическим отступлением, необходимом для того, чтобы «подождать, пока Запад дожмет Россию экономически», после чего можно поставить вопрос о возвращении не только Донбасса, но и Крыма, а также о присоединении Кубани с Ростовом. Разумеется, тут рано говорить о каком-то «прозрении» какой-то части общества. Это как митингующие в Киеве солдатские матери выступают против того, что конкретно их сын плохо вооружен, одет и накормлен, а не против войны как таковой. Но украинский автор уже осознал пагубность продолжения войны и, что самое главное, не боится сказать об этом вслух. И он такой явно не один.

Идея отделения Донбасса как депрессивного региона с нелояльным населением, мешающего строить новую Украину, не нова. Так еще в апреле промайданный политолог Юрий Романенко в статье «Украина и не-Украина: где проходит граница?» писал, что не нужно тащить «балласт» в светлое будущее. Однако тогда такие мысли были слишком крамольны даже для политических маргиналов. Любые разговоры о том, что «сепаратистские регионы» — это тот самый пресловутый «чемодан без ручки» объявлялись вражеской пропагандой. Собственно и сегодня любая критика власти может быть объявлена «российской пропагандой», как это произошло недавно на заседании Рады. А уж потерянные территории это больная тема для всех стран. Так в Грузии политик, заявивший о необходимости признания Абхазии и Южной Осетии, или в Азербайджане допустивший даже гипотетическую возможность отказа от Нагорного Карабаха, рискует превратиться не просто в маргинала, а в «политический труп». Напротив, в той же Молдове среди сторонников евроинтеграции все более популярна идея отказа от Приднестровья, как от реального препятствия на пути в Европу.

Имеем ли мы дело с единичным маргинальным мнением или это начало некоего процесса, в ходе которого украинское общество начнет, наконец, шевелить отекшими за время майданного бездействия мозгами? В последнюю неделю на переговорах вновь всплыла тема федерализации. Кроме того, уже в Европе на высшем уровне допустили такую возможность. Готова ли власть пойти на то, что категорически отвергала весной? И если пойдет, как воспримет эту идею изрядно разогретое войной население Украины, особенно та его часть, которая имеет оружие на руках и реальный опыт боевых действий?

Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов допускает, что Киев может пойти на федерализацию, но не видит возможности убедить в ее необходимости население Новороссии.

— Мы же слышали слова Меркель о том, что нужно проводить не «федерализацию», а «децентрализацию по немецкому образцу» (как будто это не одно и то же). Я думаю, что если события будут развиваться так же, как развиваются сейчас, многие на Украине смирятся и со словом «федерализация». Вот правда, не поздновато ли о нем вспомнили?

Теперь вопрос уже в том, как дончан и луганчан убедить в том, что они должны и могут жить в составе государства, которое самозабвенно бомбило их с использованием артиллерии и бомбардировщиков. Я думаю, что вопрос предоставления автономии Донбассу будет сейчас активно предлагаться самим Киевом на всех международных переговорах. Но я не представляю также механизма гарантий этой автономии. Ни один из экспертов, который до этого поднимал данный вопрос, не смог дать вразумительного ответа на то, как Донбассу, получив автономию, сохранить ее в рамках единой Украины.

— А насколько сегодня популярна идея федерализации внутри украинского общества?

— Никто сейчас социологических опросов не проводит на данную тему. А если и проводит, то уж точно без учета мнения восставших регионов. Ранее мы наблюдали тенденцию выравнивания общественного мнения относительно унитарной и федеративной системы на Украине. После 2004 года, когда слово «федерализм» стало ругательным, вплоть до начала «евромайдана», все опросы свидетельствовали, что число сторонников унитаризма снижается, число федератов растет, но при этом больше половины населения не могло определиться со своей позицией.

После февральского путча, потери Крыма и начала столкновений в Донбассе, число сторонников федерализма резко снизилось. Но теперь, когда украинское общество избавляется от иллюзий относительно возможности «блицкрига» в Донбассе, уверен, все больше будет расти число сторонников и его автономии, и даже отделения. Это лишь вопрос времени…

 — Что должно произойти, чтобы украинское общество приняло независимость Донбасса, если это будет единственной ценой прекращения войны? Что должно произойти, чтобы украинское общество согласилось на прекращение войны любой ценой, в том числе, ценой предоставления Донбассу независимости?

— Я этот вопрос задал своим читателям в социальных сетях: «Где должны стоять отряды Новороссии, чтобы Киев наконец захотел прекращения этой бессмысленной войны?» Львиная доля ответов сводилась к тому, что эти отряды должны дойти до самого Киева. Хотя мне кажется, правы те, кто считает, что достаточно прекратить разжигание ненависти, ксенофобии, русофобии, донецкофобии на центральных телеканалах, дать возможность высказаться и самим дончанам, чтобы их услышали — и тогда многие в Киеве избавятся от вредных иллюзий по поводу возможности одержать победу в данном конфликте военными методами.

