Статьи

Донбасс: странная война-2

Украинская нацгвардия уверяет, что «сражается» с Россией, но спасается от ополченцев на нашей территории

В среду, 16 июля, почти 20 украинских военных попросили помощи у российских пограничников и были доставлены в медицинские учреждения РФ. В одном случае украинские погранцы, размахивая белым флагом, доставили к пропускному пункту Краснопартизанск группу из 15 раненных солдат и попросили своих коллег оказать им помощь. Военные были доставлены в больницу города Гуково, где медики тут же занялись ими – несколько человек были в очень тяжелом состоянии. Кроме того, двоих военнослужащих доставили на ПП «Куйбышево» — там россияне вызвали «скорую помощь», которая отвезла их в больницу. Изначально сообщалось, что это пограничники, но затем появилась информация, что раненные были бойцами нацгвардии. В четверг стало известно, что один из них скончался, несмотря на оказанную помощь, второй находится в тяжелом состоянии.




У Киева, как нетрудно догадаться, своя версия событий. Украинские СМИ уже сообщили, что пока 15 бойцов занимались «погрузкой трупов в рефрижератор», «боевики» ЛНР начали обстреливать их из «Градов», поэтому украинским военным пришлось бежать через границу, где их уже поджидали агенты ФСБ, которые арестовали всех до единого. Руководитель пресс-службы управления Погранслужбы ФСБ России по Ростовской области Василий Малаев, кстати, уже сообщил, что после оказания помощи, военные будут переданы украинской стороне.

События в Новороссии недаром начали называть «Странная война-2»: «свидомые» украинцы уверены, что воюют с Россией, тем не менее, военные спасаются именно у нас. Если верить сводкам из зоны боевых действий, ситуация для нескольких тысяч украинских военных, которые оказались зажаты между российской границей и ополченцами, в так называемом «котле», выглядит не слишком оптимистично («Cтранной войной» в литературе называют начальный период Второй мировой войны, когда, несмотря на объявление войны, Франция, Великобритания и Германия не вели активных сухопутных боевых действий на Западном фронте. – прим. ред.) Украинское издание «Корреспондент» сообщает, что более двухсот военных погибли в результате боестолкновений под Изварино. По словам представителей ЛНР, в окружение в районе КПП попали пять тысяч украинских солдат, которые массово бросают оружие и бегут через границу. О том, что должна в таких случаях предпринимать российская сторона, рассказал адвокат, кандидат юридических наук, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов.

— Воюющие стороны не застрахованы от того, что бой пойдет таким образом, что попадешь на территорию другого государства. Поэтому никто не имеет права пленить их или предъявлять обвинение в пересечении границы. По международным конвенциям им обязаны оказывать медицинскую помощь вне зависимости от того, чьи это вооруженные силы.

— Украинские СМИ довольно предсказуемо заявили, что военных на самом деле задержало ФСБ и требуют немедленно их экстрадировать. Как поступать России в такой ситуации?

— Я бы еще мог понять эти обвинения о захвате ФСБ, если бы речь шла о каких-то высокопоставленных чинах, должностных лицах. Но здесь мы говорим об обычных людях, солдатах-срочниках, которые пересекли границу, спасаясь от обстрела. После того, как им будет оказана медицинская помощь, их нужно отпустить назад. Но не факт, что все военнослужащие захотят возвращаться, чтобы снова вести боевые действия. Некоторые могут попросить статус беженца, некоторые могут дезертировать, рвануть куда-то в другую сторону.

Что принципиально важно в этой ситуации – Россия должна четко фиксировать каждый такой случай пересечения границы. Просто удивительно, что при наличии фото- и видеотехники мы не можем собрать достаточно доказательств того, что происходит на границе. Необходимо, чтобы каждый военный написал рапорт о том, как он попал на нашу территорию, объяснил все на видео. Нужно опросить свидетелей, и тогда не будет никаких претензий и легенд. Но в этом отношении российская сторона почему-то не документирует такие инциденты как следует.

— Следственный комитет России возбудил несколько уголовных дел против Вооруженных сил Украины и нацгвардии, в частности, по факту похищения журналистов канала «Звезда» и обстрела российской следственно-оперативной группы в Ростовской области. Что, если среди военных, пересекших границу, окажутся и причастные к этим преступлениям или к обстрелам мирных жителей?

— Конечно, если они попали к нам на территорию, это не значит, что мы поверим им на добром слове. Все должны тщательно проверяться, необходимо выяснить, возбуждено ли против них уголовное дело, не находятся ли они в розыске. Если так, эти лица должны быть задержаны правоохранительными органами, доставлены по месту ведения следствия, в данном случае, насколько я понимаю, в Москву. Им будет избрана мера пресечения, а затем начато расследование. Если мы этого не сделаем, то возбуждение дела получится просто какой-то страшилкой, ничего не значащей угрозой. Сказав «А», то есть возбудив дела, мы должны будем сказать и «Б» — виновные должны понести ответственность.

 — Не сможет ли Украина в этом случае квалифицировать действия России, как захват заложников? Как, например, в истории с наводчицей Надеждой Савченко?

— Да, это возможно, и для того, чтобы такого не произошло, возвращаюсь к тому, что уже сказал – российская сторона обязана фиксировать все на видео и документально. Кто и как пересек границу, при каких обстоятельствах и с каким вооружением. Если этого сделано не было – это провал различных служб: ФСБ, пограничников, таможенников. В случае с Савченко претензии возможны из-за того, что не зафиксировали, как она попала на территорию России, вот теперь нужно с этим разбираться. Когда есть фото, видео, бумаги и свидетельские показания – тогда вопросов нет.

