Праздники

Ярилин день 1 июля 2019, макушка лета, как праздновали на руси, народные приметы, славянские традиции праздника

Издревле 1 июля считался макушкой лета, Ярилиным днем, днем палящего солнца. На Руси праздник был посвящен, как ясно из названия, Яриле. Несмотря на то, что с христианством начали искоренять подобные праздники, этот продолжают отмечать по сегодняшний день.

Традицию устраивать гуляния в Ярилин день не искоренили. Сам же праздник теперь толкуют иначе: в этот день, в разгар лета, святые начинают меряться силой с Ярилой, не никогда его не побеждают. В праздничный день появились определенные приметы, на которые рекомендуется обратить внимание.

В дохристианские времена в честь Ярилы, по традиции, устраивали веселые застолья, ярмарки, кулачные бои и шумные игрища. Наши предки наделяли этот день особой мистической силой. Девушки в этот день гадали на венках. Бросали их в воду, куда поплывет — оттуда ждать жениха. Утонет —  не очень скоро девушка найдет своего супруга. В этот день  дом украшали целебными травами, умывались росой, так как считали ее полезной. Просили у Ярилы здоровья и достатка. Существовала примета, что после Ярилиного дня жара будет длиться ровно семь дней.

Вопрос о том, кем же являлся Ярило — божеством или всего лишь ритуальным персонажем — долгое время оставался открытым, трактует Википедия. Часть исследователей считает, что нет никаких данных, что Ярило был славянским божеством. Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством.В энциклопедическом издании, вышедшем под редакцией Н. И. Толстого в 2012 году, Ярила однозначно трактуется как «персонификация праздника» (представление природных явлений и сил в образе действующих лиц, в том числе человека).

Как люди на Руси отмечали Ярилин день

Ярилин день всегда припадает на 1 июля. Он считается макушкой лета, особенным праздником. На Руси верили, что в такой день происходят сверхъестественные явления: замедляется ход солнца, на земле появляются «дыры», через которые виден край света. Также история праздника гласит: в полдень девушки заплетают косы, вплетая в них веточки березы, и смотрят сквозь них с крутого берега у речки. Говорят, многие видят родных и близких, которые уже давно не дают о себе знать.

На Руси в Ярилин день шли на покосы, чтобы наполнит матрацы свежайшей высушенной травой. Вечером разжигали костры, плясали и пели вокруг них, пили чай. Принято было устраивать «брачные» игры, пировать. Также разворачивались ярмарки, и проводились кулачные бои.

Любопытно, что даже предки спорили, кто такой Ярила. Одни утверждали, что он – бог солнца, вторые – бог любви, третьи – природных сил. Говорили, что с 1 июля начинается обильное плодоношение. Часто возникает вопрос, почему Ярилин день – «макушка лета». Все просто – праздник припал на ту пору, когда сезон самый жаркий.

С Ярилиного дня собирали целебные травы, лекарственные растения:

  • листья двудомной крапивы;
  • плоды и кору калины;
  • плоды и листья малины;
  • корни лопуха;
  • семена и корнеплоды моркови;
  • листья и корни одуванчика;
  • пастушью сумку;
  • подорожник;
  • чистотел;
  • полынь;
  • пустырник.

Ранним утром на Руси в праздник гнали скот на пастбище, чтобы его омыла «ярилина» роса. Старались умыться этой росой, обмыть тело, чтобы сохранить свое здоровье, молодость.   Вербными прутиками легонько били детей и скот, чтобы они были здоровы.

К «Макушке лета» девушки и парни готовились особенно, по традиции, они надевали лучшие наряды, угощали друг друга сладостями. Девушки украшали себя цветами и лентами, а парни, ради веселья, надевали пестрые платья и шутовские колпаки.

Ряженых, по традиции, прохожие угощали сладостями и выпечкой — встреча с ними считалась хорошей приметой, сулившая богатый урожай, удачу и счастье в личной жизни.