А вот что нужно сделать, чтобы переформатировать подачу новостей этими каналами, чтобы погасить волну ксенофобии, распространяемой ими? Я думаю, здесь необходимо давление на киевские власти и владельцев этих каналов и извне.

Политолог Алексей Блюминов считает, федерацию лучшим вариантом устройства для Украины, но не верит в возможность вхождения в нее Донбасса.

— Если гипотетически представить себе, что киевская власть согласится на федерализацию с предоставлением Донбассу особых полномочий, как бы отреагировало на это украинское общество?

— Федерализация Украины была бы наиболее желательным и соответствующим долгосрочным жизненным интересам всех ее жителей вариантом решения проблемы раскола Украины, однако окно возможности для нее по моим личным ощущениям уже закрылось. Повстанцы в Донбассе, да и значительная часть поддерживающего их населения, пострадавшего от киевской карательной операции, о федерации не хотят и слышать. Так что сегодня говорить о федерации можно разве что применительно к оставшейся территории Украины. Однако следующий уровень проблематики состоит в том, что Киев как сторона конфликта недоговороспособен. Нельзя вот так просто развернуть а марше пропагандистскую машину и заявить массам что нужно смириться с потерей каких-то территорий при том, что, не забывайте, Киев воюет за то, чтобы все осталось как было- то есть за унитарную страну. А это нереалистичная цель.

Соответственно, ввиду завышения планки у Порошенко нет возможности выйти из войны без серьезных потерь, в первую очередь, без потери власти. Ведь Главнокомандующий он. Генералов из Генштаба население не выбирает. А Порошенко затеял рискованные выборы в тот момент, когда у него посыпался фронт. Естественно, что ответом на предложенную вами гипотетическую ситуацию стал бы путч милитаристских кругов, с опорой на недовольных военных. Другое дело, что у такого путча тоже весьма ограниченная база общественной поддержки. А сегодня войну до победного конца поддерживает меньше трети украинцев. А больше половины требуют немедленного прекращения АТО.

 — А изменилось ли отношение украинского общества к идее федерализации с весны?

— Если говорить о т.н. «продвинутой тусовке» столичных журналистов, экспертов, политических активистов и псевдоинтеллигенции, то их представления формируются исходя из гуманитарного типа мышления и абсолютного непонимания того, что собой представляет экономика Украины и на каких взаимосвязях она держится. Так что они и правда считают Донбасс (регион, дающий четверть украинского ВВП) балластом и «чемоданом без ручки». Читая тексты продвинутых украинцев о том, что потеря Донбасса СТРАТЕГИЧЕСКИ ВЫГОДНА для остатков Украины и по здравому размышлению, вынужден согласиться с авторами. Вот избавятся от полусотни металлургических, химических и машиностротительных гигантов, дающих 40 процентов всей валютной выручки, освободятся от 90 процентов угольных шахт и, соответственно, от всей тепловой энергетики, вот сократят на 20 процентов базу налогообложения с подоходного налога, НДС и прочих налогов, расправят, по-атлантовски, плечи, скинув с шеи четверть отечественного ВВП и…ЗАЖИВУТ.

А вообще, это логично. Вот некоторые продвинутые журналисты с сугубо гуманитарным мышлением весной писали, как хорошо заживет Украина, потеряв Крым. Какое это счастье, какой ШАНС построить нормальную страну. Теперь они же, я уверен, напишут еще тонны текстов, поясняющих таким же хомячкам с гуманитарным мышлением, как хорошо и выгодно будет жить Украине, потеряв Донбасс. Какой это шанс для консолидации национальной ментальности!! Ну и что деиндустриализация. Зато никто больше не будет за ностальгию по СССР голосовать. Развивая эту логику, я полагаю, что шансы на построение нормального государства у Украины вырастут еще больше, если она расстанется с Харьковом и Одессой. А еще лучше- сразу с Запорожьем, Днепропетровском и еще с Херсоном. Вот тогда Украина точно состоится.

 — А Что должно произойти, чтобы украинское общество согласилось на прекращение войны любой ценой, в том числе, ценой предоставления Донбассу независимости?

— Чтобы такие мысли овладели большей частью украинского общества, война должна прийти в каждый дом. Пока она с ее жертвами и разрушениями где-то далеко, «в телевизоре», и не вторгается в размеренную жизнь киевского обывателя, он будет ходить на патриотические митинги и требовать все новых наступлений. А вот когда в результате войны этот обыватель потеряет сына, работу, останется без света и воды, тогда, думаю, очень многие в Киеве внезапно ощутят себя «евразийцами» и вспомнят о том, что у них русские корни. Тут нет ничего нового. Бытие определяет сознание.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.