В РоссииМедицина и здоровье

Странные «спортивные напитки»

Ловкие пройдохи, монополизировавшие рынок продуктов питания, сами создают спрос. Они придумывают ненужные товары, а потом навязывают эти товары потребителям, с помощью взяток затыкая рты всем тем, кто пытается выяснить правду…

 

Напитки всех цветов радуги

За 2 олимпийские недели мы привыкли к тому, что спортсмены очень часто, и не только в перерыв, прикладывались к бутылочкам, в которых плескалась какая-то жидкость разных цветов. Что это за водица? Можно ли её пить только спортсменам или всем желающим? Тем более, что она уже встречается на прилавках наших магазинов.

Водица жёлтоватого, зелёного, розового, синего, как медный купорос, или беловатого, точнее, самогонного цвета. Ещё одна чёрта таких бутылочек – соска-непроливайка, благодаря ей, можно пить, не откручивая пробку прямо на бегу или сидя на велосипеде. Всё это так называемыеспортивные напитки. И тем, кто посещает фитнес-центры, они хорошо известны. Там они встречаются не реже, чем энергетические дринки с кофеином и другими стимуляторами, и чаще, чем просто питьевая или минеральная вода в бутылках.

У нас они набирают популярность, их уже можно купить в супермаркетах. А в спортивных магазинах они продаются давно, их обычно выкладывают прямо перед кассами. Они недешёвы, стандартная пол-литровая пластиковая бутылочка стоит 50-60 рублей.

 

Простота – залог успеха

Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, сразу разберём «по косточкам» эти напитки. Анатомия их весьма примитивна, в них нет ни витаминов, ни кофеина или других энергетиков. Типичный состав: водасахарасоли (в основном натрия, калия и магния), а дальше – пищевые добавки для консистенции, вкуса и цвета (см. таблицу 1). Многие из них синтетические. Например, купоросный цвет им придаёт краситель синий блестящий FCF, или Е133, входящий в группу абсолютносинтетических триарилметановых красителей, химическое название которого занимает несколько строчек.

 

Таблица 1. Состав самых популярных спортивных напитков (указан на этикетках)

 

НапитокСостав
«Гаторэйд Лемон»Вода, сахар, глюкозный сироп, фруктоза, регулятор кислотности лимонная кислота, хлорид натрия, цитрат натрия, монофосфат калия, карбонат магния, антиокислитель аскорбиновая кислота, стабилизаторы Е414, Е445, натуральный ароматизатор, краситель бета-каротин
«Гаторэйд Блу Кул Распберри»Вода, глюкозный сироп, сахар, регулятор кислотности лимонная кислота, хлорид натрия, цитрат натрия,  монофосфат калия, карбонат магния, стабилизаторы Е414, Е445, натуральный ароматизатор
«Паурэйд ИОН4 Ледяная Буря»Вода, декстроза, фруктоза, регуляторы кислотности (лимонная кислота, цитрат калия), минеральные компоненты (хлорид натрия, хлорид магния, хлорид кальция, фосфат калия), натуральные ароматизаторы, стабилизаторы (гуммиарабик, эфиры глицерина и смоляных кислот), подсластители (сукралоза, ацесульфам калия), краситель синий блестящий FCF

 

 

 

 

 

 

Не правда ли, всё это напоминает обычные газировки, но только без газа? В чём же отличие? А в том, что в них в 2-2,5 раза меньше сахара и больше солей (см. таблицу 2). Сами производители часто называют такие растворы изотоническими – это значит, что общая концентрация солей в них примерно такая же, как и в нашей крови. По этому принципу сделан и так называемыйфизиологический раствор, который вводят внутривенно.

Производители спортивных напитков обыгрывают эту изотоничность, утверждая, что благодаря этому, они лучше утоляют жажду и восполняют потери солей с потом, позволяют сохранять большую эффективность во время соревнований и тренировок и лучше восстанавливают после них. Всё это производители любят подкреплять доводами научных исследований, которые они проводили для своих напитков.