Ярилу изображали красивым юношей на белом коне, с колосьями в руках и венком из весенних цветов на голове. Поэтому в некоторых местностях, в Ярилин день, по традиции, на белого коня сажали красивого парня или девушку, с колосьями в руках и венком на голове, и водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!» Это традиция называлась «Отмыкание Земли».

В Ярилин день поощрялись игрища брачного характера, поскольку Ярило — бог и плотской любви. В Ярилин день, как и на Ивана Купалу, между парнями и девушками отношения были свободными, однако все оставалось в рамках благопристойности.
Кстати, браки, заключенные на «Макушку лета», как и дети, рожденные после этого дня, признавались законными. А если любовь не была взаимной, использовали привороты, которые в Ярилин день были намного эффективнее, чем обычно.

Незамужние девушки в этот день, по традиции, гадали на берегу реки. Для этого венки бросали в воду и смотрели, куда поплывет, значит и жениха ждать с той стороны. Плохая примета, если венок утонул — свадьбы в ближайший год не видать.

На Ярилин день, по традиции, домовому оставляли угощение, и, если оно к вечеру исчезало, люди считали, что подношением домовой остался доволен и рад жить вместе с хозяевами, соответственно, в доме будет царить благополучие и счастье.

Традиция оставлять угощения на могилах родственников, поздравляя их с «Макушкой лета», сохранилась до наших дней.

По традиции, люди, встав на заре, в уединенном месте просили Ярилу избавить от болезней и прочих невзгод, так как верили, что это в его власти.

 

Приметы Ярилиного дня, 1 июля

Ярилин день богат приметами:

  1. 7 дней после праздника будет жарко
  2. низко туман утром, ветер, как винт – к погожим дням
  3. острый нижний рожок месяца – к засухе
  4. всюду роса – к хорошему урожаю проса
  5. если трава росой покрыта, косой ее легко срезать будет
  6. от сенокосной росы и сутулые выпрямляются
  7. отвар из собранных в праздник лекарственных трав поможет от любой болезни
  8. вороны под тучами – к ненастьям
  9. новая паутина, вечерняя радуга – на хорошую погоду
  10. беспокойное поведение лягушек — к дождю
  11. розового цвета вечерний закат – днем будет солнце

Приметы «Макушки лета»

В Ярилин день собирали целебные травы и растения, наделенные магическими свойствами – по приметам, горячий напиток, приготовленный из них, избавлял от многих недугов.

Хорошей приметой было украшать дом целебными травами, так славяне защищали жилище от града, пожаров, насекомых-вредителей и так далее, а также кормили ими скот, чтобы уберечь его от разных напастей.

На Ярилин день утренняя роса, по приметам, считалась целебной – ею умывались, давали пить тяжелобольным, заворачивались в простыни, смоченные росой, чтобы сохранить красоту, молодость и здоровье.

Скотину в этот день кормили досыта – славяне считали, что чем больше съедят животные, тем плодородней будет год. А также с утра выгоняли на пастбище, чтобы животные походили по целебной росе.

На «Макушку лета» косили и сушили траву, а затем ею набивали матрасы – по приметам, на такой перине можно было не только хорошо выспаться, но и здоровье поправить.

Хорошая примета на Ярилин день легонько стегать детей и домашних животных вербовыми прутиками, чтобы они выросли здоровыми и статными.

Много примет в Ярилин день было связано и с погодой. Если 1 июля стояла солнечная погода, то следующие семь дней также будут жаркими.

Хорошую погоду, по приметам, сулили ветер винтом, утренний туман, золотисто-желтая вечерняя заря с розовыми отблесками. Засушливые дни предсказывал месяц, на нижний рожок которого можно «повесить» ведро.

Погоду на оставшееся лето предсказывали и по хвостам животных. Опущенные хвосты – примета, указывающая дождь, а приподнятые —погода будет жаркой.

