Медицина и здоровьеДети и их воспитание

Закаливание без процедур. Как это?

0_86bf2_f83f7e2a_L

Где и сколько у нас чувствительных нервных окончаний (на поверхности тела)? Оказалось, «холодовых» — 300 тысяч, а «тепловых» — 30 тысяч. (Кстати, на подошвах «холодовых» тоже в 6 раз больше, чем тепловых!) Почему? Зачем это Природа одарила нас таким количеством рецепторов к «холоду»? Она спасает всех животных таким же образом — зайцев, волков, медведей (всех, кто ходит «босиком» по снегу зимой). Я проверял у своих детей, какова температура подошвы и стопы с помощью электрического безынерционного термометра — он сразу дает показания. Оказалось, температура стопы и подошвы всегда равна температуре пола в помещении. Например, у нас она равна 20~C — соответственно такой же будет температура подошв. 

«Холодно тебе?» — спрашивает наша бабушка Аню.

«Нет,» — и побежала. А бабушка: «Она еще маленькая и не понимает, что у нее замерзли ножки.» Тогда я спрашиваю старших своих ребят: «Холодно босиком?» — «Нет, не холодно, не чувствуем холода.»

Оказывается, когда босые ноги холодны и вы так, босиком, ходите постоянно, то они не мерзнут, такого ощущения нет. Поэтому и пес бегает всю зиму «босиком», и у него лапы не мерзнут. Если, к примеру, измерять температуру подушечек его лап, то она тоже будет равна температуре почвы: на почве 12~C — у него на подушечках 12~C, на почве 5~C, и у него 5~C, а вот при минусовой температуре у него на подушечках всегда 0~C. При нуле не тает снег и лед и, значит, не мокнут лапы, и кровь при нуле не замерзает (она соленая), а нормально функционирует и «питает» лапы собачьи.

Смотрите, как разумна Природа. Так вот дайте же возможность работать этим самым терморегуляторам у вас и ваших детей.

Есть и такие терморегуляторные механизмы. Если вы долго купаетесь летом, кожа становится «гусиной» — это термоадаптивная реакция. А выйдете на берег — дрожите, зуб на зуб не попадает (вы потеряли много тепла, и не успели еще его «создать»). И начинаете прыгать — греться. То есть поддерживаете постоянную температуру внутри тела. К чему я веду. Реакции адаптивные надо поддерживать, чтобы они функционировали.

Когда ребенок не испытывает перепадов температуры (а мы привыкли постоянно держать его в тепле), у него все терморегулирующие реакции будут отмирать. Как результат: открытое окошко — и простуда.

Как мы поступали со своими детьми?

Во-первых, до всего доходили сами. Как бы все на ощупь шли. Сначала ребят только дома пускали босичком: все дошкольное детство (зимой и летом). При этом делал я следующее. Спит кто-то из них под одеялом, а я меряю там температуру: она 32-33~C — термокомфорт, блаженство. В этих условиях организм отдыхает, сердце очень медленно работает, потерь тепла нет, теплоотдачи нет. Утром (я специально записал этот случай, потому что удивил он меня) вскакивает шестилетняя Любашка, спускается (они у нас спят на втором этаже) вниз и — на улицу, потому что не было в доме теплой уборной. Прибегает: «Ой, как в доме тепло, хорошо!»

Я смотрю: она, как была в одних трусиках, так и на двор, а там минус 31~C (ну был такой день в Подмосковье). Понятно, думаю, почему ей «тепло, хорошо», хотя в комнатах около 20~C. А теперь смотрите, сколько температурных перепадов испытала Люба: комфорт под одеялом 32~C, в комнате 20~C, на улице минус 31~C. Значит, перепад составил 63~C. И это буквально за 2-3 мин. Вот это, очевидно, нормальный перепад, на который должен настроиться организм и работать в нем.

