В РоссииКультура

Иван Иванович Шишкин-Русский богатырь.

800px-Shishkin,_Ivan_-_Morning_in_a_Pine_Forest

Известен, прежде всего, по картине «Утро в сосновом лесу». Хрестоматийная картина была написана в соавторстве с Константином Савицким, другом Шишкина. Савицким были нарисованы медведи, так как Шишкин не мог рисовать ни людей, ни животных. Занимательный жанровый мотив, введённый в картину, во многом способствовал её популярности. Сюжет картины, упрощённый до «Мишки косолапого», переместился на обёртку шоколадной конфеты ещё в 1896 году- за два года до смерти художника. Однако массовое производство лакомства началось в начале ХХ века.

В коротком рассказе о Шишкине, прекрасном человеке и художнике, Верещагин передаёт историю, некогда слышанную в Мюнхене от художника-баталиста А.Е.Коцебу. Тот рассказывал ему, как молодой и полный богатырских сил Шишкин, находясь в Мюнхене в 1862 году оказался против воли втянутым в драку, крепко поколотил нескольких местных жителей и был зажержан полицией.В качестве вещественного доказательства выступал железный прут в три пальца толщиной, согнутый Шишкиным в дугу.

«Как-то раз мне дали знать, что русский художник, арестованный ночью в уличной драке, ссылается на знакомство со мною. Полицеймейстер, которого я хорошо знал, просил прийти и, коли я действительно его знаю, заявить об этом, потому что против малого могут быть приняты строгие меры. Прихожу в полицию — Шишкин! И в каком виде! Волосы всклочены, в грязи, ободранный, одного рукава нет, фалда сюртука висит… Шишкин, говорю, с вами случилось несчастие, мы поправим его. Пожалуйста, расскажите, как было дело? — Оказалось, что он был виноват только вполовину, так как был трезв, не буянил и, задетый, слишком близко принял это к сердцу. По моей просьбе полицеймейстер обещал замять это дело и затруднялся только историей с ружьем: в пылу схватки Иван Иванович выхватил у подошедшего разнимать ссору полицейского ружье, стал им воевать и сломал его — это было серьезно.

С грехом пополам все уладили, на условии, что мы заплатим как всем потерпевшим, так и за злосчастное ружье. Когда вызвали этих «потерпевших», я был поражен их количеством: тут был люд всякого звания, всяких возрастов, и дравшиеся, и пробовавшие разнимать, с завязанными скулами, глазами, головами, с подвязанными руками и хромые — длинной вереницей стали они проходить предо мной, показывать синяки, ссадины и всяческие увечья. Я торговался сколько мог, сердился, бранился и просто глазам своим не верил — так много было действительно пострадавших.

— Шишкин,— говорю,— да неужели же это вы… обидели столько народа?

Он скромно потупился.

Заплатить Ивану Ивановичу пришлось немало, и вскоре после того он уехал из Мюнхена. А славный малый,— еще раз прибавил Коцебу, — настоящая русская натура».

С удовольствием пересказывая этот случай, Верещагин упоминал о собственных попытках выяснить у Ивана Ивановича некоторые дополнительные подробности давней истории и упорном нежелании её героя говорить о ней. Известно, только что причиной драки были подтрунивания местных бюргеров над Россией. Этого Шишкин стерпеть не мог.

—————————————————-

 

1sm

 

Иван Иванович Шишкин

Русский художник-пейзажист, которого называли «лесным богатырем-художником», «стариком-лесником» и «царем леса». Его популярность — при всей общественной нейтральности пейзажного жанра — поистине легендарная. Еще в начале творческого пути Иван Шишкин записал в свой альбом, что самым «главным для пейзажиста является старательное изучение натуры». Он никогда не изменял этому принципу. Шишкин много путешествовал по России, изучая ее природу. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елью, сосной, березой и дубами.

 

Начало художественной карьеры

Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном местечке Елабуги. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем древности. Стремясь привить сыну, интерес к истории, он привлекал его к археологической раскопке древнего Болгарского царства на Волге. В 1844 году отец отдал мальчика в казанскую гимназию, там будущий художник вскоре нашел товарищей, с которыми «мог рисовать и раздумывать» об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и склонности, и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником».

 

В 1852 году Иван Шишкин вступает в Московское училище живописи и лепки, получает красивую подготовку под руководством А.Н. Мокрицкого. В 1856-1860 годах продолжает учебу в Петербуржской Академии искусств в С.М. Воробьева. Успехи молодого художника, отмеченные золотой и серебряной медалью, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи со вступлением Шишкина в Академию: «Потерялись мы отличного и одаренного ученика, но надеемся увидеть в нем впоследствии отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии». Стремление к «верности, подобию, портрету изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид на околице Петербурга» (1856, Государственный Русский музей, Москва).

 

Заграничная поездка

 

В 1858-1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного приуралья. В 1860 году за два Валаамских пейзажи художник получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной в 1861 году отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, «от которой только может быть существенная польза для пейзажиста».

 

За границу Шишкин едет в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на его особенного впечатления: отражалась и тоска за родиной («чего я не в России, которую так люблю?..»). Повеселел Иван Иванович лишь в Праге, где «встречался со многими чехами; народ прекрасен и охотно говорят русским языком». Он увлекается рисунками «славянских типов» большого чешского реалиста 60-х лет прошлого века Йозефа Манеса. В 1863 году в Цюрихе Шишкин посещает мастерскую живописца и гравера Г. Коллера, где знакомится с техникой офорта.

