История. Запретная археология.

Археологи Приднестровья изучают крупный скифский могильник

37
Слободзея, Сентябрь 08 (Новый Регион, Ольга Курылева) – Приднестровские археологи завершают работу в одном из самых загадочных мест Приднестровья – скифском могильнике, которому более двух десятков веков. Он расположен у села Глиное Слободзейского района, передает «Новый Регион».

Как рассказал старший научный сотрудник НИЛ «Археология» ПГУ Игорь Четвериков, древний могильник был обнаружен еще в 1995 году – внимание археологов привлекло то, что земля вокруг была буквально усыпана осколками древнегреческих амфор, глиняной посуды и древних орудий труда, но никакой информации о возможном древнем поселении тут не было.

«Поэтому появилась версия, что мы имеем дело с колоссальным древним могильником, и первые вскрытые объекты показали, что исторический памятник мощный», – сказал он.

Специалисты выяснили, что захоронение возникло здесь примерно 2300 лет назад, когда эти земли населяли племена скифов и сарматов, с историей которых ученые пока мало знакомы.

Четвериков напомнил, что представители племен были не только земледельцами и ремесленниками, но и хорошими воинами, которые могли защищать свою землю от набегов кочевников. Это подтверждают предметы, которые складывали в могилы их соплеменники.

«Мастеру, конечно, клали орудия его ремесла. Воину – оружие, которым он пользовался при жизни, причем его любимое оружие, которое помнит тепло его рук, то, что было отшлифовано прикосновением его ладони. Женщинам обязательно клали веретено, два пряслица, чтобы оттягивать нить», – рассказал приднестровский археолог.

Он подчеркнул, что благодаря этим исследованиям, «у историков вырисовывается четкое представление о быте далеких предков – их обрядах, культуре, торговых связях и даже моде».

По словам Игоря Четверикова, раскопки продолжатся до наступления холодов, затем ученые начнут обрабатывать все, что было найдено в Слободзейском районе, и выпустят в свет научный труд, часть которого включат в учебники истории.

Археологи Приднестровья изучают крупный скифский могильник (ФОТО)

Захоронение возникло примерно 2300 лет назад

Археологи Приднестровья изучают крупный скифский могильник (ФОТО)

Предметы, обнаруженные в могилах, соответствуют роду занятий погребенного

Археологи Приднестровья изучают крупный скифский могильник (ФОТО)

Земля вокруг была буквально усыпана осколками древнегреческих амфор, глиняной посуды, орудий труда

Археологи Приднестровья изучают крупный скифский могильник (ФОТО)

Первые вскрытые объекты показали, что «исторический памятник мощный»

Археологи Приднестровья изучают крупный скифский могильник (ФОТО)

Древний могильник был обнаружен еще в 1995 году, но раскопки проведены только сейчас

Археологи Приднестровья изучают крупный скифский могильник (ФОТО)

Изучение находки – не только серьезная научная работа для сотрудников ПГУ…

Археологи Приднестровья изучают крупный скифский могильник (ФОТО)

…но и хорошая практика для студентов – будущих историков и археологов

Золото в курганах скифов.

Это, наверное, самый известнейший атрибут культуры скифов: курган — «царская могила», и под ним множество сокровищь. Клад полный искусно изготовленных украшений из драгоценных металлов… Погребения скифских вождей под курганами в середине I тыс. до н. э. встречаются на огромной территории континентальной Евразии — от Нижнего Дуная до Алтая и Саян. В западной части скифских земель, особенно на крайней территории, в Приднестровье (алазоны), самым распространенным обрядом погребения в VI–IV вв. до н. э. было сожжение, на всей остальной территории преобладало захоронение — уцелело множество ритуальных предметов, которыми снабжали усопших. А также множество предметов быта и повседневного обихода. Что позволяет восстановить, изучить и лучше понять культуру и быт этого гордого народа.

Самые известные находки были сделаны в курганах Приазовья-Причерноморья, которые начали раскапывать в XVIII в. В 1830 г. был открыт наиболее примечательный курган Куль-Оба (близ Керчи); этот клад положил основу скифской коллекции Эрмитажа. Находки с тех пор не прекращались, похоже, что скифский «золотой запас» еще до сих пор не исчерпан…

Не менее значительными оказались находки, сделанные на другом конце скифского мира, в приалтайских степях. «Золотая коллекция» петербургских музеев началась именно с сибирских кладов, обнаруженных еще при Петре Первом. Систематические раскопки, однако, начались только в XX в. Они дали не только изделия из драгметаллов, но и множество других вещей, которые сохранились благодаря вечной мерзлоте.

Масштабы курганного строительства в Южной Сибири впечатляют. Если в Причерноморье такого способа погребения удостаивались цари, то на востоке и прочие люди. Только в районе Саглы (Тува) — около 19 тыс. курганов скифского времени! В них обнаружены импортные предметы из Индии и Средиземноморья, а также множество вещей местного изготовления.

