Новости

Главная проблема украинской власти — нелегитимность

9р

Любое государство руководствуется законами. Легальность и легитимность органов государственной власти продолжается до тех пор, пока их действия соответствуют нормам Конституции.

Беззаконие захватило Украину. У нас давно не было такого юридического беспредела. Конституция превратилась в откровенную никому не нужную бумажку, Криминальный кодекс трактуется, как это выгодно власть имущим, судебная система откровенно парализована, не говоря уже о правоохранительной или финансовой.

За историю независимости в Украине власть менялась принудительным путём два раза, причём оба примера припадают на последнее десятилетие. В 2004 г. мирная Оранжевая революция под предлогом массовых фальсификаций добилась переголосования второго тура выборов, в результате чего победил политик прозападной ориентации Виктор Ющенко. В ноябре 2013-го стартовал Евромайдан, который, как утверждают его сторонники, к январю-февралю перерос в радикальную Еврореволюцию, что силовым методом отстранила от власти тогдашнее правительство. Данные примеры столь похожи, как и различны. Схожи они тем, что, во-первых, и там, и там имела место смена властных структур. Во-вторых, свержение персоналий из юго-восточных областей (Донбасс) осуществлялось более активными представителями западных и центральных регионов Украины (преимущественно Киев и Львов). В-третьих, общим есть изменение геополитического курса страны с пророссийского/нейтрального на ярко выраженный евроатлантический. С другой стороны, Оранжевая и Европейская революции кардинально разнятся. Времени на осуществление второй потребовалось почти в три раза больше, чем первой. И если 2004 год был относительно мирным, то 2014-й принёс более сотни жертв и тысячи раненых.

Итак, суть двух событий промежутком в десять лет вкратце описана. Однако за всё нужно платить. Некоторые исследователи справедливо считают, что общество должно развиваться естественным способом безо всякой революции. Пока люди не сделают её в собственной голове, не изменят сознание, результата не будет. А вот последствия могут быть катастрофическими. Проблема в том, что Евромайдан включил новую волну беззакония (его принцип существовал и ранее), которая распространилась по всей Украине. Более того, парадоксально, но демократические европейские и американские государства его поддержали и встали на защиту. Но поскольку власть была захвачена силовым путём, юго-восточные регионы ступили на противозаконную стезю сепаратизма, Крым провёл нелегитимный местный референдум. Россия также нарушила собственное, украинское и международное законодательство, когда присоединила полуостров. Вот такие пироги.

Часто спрашивают, кто виноват и кто первым начал. Здесь можно философствовать. Антимайдановцы винят во всём евроинтеграторов и наоборот. Последние, кстати, считают таким катализатором правительство Азарова, когда оно приостановило процесс подписания Ассоциации с ЕС. Правда, по словам Николая Яновича, такие действия инициированы сугубо экономическими причинами. Часто называют т.н. «конституционный переворот», осуществлённый Януковичем в 2010-м, когда КСУ отменил неправомерные, с его точки зрения, изменения в Конституцию. Увы, но тут есть юридическая коллизия, потому что нужно помнить: консенсус в 2004 г. принимался Верховной Радой в условиях тяжелейшего политического кризиса. Лично я бы выделил два момента: силовой разгон студентов в Киеве в ночь с 29 на 30 ноября и захват административных зданий с 22 января 2014-го, что знаменовало горячую фазу конфликта. И если с первым случаем до сих пор дела обстоят мутно, то со вторым предельно ясно: с момента, когда Майдан из мирного перерос в радикальный, подогреваемый и руководимый ультраправыми группировками, загорелась лампочка выключения всего юридического баланса на территории Украины.

Хорошо, это прошлое. Историки со временем расставят всё по своим местам. Вернёмся к вопросу легитимности. Давайте будет откровенными. Существует всего один легитимный и правильный способ смены власти — прозрачные демократические выборы. Был ли он задействован? Нет. Напомню, местные у нас должны были состояться в 2014-м, президентские — в 2015-м, парламентские — 2017-й. Евромайдан же начался в ноябре 2013 г. Силовой сценарий прихода к браздам правления может быть присущ и нравиться только диктаторам и ценителям тоталитарных ценностей (сталинисты, нациократы и т.п.). Это аксиома в либерально-демократическом мире. Ранее оппозиционные, а теперь уже провластные политики пришли на политический Олимп после целой череды нелицеприятных моментов, среди которых сотня умерших активистов, тысяча раненых, штурм админзданий, силовые акции против внутренних войск, МВД и «Беркута». Датировать начало их нелегитимности можно предельно чётко: первая спорная дата — 21 февраля, когда президентом Виктором Януковичем и лидерами парламентской оппозиции при посредничестве представителей Евросоюза подписан документ об урегулировании кризиса в стране, вторая точная дата — 22 февраля, когда антиконституционно Янукович был отстранён от исполнения обязанностей. Теперь по пунктам.

1. Простой факт. Смена власти в Украине осуществлена силовым путём. Выборов не было. Отрицать насилие и принуждение может только наивный человек либо провокатор. Вмешательство ультраправых сил на западе и в центре, пророссийских — на юго-востоке ставит под большое сомнение конституционность законотворческого процесса. Моральное и физическое воздействие на нардепов, угрозы, преследования, кнопкодавство, голосование за законопроекты без предварительных обсуждений и чтений — обыкновенная верховнорадовская смехопанорама.