Политолог Ростислав Ищенко также убежден, что если среди нацгвардейцев, пересекших границу с Россией, окажутся виновные в преступлениях против мирных жителей и граждан РФ, необходимо их задерживать в установленном порядке.

— Россия не просто может, а обязана задерживать людей, против которых возбуждено дело национальными следственными органами. Если они появятся на территории РФ, то должны быть задержаны для проведения следственных действий. Многие государства, например, США или Израиль, вообще похищают по всему миру тех, кого подозревают в преступлениях против своих стран.

— Не вызовут ли такие действия со стороны России негативную реакцию Запада, не говоря уже об Украине?

— Тот, кто хочет оформить негативную реакцию, сделает это в любом случае, как бы Россия ни поступила, на это не нужно обращать внимание. Есть страны, которые искренне считают, что РФ не должна существовать, так что ж теперь, застрелиться?

Впрочем, если солдаты не подозреваются в совершении преступлений, им нечего опасаться на территории России. Об этом говорит опытный дипломат, член Общественной палаты РФ Сергей Орджоникидзе.

— Военные ушли от обстрела, спасаясь на территории России. При этом мы не знаем обстоятельства пересечения границы – ведь сообщалось о случаях, когда впереди шла регулярная армия, а за ними нацгвардия, которая стреляла, как только они останавливались. В любом случае, теперь эти военнослужащие находятся за пределами юрисдикции Украины. В рамках Женевской конвенции им окажут всю необходимую медицинскую помощь, кто бы это ни был, а потом спросят, чего хотят сами. Они могут быть интернированы либо, если захотят, получат статус беженца. Задерживать никто никого не собирается, если они не совершали преступления против РФ, их не будут удерживать против их воли».

Помимо правового аспекта пересечения российской границы украинскими военнослужащими, важен и аспект социальный. Говоря проще, украинские СМИ активно внушают населению, что Россия воюет с Украиной, что российские истребители-невидимки сбивают украинские самолеты, а в Донбассе орудуют спецназовцы. Как в эту картину вписывается оказание медицинской помощи украинским военнослужащим страной, против которой они, якобы, воюют?

— Украина ведь тоже неоднородна, — объясняет шеф-редактор проекта «Однако. Евразия» Семен Уралов. — На самом деле, войны хотят только кровожадные кликуши – это достаточно узкая прослойка, к сожалению, в основном состоящая из так называемой интеллигенции, о которой очень точно высказался еще Ленин. Это разного рода политологи, пиарщики, либо одурманенные пропагандой граждане и совсем «отбитые» националисты. Их немного, но они задают тренд. Поэтому, естественно, ими переход солдат через границу будет воспринят, как предательство, они станут требовать расправы. Большая часть народа, которая не имеет своих представителей в общественной сфере, так как они либо арестованы, либо находятся в изгнании, прекрасно понимает, что войны с Россией нет. Они понимают, что идет война между Донбассом и насильно призванной армией, наемниками и отморозками из добровольных карательных батальонов. Но некий разрыв шаблона, безусловно, будет. Поэтому украинские СМИ станут всячески замалчивать такие случаи и не сообщать о них, либо подавать это так, будто военные попали в плен.

 — Стало известно, что один из двух раненных нацгвардейцев скончался в больнице, несмотря на оказанную ему помощь. Не попытается ли украинское руководство обвинить в этом Россию?

— Именно это и произойдет. Точно так же, как сейчас абсолютно лживо подается информация о том, что обстрелы ведутся с территории России. Украинские СМИ, а их даже сложно назвать украинскими, это частные олигархические СМИ, будут подавать информацию именно таким образом, чтобы всячески нагнетать истерию. Но, учитывая высокий уровень интернетизации и то, что к народу уже приходит понимание, что на Востоке их втянули в братоубийственную аферу, вряд ли большинство в это поверит. Скорее, эффект будет наблюдаться среди самих бойцов, начнется разложение военных сил. Они и так не очень хотят воевать, а сейчас, когда увидели, что Россия оказывает помощь, думаю, многие будут просто идти и сдаваться российским пограничникам.

 — Не получается ли странная ситуация, когда Россия будет лечить украинских военных, а они будут возвращаться в Новороссию и продолжать обстреливать мирных жителей?

— Кончено, всех будут допрашивать, наемников и карателей будут преследовать по закону, это абсолютно правильно и логично. Но что касается простых срочников, которые проходили службу, а потом их отправили на фронт — что с ними можно сделать? Разве что отправить их обратно добровольцами, чтобы кровью искупали свою вину. А если серьезно, они должны были в соответствии с совестью дезертировать еще в первые недели, когда поняли, на что их послали. Потому что в таких условиях это не дезертирство, а нежелание участвовать в гражданской войне. Тем более что большинство этих людей вообще из других регионов. Спрашивается, что вы делаете в Донбассе? Если отдаются преступные приказы, никто не обязан их выполнять. Всегда можно сложить оружие, перейти на сторону ополчения или просто дезертировать и уехать домой.

 — Если масштаб бегства украинских военных вырастет, а, учитывая ситуацию в зоне боевых действий, это очень вероятно, как Россия будет справляться с таким наплывом раненных?

— Россия в этой ситуации несет самые большие издержки. Она вынуждена помогать и беженцам, и солдатам, спасать экономическую ситуацию на Украине, оказывать гуманитарную помощь, держать внешнеполитическую оборону против США и ЕС. С другой стороны, ничего удивительного в этом нет. Если говорить откровенно, это столкновение США и России на территории Украины. Москва в какой-то степени расплачивается сейчас за отсутствие внятной политики на Украине, за то, что все это время пыталась иметь дело с любыми украинскими властями, которые оказались предателями — что Кучма, что Янукович…

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.