 

Горные пейзажи Швейцарии оставили художника безразличным; вскоре вместе с воспитанниками Академии Л.Л. Каменевым и Есть Е. Дюкером Шишкин начинает работать в Тевтобургском лесу около Дюссельдорфа. Выполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. Сам художник вспоминал об этом:

 

«Где и куда не пойдешь, везде показывают — пошел вот этот россиянин, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот россиянин Шишкин, который так замечательно рисует».

 

Признание на родине

 

В 1865 году Иван Иванович возвращается в Россию и за картину «Вид на околице Дюссельдорфа» (1865, Государственный Русский музей) получает звание академика. Шишкин быстро входит в круг интересов отечественной художественной жизни, бывает на четвергах Артели художников.

 

«Громче всех, — вспоминает Репин, — раздавался голос богатыря Ивана Шишкина; как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, весельем, красивым аппетитом и правдивым русским языком. Немало нарисовал он пером на этих вечерах замечательных рисунков. Публика, бывало, ойкала за его спиной, когда он своей могучей лапой и корявыми от работы пальцами начнет затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством которым от такого грубого поведения автора выходят утонченными и блестящими».

 

Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, Государственный Русский музей), «При закате» (1869, Государственный Русский музей), «Полдень на околице Москвы» (1869, Государственный Русский музей), где раскрывается особенность национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Обществом передвижной художественной выставки. Вместе с И.М. Крамским, В.Г. Перовым, Г.Г. Мясоедовым, А.К. Саврасовым, Н.Н. Ге и другими в 1870 году Шишкин становится членом-основателем Общества. Иван Николаевич Крамской высоко ценил искусство художника, вплоть до того, который предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятский губернии» (1872, эта картина за названием «Сосновый бор» находится в Государственный Третьяковский галереи, Москва). Крамской писал о достоинствах Шишкина:

 

«Иван Шишкин нас просто удивляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, здесь он и смелый, и ловкий, не задумывается, как, что и почему… здесь он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом… Шишкин — верстный столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».

 

Известная работа

 

На вторую выставку передвижников художник представил картину «Лесная глухомань» (1872, Государственный Русский музей), за которую в 1873 году получил звание профессора Петербуржской Академии искусств. Лесная темная чаща вызывает у зрителя некоторый трепет, словно он оказывается в действительности один в этом жутковатом для человека месте. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный детали, он рассчитан на длинное рассматривание: вдруг врасплох замечаешь лису и утку. Где-то в глубине картины, среди худосочных деревьев видный слабый солнечный просвет, такое впечатление, что можно почувствовать влажность воздуха, влажность мхов, проникнуться этой атмосферой. За иллюзорную выресованность детали Шишкина часто упрекали. Многие художники находили живопись Ивана Шишкина неживописной, называли его картину раскрашенным рисунком. Однако картина мастера, при всей их детализации, всегда дает целостный образ.

 

Полная раздолья, солнца, света, воздух известная картина «Рожь» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Она словно синтезирует черту характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: «Раздолье. Пространство. Угодье, рожь. Божья благодать. Русское богатство…»

 

Поэтическим чувством перенятое полотно «Среди долины ровныя» (1883, Государственный музей русского искусства, Киев), в нем соединяются величие и задушевная лирика. Названием картины стала строка из стихотворения А.Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихотворений. Ощущение русского раздолья рожает образный строй самого полотна. Свободная, незамкнутая композиция картины вызывает радостное ощущение в дежурстве освещенных и затемненных пространств, в сохлых стеблях, в величественном дубе, который поднимается среди равнины.

 

Гармония светотени и цветов

 

Невзирая на успехи в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу света и воздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить достоинства известных на то время произведений Репина и Сурикова. Поэтому в картине «Моросливое утро» (1885, Горьковский государственный художественный музей) и «Сосна, освещенная солнцем» (1886, Государственная Третьяковская галерея) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цветов. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, Государственный Русский музей), «Золотая осень» (1888, Пермская государственная художественная галерея) и другим.

 

Хорошо переданная жизнь леса в широко известной картине «Ранок в сосновом лесу» (1889, Государственная Третьяковская галерея) и полотне «Дождь в дубовом лесу» (1891, Государственная Третьяковская галерея). Кстати, картину «Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин написал не сам, а в соавторстве с другим художником — медведей написал художник-передвижник Константин Аполлонович Савицкий. Медведи вышли в Савицкого так удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако, П. М. Третьяков, который приобрел картину, снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней, «начиная от замысла и кончая выполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственные именно Шишкину».

 

Личная жизнь

 

В Ивана Шишкина была нелегкая личная судьба. Дважды он женился по любви, и дважды смерть унесла любимую женщину. У него умирали сыновья. Но никогда художник не позволял себе переносить собственное тяжелое состояние на природу. Он был в полном понимании слова эпическим поэтом.

 

Графика

 

Рядом с живописной работой особенное место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Художник искусно владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок перетерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х лет, которые художник выполнил углем и мелом, намного живописны, чем рисунки пэром, которые относятся до 60-х лет. В 1891 году в Академии было выставлено больше шестисот этюдов и гравюры Шишкина. Выставка давала представление об огромном труде художника, который глубоко чувствовал и пытался передать красоту и богатырскую силу русской природы. В 1894 году вышел альбом «60 офортов И.И. Шишкина. 1870-1892».

 

Последнее полотно

 

В 1894-1895 годах Иван Шишкин руководит пейзажной мастерской в Петербуржской Академии искусств.

84

Творческая деятельность художника была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, Государственный Русский музей), в которой опыт и мастерство выразили неизгладимые впечатления детства. На полотне, написанном незадолго до смерти, изображена корабельная роща около Елабуги. В картине — то знакомое соединение большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, который знал, любил и так искренне воспевал своей кистью. 8 марта 1898 года художника не стали. Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал.

 

Источник1
Источник2

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.