Статьи

Минск: встреча без компромиссов?

Только военные успехи ополченцев вынудят Порошенко пойти на уступки

Запланированная на 26 августа встреча в Минске президентов Украины, России, Белоруссии, Казахстана и представителей ЕС вряд ли позволит найти компромисс по наиболее важным проблемам взаимоотношений Москвы, Киева и Брюсселя. Тем не менее, обстоятельства, при которых будут проходить переговоры, указывают на серьезные изменения в мировом политическом раскладе.




Среди главных тем значится обсуждение таможенных пошлин для украинских товаров в связи с подписанием Киевом ассоциации с Евросоюзом. В настоящее время Украина пользуется льготами открытого торгового пространства СНГ. Естественно, что на повестке дня стоит и ситуация в Донбассе.

Обращает на себя внимание, что встреча будет проходить на территории Белоруссии, у которой 25 организаций и 232 физических лица находятся под санкциями ЕС. Среди тех, кому запрещен въезд в Европу, много высших белорусских чиновников. Тем не менее, 26 августа в Минск должны приехать сразу три члена Еврокомиссии: представитель по вопросам безопасности и внешней политики Кэтрин Эштон, вице-президент Еврокомиссии – комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер и комиссар по вопросам торговли Карл де Гухт. Возможно, Европа сейчас ищет пути снизить накал страстей в отношениях с Россией.

С другой стороны, для Петра Порошенко переговоры будут проходить в крайне тяжелых условиях. Во-первых, все видят его несамостоятельность. Украинский президент надеется на представителей Евросоюза, но у ЕС свои интересы.

Во-вторых, сам факт встречи Порошенко с Путиным в Минске ломает картину, созданную для украинских граждан государственной пропагандой. Ряд киевских изданий уже отреагировал возмущенными статьями: как мог Порошенко согласиться на невыгодные для себя условия встречи?! Мол, даже Молдавия с Грузией смогли самостоятельно заключить договор о евроинтеграции, а в случае с Украиной требуется согласие Москвы, и представители ЕС готовы это обсуждать. И непонятно, почему Порошенко не выставит Путину жесткое требование — прекратить вмешиваться во внутренние дела страны и дать завершить силовую операцию в Донбассе по своему усмотрению. Да и вообще, как считают украинские националисты, Порошенко должен был настаивать на встрече не в Минске, а в Женеве, и не с Лукашенко и Назарбаевым, а с руководителями ЕС, НАТО, ОБСЕ, США и ООН.

– Встреча в Минске нужна больше Порошенко, чем Путину, – говорит политолог Сергей Михеев. – Да и зачем нам общаться с украинским президентом, если он не готов обсуждать войну на Юго-Востоке. Украина сегодня катится в экономическую и военно-политическую пропасть. Так что именно Киеву нужна встреча с Путиным. Но конструктивно обсуждать проблемы украинская сторона не готова, пытаясь сделать главной экономическую повестку. То есть, нам говорят: «Мы будем продолжать вам вредить, а вы нас спасайте, мы будем убивать людей в Донбассе, а вы нам помогайте». На наше недоумение, почему мы должны их спасать, у Украины один аргумент – ее поддерживают американцы. Вот такой формат пытаются нам навязать.

Я не знаю, как поступит Путин. Но считаю, что предлагаемую логику нам совершенно не имеет смысла принимать. Москва должна проявить максимальную твердость и занять четкую позицию. Мы не готовы спонсировать киевский режим, а если он хочет уступок с нашей стороны, то должен сам сделать шаги навстречу. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы увязать экономический и политический факторы. Если хотите переговоров, то остановите войну на Юго-Востоке. Тот же Запад совершенно спокойно ввел против нас санкции по политическим причинам, он не боится увязывать политику с экономикой. Нам надо делать то же самое.

Пока неизвестно, будет ли личная встреча Путина с Порошенко. Но за последнее время ситуация серьезно осложнилась из-за крови, которую украинские силовики проливают каждый день.

Если Киев готов обсуждать мирное урегулирование, то хорошо. Но встреча, повторю, нужна именно им, а не нам. Если Киев не готов идти на компромисс, то никаких результатов переговоров не будет. Я бы вообще не пошел на эту встречу. У Украины сейчас масса проблем, пусть она сама их и решает. Или пусть ей помогут ее «западные друзья».

– В Киеве многие считают, что Порошенко зря согласился лететь в Минск.

– Эта встреча навязана всем европейцами. Мне вообще не очень понятен формат встречи, в которой участвуют представители стран Таможенного союза, Украины, посланцы Евросоюза. Не знаю, о чем можно разговаривать в таком составе.

Мне кажется, что Европа хочет решить свои проблемы. Мол, пусть Россия берет на прокорм Украину, так как ЕС ее один не прокормит, а политические проблемы не будем затрагивать. Тогда, может быть, Запад отменит некоторые свои санкции, но тоже только в том случае, если мы согласимся на импорт их продовольствия. То есть, Европа хочет навязать такой хитрый план, который бы выглядел компромиссом, а на самом деле был бы продавливанием прежней позиции ЕС.

Но я не вижу никаких оснований идти на уступки. И тем более нет смысла давать преференции людям, которые открыто ненавидят Россию и заявляют чуть ли не о готовности начать войну против нас.

 – То, что встреча будет в Белоруссии, не говорит о том, что Европа сама ищет компромисс с Россией?

– Европейцы сейчас в очень трудном положении. Ведь на позицию Украины они повлиять никак не могут: она зависит только от американцев. Во-вторых, украинская экономика вот-вот развалится, и страну надо брать к себе «на хребет», а Евросоюз просто не может себе это позволить. В-третьих, ЕС начинает страдать от нашего отказа покупать его продовольствие.