В медицинской литературе предлагают такой способ закаливания: нагрейте воду до 34~C, опустите в таз губку, «отожмите ее, выньте из-под одеяла обтираемую часть тела…» Так и написано, буквально почти цитирую, это из сочинений академика Студеникина, а я выучил наизусть. Смех да и только, когда «по частям» вынимают из-под одеяла ребенка. Но не в этом главное, а в другом. Цитирую дальше: «через 5-7 дней снизить температуру на один градус», т.е. вместо 34~C вода должна быть 33~C (!). В природе не бывает перепада температуры за неделю в 1~C. Не найдешь такого явления. Вот описанный выше случай с Любой от плюс 32~C до минус 31~C — есть!

А теперь вопрос: что это — закаливание? И что будет с вашим ребенком, если следовать советам академика Студеникина?

Ну… когда-нибудь над этим вопросом, надеюсь, задумаются. А сейчас все и все принимают на веру, друг у друга переписывают «советы» эти по закаливанию. Только один врач пишет, что через три дня следует снижать температуру воды на 1~C, другой — через четыре дня, третий — через неделю, а все, как говорится, хрен редьки не слаще. Никакой закалки, конечно, тут не будет.

Очень часто меня спрашивают: как же так случается — вот закаливали ребенка, а он вдруг заболел? Дело в том, что болезнь может быть связана с совершенно другими факторами: с тем, как ваш сын или дочь одеты, как двигаются, как вы их кормите. Есть, на мой взгляд, и чисто «психологический секрет»: ваше родительское убеждение в том, что он болен и насколько сильно.

Так же дело обстоит и с пребыванием в яслях и детских садах и частыми болезнями детишек, их посещающих. И дело, оказывается, не в системе закаливания, а совершенно в другом. Необходимо только внимательней относиться к своим детям.

Одна моя знакомая, врач, рассказала такой случай. Вызывают ее к второкласснику, мальчику 8 лет. Каждый день у него перед уходом в школу температура поднимается до 38,3-38,5~C. А по всем симптомам совершенно здоров парень. Но врач нашлась и предложила: «А может, отправить его на неделю к бабушке? Но, мама, вы чтобы туда ни шагу всю неделю». (Бабушка через два квартала жила.) Пока мальчик у бабушки находился, никакого повышения температуры не было, и со школой все в порядке. Вернулся домой, в первый же день температура подскочила до 38,3~C перед уходом в школу. Причина? Мама со страхом ждала этой температуры! Этого оказалось достаточно, чтобы у мальчика по утрам подскакивала температура.

А теперь вернемся к проблеме закаливания. Весь первый год старайтесь держать малыша в основном в одних трусишках. Ну, рубашонку наденьте. Но ножки должны быть босыми все время — и днем, и ночью. А после года, когда ваш ребенок пойдет, на мой взгляд, ни одна закаливающая процедура рядом с хождением босиком поставлена быть не может по силе воздействия. Знаете почему? Из-за продолжительности и постоянства. Закаливающая процедура длится 5-20 мин, и перестройка организма будет пустяковой, а здесь, когда малыш целый день ходит босиком, длительность и постоянность сыграют положительную роль.

И еще одно. Вопрос укрепления иммунитета ребенка. Тем, что вы позволяете работать терморегуляторным механизмам вашего малыша — от комфортного состояния под одеялом, комнатной температуры и выскакивания на улицу или балкон, — вы заставляете его ощущать этот перепад. Где-то я прочитал, что результаты закаливания ребенка держатся всего-навсего 5-7 дней. Если вы через 5 дней начнете его кутать, — все к черту. Вся его закалка, и все ваши завоевания полетят в тартарары.