 

Таблица 2. Содержание солей и сахара в 100 мл напитков (граммы)

 

НапитокКалор., ккалСахараНатрийКалийХлоридыМагний
«Гаторэйд Лемон» и «Гаторэйд Блу Кул Распберри»2560,050,0140,0470,005
«Паурэйд ИОН4 Ледяная Буря»163,90,0510,013Не указано0,006

Питейная наука

Учёные, опубликовавшие прямо перед Лондонской Олимпиадой серьёзные исследования по спортивным напиткам в очень влиятельном «Британском медицинском журнале» (BMJ), утверждают, что полезность спортивных напитков не доказана. По мнению авторов статьи, всё держится на умелом продвижении товара – с помощью создания целых научных институтов, обосновавших новую «науку пития».

Всё началось в 1960-е, когда специалист по заболеваниям почек из Университета Флориды Роберт Кейд сделал первый спортивный напиток для местной футбольной команды «Аллигаторы». И был назван «Гаторэйд» (Gatorade). Доктор Кейд смешал его из воды, солей натрия и калия, сахара и лимонной приправы, первая партия стоила всего лишь 43 доллара.

Трудно поверить, но из этого мизерного начинания вырос глобальный бизнес. Сегодня им занимаются мировые промышленные гиганты. Только такие глобальные игроки и могли придать новой «науке о спортивной жажде» и способах её удовлетворения (гидратации) потребительский импульс. Спортивные напитки, которые, если судить по составу, всё же вызывают вопросы об их полезности, стали для атлетов так же важны, как и спортивная экипировка.

Основное положение «питейной науки» можно свести к такому постулату: пить, пить и пить, и чем больше, тем лучше. Но… Во-первых, пить нужно ещё до наступления жажды: наш организм, по мнению адептов этой теории, чувствует её уже поздно, когда потери воды высоки. И чтобы не допустить этого, нужно пить заранее.

Как выяснили независимые учёные, этого ещё никто не доказал, но принцип стал краеугольным камнем гидратации. Поскольку чувство жажды производители рассматривают как недостоверное, требовались новые ориентиры для оценки содержания воды в организме. Для этого придумали оценивать интенсивность окраски мочи с помощью специальных тест-полосок: чем она темнее, тем больше обез­воживание.

Тест-полоски раздавали спортсменам, а советы по пользованию ими включали в руководства для них. После этого многие атлеты буквально зацикливались и на гидратации, и на моче. Но тест малоинформативный, он работает только утром, когда вы встаёте с постели, а не после тренировки.

На чистую воду

В этой науке, как настаивают авторы статей в BMJслишком много неподтверждённых фактов и слишком мало научных доказательств. В статье приводятся несколько примеров, самый показательный связан с очень авторитетной не только на родине, но и в мире организацией«Американский колледж спортивной медицины».

В 1996 году колледж выпустил официальное руководство с рекомендациями по питьевому поведению. И есть основания полагать, что приняты они были под влиянием производителей напитков. Эта организация, как теперь выяснилось и никем не оспаривается, долго сотрудничала с некоторыми производителями, получая от них крупные пожертвования.

Производители спортивных напитков среди главных спонсоров и партнёров олимпиад, их влияние чётко просматривается даже в «Международном консенсусе олимпийского комитета по спортивному питанию». Об этом документе пишет Дебора Коэн, редактор по клиническим исследованиям BMJ. Многие авторы этого консенсуса давно и тесно сотрудничают с компаниями, которые выпускают эти напитки. Она же рассказывает и о влиянии подобных официальных руководств и экспертов и на агентство Евросоюза по безо­пасности пищевых продуктов, которое тоже поддерживало реноме спортивной воды.

Так что любителям активного образа жизни стоит 7 раз подумать, прежде чем восполнять потерю жидкости в организме неумеренным потреблением спортивной водички. Не дешевле ли и здоровей пить проверенную кристально чистую воду?

Кстати, с восстанавливающими напитками надо быть настороже

Сотрудники университетов Оксфорда и Гарварда заявили, что увлечение спортивными напитками грозит не только ожирением, но и вредит клеткам головного мозга повышенным содержанием в крови натрия (гипернатриемией).

Эксперты исследовали 104 продукта, в том числе и потребляемые во время тренировок протеиновые напитки, коктейли и спортивные напитки. При этом учёные отметили, что производство и реализация спортивных напитков в мире растут. Например, за прошедший год увеличение составило 10%. Покупают их как спортсмены, так и желающие взбодриться работники офисов.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.