Распределение памятников античной эпохи Евразийских степей показывает, что скифская цивилизация имела два центра: один южнорусский, от Днестра на западе до Волги на востоке и Кавказа на юге, и другой — южносибирский, в районе Семиречья — Алтая-Саян. Среднеазиатские скифы были тесно связаны с сибиряками.
Предметы скифского прикладного искусства I тыс. до н. э., обладающие художественными достоинствами и выполненные в едином зверином стиле, обнаружены на огромной территории, от Дуная до Байкала. Кто и когда создал эти предметы? Казалось бы, ответ ясен; но не для всех: «Памятники искусства, добытые из скифских курганов, поражают утонченным мастерством, совершенством форм, экспрессией, выразительностью стиля. Интерес к этим памятникам очень велик как среди специалистов, так и среди широких кругов ценителей искусства. Им посвящена поистине необъятная литература. Однако до сих пор нет окончательного ответа на вопросы об истоках, путях развития и первоначальном происхождении этого искусства».

Раньше на вопрос о происхождении скифского золота отвечали: все это греки делали. Развитые, цивилизованные греческие мастера изготовляли и продавали украшения варварам… Правда, ранние скифские вещи имеют мало общего с греческой традицией. Но тогда, значит, их сделали в другом «цивилизованном» месте: «В VII–VI веках до н. э. привозные украшения поступали к скифам главным образом из Передней Азии. Они попадали к ним через Кавказ как предметы торговли или как трофеи, награбленные на Ближнем Востоке во время завоевательных походов кочевников…»

Но ведь скифские клады найдены на огромной территории, от Дуная до Алтая и Саян. Причем сибирские памятники, сохранившиеся в вечной мерзлоте, выполнены не только на золоте, но и на дереве, ткани, кости — в том же своеобразном зверином стиле. И появились эти памятники как-то «сразу»: в одно и то же время на всем огромном пространстве «скифского мира»… Это исключает культурное заимствование не только из Греции, но и из Месопотамии. Нет чтоб сказать: скифы сами создали свое искусство… Все равно утверждают, что сначала «мастера передней Азии» выполняли драгоценные украшения для скифов, а позднее — греки.

Фактически истоки скифского звериного стиля — местные, южнорусские и уходят корнями к нач. III тыс. до н. э. Этим временем датируется курган вождя одного из прикубанских племен, обнаруженный на окраине Майкопа. Коллекция украшений, найденная в нем, поистине не имеет себе равных: «Майкопский курган — памятник мирового значения. Среди захоронений бронзового века в Европе по богатству находок с ним могут соперничать только знаменитые микенские гробницы в Греции».

Достаточно сравнить фигуру золотого бычка и изображения животных на серебряном кубке из Майкопского кургана с золотыми оленем и пантерой, найденными в кубанских же курганах скифской эпохи, чтобы убедиться в их стилистическом единстве. Сходство с ними обнаруживают и предметы звериного стиля, найденные в других районах Великой Скифии, однако есть и местные особенности. Так, восточые, среднеазиатские и сибирские изделия отличались склонностью к стилизации, тогда как в Причерноморье-Приазовье большей популярностью пользовался «реализм».

При чем же здесь «греческие мастера»? Ведь в Греции в III тыс. до н. э. изделий, подобных украшениям из Майкопского кургана, обнаружено не было. Даже пресловутые сокровища из микенских гробниц датируются многими веками позднее, начиная с XVI в. до н. э. Кстати, древние греки-ахейцы, оставившие эти выдающие памятники, были пришельцами на юг Балкан с севера, вполне возможно, из Причерноморья. Вот такая получается цепочка: сначала высококлассные предметы, изготовленные из драгоценных металлов, обнаруживаются к северу от Кавказа, в Приазовье; затем, несколько веков спустя на Балканах, вместе с продвижением сюда нового населения. Напрашивается предположение: а не принесли ли ахейцы «высокие технологии» металлообработки с севера, с Дуная или даже Причерноморья?
То же самое относится и к ювелирному искусству Передней Азии. Никаких «предвестников» скифского стиля там не обнаружено; клады VIII–VII вв. до н. э., найденные на территории древнего государства Урарту и явно принадлежавшие скифским вождям, содержали изделия, которые скифы сделали сами для себя и по своему вкусу… Мало того, установлено, что «МНОГИЕ ПРЕДМЕТЫ СКИФСКОГО ТИПА БЫЛИ СКОПИРОВАНЫ УРАРТАМИ СО СКИФСКИХ ОБРАЗЦОВ». То есть это скифы принесли в Переднюю Азию свое высокое искусство, а не наоборот…

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.