2. В ночь с 21 на 22 февраля 2014 г. оппозиция взяла под свой контроль здания Верховной Рады, Администрации президента, Кабинета министров и МВД. Невыполнение п.5 Соглашения.

3. 22 февраля 2014 г. в 17:15 Верховная Рада приняла Постановление об отстранении президента от власти. До истечения отведённого Януковичу срока [48 часов, см. п.1 оригинального текста] для подписания закона о возврате к Конституции 2004 г. оставалось 23 часа. Более того, при свержении грубо нарушена сама Конституция (+ ранее ст. 109, 111, 112, 129, 161, 162, 260, 262, 293, 294, 341 ККУ), которая упоминает о четырёх способах досрочного прекращения полномочий президента: отставка, по состоянию здоровья, смерть, импичмент. Ни один из них не был реализован.

Любое государство руководствуется законами. Легальность и легитимность органов государственной власти продолжается до тех пор, пока их действия соответствуют нормам Конституции. Как только происходит превышение полномочий, тот или иной субъект права теряет возможность исполнять свои обязанности и обязательства. С 22 февраля 2014 г., с 17 часов 15 минут Верховная Рада Украины больше не может считаться высшим законодательным органом страны, а 328 нардепов подлежат наказанию по статье «Захват государственной власти». 2/3 Рады, по сути, нелегитимны, после чего должны автоматически стартовать парламентские выборы.

Кстати, тот же механизм действует и с крымским случаем. Парламент АРК превысил свои полномочия, когда провёл нелегитимный местный референдум, было нарушено украинское, российское законодательство и международное право. Он также подлежит роспуску и перевыборам. То же самое касается сепаратистских течений на юго-востоке страны. По ВФЯ, кстати, плачет третий срок сразу по нескольким статьям Криминального кодекса.

Что мы имеем в нашем случае? Абсолютно легитимная с точки зрения права власть (да-да, демократичность и прозрачность избрания Януковича в 2010-м и победу ПР в 2012-м признали международные организации и наблюдатели, в т.ч. США и ЕС!) свергается вооружённым насильственным путём в совокупности с антиконституционным переворотом. В связи с этим все решения Верховной Рады после 21 февраля — нелегитимны. Антизаконны назначения министров, увольнения руководителей обл- и райадминистраций, переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме государственного устройства, президентские выборы в мае 2014-го и т.п.

Фарс вчерашней оппозиции уже сегодня начинает переполнять чашу терпения. Необходимо понимать, что с момента свержения бело-голубых вся ответственность ложится на руководителей Евромайдана. Это значит, что обвинять «папэрэдныкив» в потере Крыма, урезании социальных пособий, многократном повышении налогов, будет сложно. В итоге 2015 год мы встретим с абсолютно другим парламентом, президентом и премьер-министром. Революционная эйфория пройдёт через пару месяцев, ситуация начнёт обостряться с мая и в начале осени может грянуть социальный взрыв, прежде всего, на юго-востоке страны. Украина вернулась в 2004 год, проблема в том, что этот 2004-й хуже предыдущего в несколько раз. На фоне возвышения политических элит помаранчевого периода события начнут двигаться к коллапсу по замкнутому кругу, эта перезагрузка обойдётся нам очень дорого.

Конечно, ошибки оппозиции не оправдывают ошибок власти. Политика двойных стандартов недопустима. Не до конца честные с украинцами относительно евроинтеграции, силовой разгон киевских студентов, часто неправомерное использование силы против мирных митингующих, нежелание прислушаться к требованиям майдановцев привели к закономерному политическому краху прогнившего режима регионалов.

Кто от этого выиграл, а кто проиграл? Выиграли олигархи, две группировки которых поделят Верховную Раду, а один из них даже станет президентом страны. Победил криминалитет, он, безусловно, приспособился к заново сложившимся реалиям. В конце концов, в плюсе остались те политики, что жаждали реванша с 2010 г., парламентские крысы, забегавшие в ВР в надежде спасти свои продажные тушки. Проиграл же в нашем случае обманутый украинский народ, олигархический переворот стоил ему сотни трупов и тысячи раненых, множества разбитых сердец, исковерканных душ.

Источник

По теме:

2 комментария

Виктор 06.04.2014 at 20:11

Хорошая статья, но автор не пошел в своем честном анализе до конца. Поэтому он начал лукавить — у него конституция вроде бы для одних уже не действует (более того, это легитимизировано было тем фактом что » парадоксально, но демократические европейские и американские государства его поддержали и встали на защиту» путчистов), а для других (Крым, Ю-В Украины) — она якобы продолжает действовать (в виде возможности определить региональный ркферендум как «незаконный») и данные регионы должны ее, недействующую конституцию, неукоснительно выполнять.

Так не бывает.

Если для путчистов конституция больше не действует (а они захватили верховную власть), то автоматически не действуют никакие нормы конституции относительно «региональных референдумов. И действия Крыма с этой точки зрения — совершенно легитмны, ибо сам народ в такой ситуации является источником легитимности. Референдум в Крыму — ЛЕГИТИМЕН. А международные законы дают ему легитимность через подтверждение права народов на самопределение.

Так что на Украине надо восстанавливать легитимность власти не с выборов «президента» (это туфта, которая протянет некоторое время на «штыках» и которая даст еще многие негативные последствия, вплоть до возможного развала страны), а с восстановления легитимности центральной власти на основе региональных референдумов, народных.

Ответ
Ольга 06.04.2014 at 20:27

Полностью поддерживаю)))) Референдум в Крыму легитимен!

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.