Ко мне не раз обращались с вопросом: «Если ребенок болеет, нужно ли прекращать закаливание по вашему методу?» Для начала расскажу об одном эксперименте. В Воронеже группе из 15 студентов предложили в течение 10 дней в определенном месте и в обусловленное время (был подписан договор, всех ждало вознаграждение) стоять на холодном бетонном полу босиком по 15 минут. В первый же день некоторые сопатили. На другой день все поголовно пришли с насморком. А их приводят опять в подвал и говорят: «Разувайтесь!» — «Да вы что! Мы же больные все! Нам же нельзя!» — «Нет, ребята. Эксперимент. Разувайтесь! Договор подписали?» — «Подписали». — «Разувайтесь!» И так каждый день. На четвертый день один из них сказал: «А у меня все прошло — не чихаю и не кашляю…» На девятый день у последнего насморк как рукой сняло. Вы понимаете? Произошла перестройка организма, его адаптация к новым условиям. Этот эксперимент лишь подтвердил мои мысли.

Я уже говорил ранее о питании на первом году жизни младенца. О рекомендациях врачей докармливать малыша при недостатке грудного молока. Эти советы их неубедительны. Мало молока — все равно не соглашайтесь, если хотите сохранить ребенку здоровье. Добавки смесей угнетают бифидусфлору (микрофлору кишечника), и у ребенка ухудшится пищеварение, будет пучить животик, а тут слезы, капризы, разом все прочие неприятности.

Сколько же времени следует держать малыша на грудном молоке? Французские специалисты считают, не менее трех месяцев, профессор Аршавский — не менее шести. Но есть и такое мнение — не менее девяти месяцев (плюс вода). Я же утверждаю (и уже говорил об этом) — до первого зуба. Первый зуб — это сигнал, что молока не хватает. А природа «выпустила» зуб, чтобы что-то еще добавить в рацион малыша. Он уже сможет скоблить, кусать. Пожалуйста, давайте ребенку смеси, пюре — все, что угодно, они ему не повредят! Но помните: надо давать работу только что прорезавшемуся зубу. Как говорят в в народе, «давать на зубок» (и сухарик, и яблочко, и морковку) .

Когда нашей внучке было месяцев десять, она «вспарывала» пальчиком кожуру банана (по длинному волокну), потом доставала оттуда мякоть и ела. Так вот ребенок в десять месяцев может сам добывать себе пищу! А Анюта в восемь месяцев обкусывала маленькое яблочко, еще зеленое, крепкое-крепкое. Она вонзала два своих зуба в яблоко, оттуда сок кислый брызжет, ей приятно. И это совершенно нормально. Так и должно быть. А бабушка в крик: «Брось, брось эту гадость!» Ну что будешь делать с бабушкой? Она не понимает, что Надюша не только себе витамины добывает из этого яблочка (там чистая аскорбиновая кислота), но и делает себе своеобразную иммунную прививку, потому что взяла яблочко прямо с земли, где бактерий всяких сколько угодно.

Мне бы хотелось рассказать о проблеме диатезов и аллергий. А она связана с питанием малыша на первом году жизни. Сейчас у многих детей на все аллергическая реакция: на апельсины, на шоколад, на запахи, на пыль… На что только нет аллергий. И больше всего на пищевые продукты. Вы не хотите мучиться от этой ерунды, делайте реальное дело: не лишайте новорожденного молозива, кормите как можно дольше грудным молоком.

Вам, наверное, никогда не доводилось заглядывать в рекомендации медперсоналу родильного дома? Есть там такой пункт #18: «Искусственников, склонных к аллергиям, в 10 раз больше, чем естественников». Вот и весь секрет. Если хотите, чтобы ребенок у вас с аллергиями и диатезами не знался, мамы, кормите его сами. Как только начнете докармливать смесями, откроете дорогу этим недугам. А они, естественно, тормозят физическое развитие ребенка, да и не только физическое — умственное, как теперь принято говорить, интеллектуальное…

Источник

По теме:

1 комментарий

Perfect 21.03.2013 at 18:15

Я делаю просто. Ложусь в ванную (баню не достроили) в воду горячую как можно терпеть и лежу, пока могу терпеть. Потом под холодный душ, обливаюсь по частям: сначала руку… согрелся, потом вторую… согрелся, потом привыкаешь к холодной воде. Главное не пустить холод «внутрь» и следить за сердцем.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.