Статьи

Стражи Новороссии

ВЦИОМ: За свободу Донбасса борются местные жители, а не наемники или российские военные

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ходе очередного социологического опроса выяснил, как наши граждане относятся к людям, которые воюют в Донбассе против регулярной армии и силовиков официального Киева.




Известно, что есть разные точки зрения, относительно тех, кто борется в отрядах самообороны за независимость Донецкой и Луганской народных республик.

Так, для украинских властей и большинства местных средств массовой информации эти люди всегда только сепаратисты и террористы. Называют их и платными наемниками. Но для нас они чаще ополченцы и добровольцы.

Это, кстати, подтвердил и опрос ВЦИОМ. Поскольку подавляющее большинство россиян (79%) считает, что за Новороссию сражаются обычные жители Донбасса, которые борются за права местного русскоязычного населения, и их идеи разделяет большая часть земляков.

Наши граждане испытывают к ополченцам самые разные чувства, но чаще всего это уважение (39%), надежда (22%), симпатия (19%), восхищение (11%) и доверие (10%).

И только 20% называют этих людей наемниками, а 14% склонны думать, что они преследуют некие личные интересы.

Как пояснил РБК глава управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов, мнение россиян во многом стало следствием информационной политики в государственных средствах массовой информации.

Но только ли в этом кроется причина симпатии, которую многие наши граждане испытывают к защитникам Новороссии?

Член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований, политолог Алексей Зудин признает, что СМИ, действительно, играют свою роль, но дело не только в них:

— Этот вопрос необходимо оценивать дифференцировано. Известно, что определенная часть общественного мнения (у социологов есть примерно количественное представление о том, какая именно часть) отличается информационной зависимостью. То есть, люди с готовностью принимают ту точку зрения, которая является доминирующей в СМИ. И в этом случае, действительно, можно говорить о влиянии СМИ, причем о влиянии определяющем. Но проблема в том, что удельный вес этой категории, он, в общем, невелик.

Основная же часть общественного мнения формулирует свои позиции по конкретным вопросам все-таки на основе элементарной критики. Прежде всего, на основе жизненного опыта и здравого смысла.

Позиция российского общества в отношении тех сил на Юго-Востоке, которые противостоят киевским властям, большого удивления не вызывает. Поскольку известно, что официальный Киев (там этого и не скрывают) выступает за максимальное ограничение русского языка, и в русскоязычном регионе Донбасса тоже. Киевские власти навязали своей стране выбор в пользу Европейского союза и в перспективе — НАТО, и ведут себя достаточно агрессивно по отношению к жителям Юго-Востока.

— И оскорбительно. Они для них «быдло», «ватники», «колорады», «недочеловеки», «террористы»…

— Да, и оскорбительно. Используют для их обозначения различные унизительные выражения…

Всего этого, как вы понимаете, достаточно для того, чтобы занять в этом вопросе достаточно четкую, устойчивую и осмысленную позицию.

Конечно, абсолютное большинство людей (я имею в виду представителей российского общественного мнения) не бывали в Донбассе и не видели собственными глазами тех столкновений, боев, разрушений и жертв, которые там имеют место.

Но все эти события освещаются СМИ, в отношении которых граждане сохраняют критическую дистанцию.

— Поясните…

— Не надо лишать обычного человека способности оценивать тот информационный поток, который идет из СМИ. По косвенным признакам люди определяют свое отношение – то есть, вызывает эта информация у них доверие или не вызывает.

И если мы внимательно посмотрим на то, каким образом российские СМИ освещают конфликт на Юго-Востоке, то мы увидим, что, несмотря на то, что симпатии российских СМИ на стороне ополченцев, общая картинка достаточно взвешенная. Очень часто (практически в каждом сообщении) дается не только позиция ополченцев, но и позиция киевских СМИ. Часто используются кадры и материалы, которые произведены на противоположной стороне.

В этих условиях люди, те, кто смотрит и слышит, также могут формировать достаточно объективно оценки и суждения.

— Помимо информационной политики, что еще имеет значение?

— Давайте не забывать, что помимо любых СМИ существует такая вещь, как цивилизационное притяжение. А именно, абсолютное большинство наших граждан опознает жителей Юго-Востока как представителей русской культуры, русского языка. Как людей, которые выступают за сохранение и укрепление связей с Россией. И это очень сильно влияет на их отношение к этим людям. То есть, здесь возникает естественная солидарность, то самое цивилизационное притяжение. А на его основе по конкретным поводам возникает естественная солидарность. Люди склонны солидаризироваться, сопереживать, поддерживать, симпатизировать тем, кто похож на них. Тем, кого они опознают как своих родственников. В прямом и переносном смысле этого слова.

Эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян совершенно не удивлен столь консолидированными результатами опроса:

— Напомню, что у значительной части россиян на Юго-Востоке Украины проживают родственники. И поэтому значительная часть наших граждан могут составлять мнение о событиях, происходящих сейчас на Юго-Востоке напрямую от тех людей, которых они знают и кому доверяют. Особенно, если мы говорим про южные регионы страны. Да там просто огромное количество людей, у которых часть родственников проживает в России, а часть в Донбассе. Поэтому нет ничего удивительного, что в данном случае мы наблюдаем такое распределение мнений.

Замечу еще, что несколько месяцев назад в Донбассе был проведен референдум, который показал, что подавляющее большинства населения Луганской и Донецкой областей в той или иной мере поддерживают ополчение и не хотят возвращаться под лоно Киева, тем более в нынешнем его виде.

Нынешние бомбежки и обстрелы городов Донбасса ситуацию, понятно, только усугубили. Я сомневаюсь, что хоть кто-то сейчас там хочет что-то иметь общее с нынешними киевскими властями.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ополченцы вызывают у россиян уважение и надежду.

Да, безусловно, телевизор и СМИ оказывают, наверное, значительное влияние на формирование мнения. Но все-таки фактор «сарафанного радио» и фактор наличия родственников у значительной части российских граждан на Украине — это тоже не надо сбрасывать со счетов.

И, конечно, поддержка ополченцев – это еще и реакция на безумие киевских властей. Реакция на факельные шествия бандеровцев, на одесскую Хатынь, на расстрелы в Мариуполе, на залпы по Славянску… и т.д.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин тоже вспомнил про «сарафанное радио», комментируя результаты соцопроса:

— Разумеется, имеет значение, что респонденты находятся в российском информационном поле. Но это не главная причина, по которой наши люди проникаются симпатиями к представителям самообороны Донбасса. Между населением двух стран существуют достаточно тесные связи (так называемое «сарафанное радио», родственники, знакомые живут на территории Восточной Украины), и наши люди, соответственно, получают информацию не только из СМИ, но и что называется от «первоисточника». И эта информация подтверждается. Поэтому такой высокий результат поддержки.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.