В этих условиях Европа пытается искать выход из ситуации. Но выход она видит очень хитрый. Никакого взаимовыгодного решения европейцы пока не предлагают.

 – На ваш взгляд, на первый план выйдет обсуждение экономических проблем или ситуации в Донбассе?

– Киеву и Еврокомиссии хотелось бы говорить про экономику, а нам важно говорить про политику. Вот такая картина и сложится на встрече. Экономические проблемы Европы и Украины нас не сильно волнуют, нам важнее обстановка на Юго-Востоке. Киев, наоборот, под давлением американцев хочет довести до конца силовую операцию, чтобы никто не вмешивался. Но при этом Украине нужны российские рынки, надо как-то решить проблему поставок газа.

 – Есть ли шанс такими переговорами остановить кровопролитие в Донбассе?

– На мой взгляд, это не удастся сделать. Проблема в том, что Украина выполняет волю США. Но американцы в этой встрече не участвуют. А им продолжение войны выгодно. Жертвы их совершенно не беспокоят.

Киев будет готов самостоятельно обсуждать войну в Донбассе только на фоне военных проблем. Чем более успешно будут действовать ополченцы, тем больше Украина будет готова к компромиссам.

– На мой взгляд, встреча в Минске будет пустой, – считает украинский политолог Александр Чаленко. – Никаких результатов ждать не стоит. С другой стороны, Европа начинает понимать, что в Донбассе не всё так однозначно, как казалось ранее. Что нет никакой российской агрессии, а подавляющее большинство ополчения состоит из местных жителей. Об этом стали писать даже СМИ Запада, которые не очень симпатизируют России и ополченцам.

Обращает на себя внимание и место проведения встречи. Белоруссию воспринимают в Европе как «нелюбимую дочь». То, что еврокомиссары согласились приехать в Минск, говорит о многом.

 – Вряд ли руководители стран ТС и посланники ЕС поехали бы на совершенно пустую встречу.

– Есть логика событий, которую нельзя обойти. Сейчас первоочередная проблема – война. Поэтому все будут вынуждены говорить о мире.

Но если Порошенко пойдет на подписание какого-то соглашения о прекращении огня, пойдет на какие-то условия ополченцев, то его самого в Киеве очень быстро скинут. Население Украины находится под воздействием пропаганды, которая твердит, что победа близка и осталось совсем чуть-чуть. Мол, Донецк и Луганск уже почти «наши», осталось лишь немножко поднажать. И тут вдруг Порошенко идет на компромисс. Население, не зная реальной картины, будет возмущено.

К тому же, американцы не дадут закончить войну. Думаю, что ни в Москве, ни в Киеве не прогнозировали масштабных военных действий. Это США настояли на том, чтобы с «сепаратистами» было покончено.

С другой стороны, на мирное соглашение ни в коем случае не пойдут ДНР и ЛНР. Ополченцы скажут, что умирали их товарищи, мирные жители, разрушены их города, а мирное соглашение будет использовано только для перегруппировки украинской армии. И никогда ополченцы не согласятся на то, чтобы граница ДНР и ЛНР была проведена по нынешней линии огня. Они согласны только на получение полного контроля над всеми территориями своих республик.

К тому же, ополченцы прекрасно знают о масштабах потерь в украинской армии. Сейчас эта армия в критическом состоянии, Киев мобилизует последние ресурсы.

– Какие-то результаты будут достигнуты в Минске?

– Это обычная дежурная встреча. Вроде Порошенко говорит о том, что хочет мира. Но и он, и Кремль прекрасно понимают, что ничего не произойдет. Это просто формальная встреча. Мол, все стороны хотят прекращения огня. А хотеть мира – это значит хотеть переговоров. В этой логике и идет развитие событий.

Но давайте подумаем, возможны ли договоренности? Разве Кремль пойдет на какие-то уступки Украине в экономических вопросах? Нет, не пойдет. Киев сможет договориться брать газ в долг? Это невозможно. Разве Россия оставит льготы для ввоза украинских товаров, что будет помогать Киеву вести войну? Нет, на это Кремль не пойдет.

– Но в Европе надеются на какой-то результат.

– Версий относительно грядущей встречи много. Высказываются мнения, что условие для прекращения огня – это децентрализация Украины, уменьшение налоговых потоков в сторону Киева. Я не исключаю, что подобный план на бумаге будет подписан. Но все понимают, что он не реален.

Если Киев даст автономию Донецку и Луганску, то сразу ее потребуют Харьков, Одесса, Николаев. Во-вторых, украинское националистическое сознание не допускает мысль о федерализации. Если в Луганске живут такие же украинцы, то зачем нужна федерация?

К тому же, украинская армия уничтожала мирных граждан. После этого с Киевом никто вместе жить не захочет. Сейчас без воды и электричества стоят Луганск и Донецк, впереди зима. Невозможно представить, что люди там захотят единой страны.

Логика еврокомиссаров проста. Они предложат какой-нибудь мирный план и спросят, кто и что думает. Москва ответит: «Можно рассмотреть». То же самое скажет и Киев. Но желания реализовать любой мирный план нет ни у Киева, ни у Новороссии.

 – Получается, что никто не сделает никому никаких уступок.

– Порошенко не откажется от военной операции, опасаясь за власть. На Украине убеждены, что армия выиграла войну.

Порошенко бы согласился на мирный план, только если бы ополченцы пошли в наступление на Харьков и Одессу. И все бы понимали, что нет сил защищать Киев. Тогда бы Европа, США, Порошенко всячески приветствовали мирный план и сделали бы всё, чтобы сохранить за собой хотя бы центр Украины. Пока ополченцы не наступают, разговаривать с ними никто не хочет.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.