Игрища, песни и пляски

В Воронеже долгое время, до 1763 года, существовало народное игрище, посвященное Яриле. Оно совершалось перед заговеньем на Петров пост. Накануне игрища готовились закуски и праздничные одежды, а с рассветом толпы двигались за город на большую площадь, расположенную вне Московской заставы. Игрища на Ярилин день (Merrymaking on Yarilin day)Девушки наряжались одна другой лучше: красные чеботы (сапоги), разноцветная запаска с широкими рукавами, белая рубашка и несколько разноцветных лент, вплетенных в косу, возвещали годовое и торжественное празднество. Молодцы также не упускали случая, чтобы показать свои щегольские одежды. Торговцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на столах лакомства, игрушки и мелочные товары. Это веселье составляло смесь ярмарки с шумным праздничным гуляньем.

Песни, пляски и музыка сопровождали общее веселье. Среди этих забав наряжали одного мужчину в пестрое платье, убирали его цветами, навешивали на него ленты и бубенчики; на голову надевали высокий бумажный с петушиным султаном колпак, который украшался фантастическими изображениями; лицо его чернили или румянили, в руки давали побрякушки и колотушку. Дети с барабанным боем возвещали Ярилово шествие.

Толпа гуляющих стекалась к этому зрелищу. Ряженый важно расхаживал на площади и плясал; к нему присоединялись другие плясуны, которые угощали его пряниками, маковинами, пирогами — всем тем, что приносили для своего угощения. Когда веселье было в полном разгаре, составляли произвольные игры; от них переходили к молодецким забавам — кулачным боям…

Древние обычаи на Ярилу

Стародавний, освященный веками обычай, многие и многие годы спустя после исчезновения из памяти народной первобытного брака-умыкания, заставлял матерей еще не так давно посылать девушек «невеститься» на ярилины игрища. На последних допускалось самое свободное обращение молодежи обоего пола между собою. При этом все сопровождается полной благопристойностью.

Собравшимися затевается игра «в горелки». Высмотревшие себе невест становятся попарно с приглянувшимися им девицами в длинный ряд; один из них, которому выпадет жребий «гореть», выступает вперед всех и выкликает: «Горю, горю, пень!» — «Чего ты горишь?» — спрашивает его какая-нибудь девица-красавица. — «Красной девицы хочу!» — «Какой?» — «Тебя, молодой!».

После этого одна пара бросается в разные стороны, стараясь снова схватиться руками, а «горевший» пытается поймать девушку прежде, чем она успеет сбежаться со стоящим с нею раньше парнем. Если «горящий» поймает девушку, то становится с ней в пару, а оставшийся одиноким «горит» вместо него; а не удается поймать, — он продолжает гоняться за другими парами. Во время ярилиного разгула дозволялись обнимания, целования, совершавшиеся под ветвистыми деревьями, которые скрывали парочки.

Есть местности, где Ярилин праздник начинается тем, что девушки — целым хороводом — выбирают из себя одну, наряжают ее в цветы и сажают на белого коня. Все участницы игрища одеты в праздничные наряды, с венками из полевых цветов на головах. На Белой Руси поют при этом песню о боге-Яриле и его радстном-веселом хождении по свету белому:

А гдзеж ен нагою —
Там жито капою,
А гдзеж ен ни зырне —
Там колос зацвище!

Заговоры, прибаутки

На Ярилиной неделе особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху, на зазнобу да на разгару. «На море на Кияне», — гласит один подобный заговор, — «стояла гробница, в той гробнице лежала девица, чадо Божия (имярек)! Встань-пробудись, в цветное платье нарядись, бери кремень и огниво, зажигай свое сердце ретиво по чаду Божием (имярек) и дайся по нем в тоску и печаль!».

Почти повсеместно сохранился древний обычай — ходить в это время к покойникам на могилки. Здесь все угощаются, оставляя, чем угоститься и лежащим в земле сырой. Местами угощают не одних покойников, но и домовых: уходя из дому, оставляют стол накрытым и уставленным различными кушаньями и напитками. Великое счастье ожидает, того хозяина, который вернувшись домой, найдет все съеденным и выпитым.

«Ярило яровые ярит!», «На Ярилу торг, на торгу — толк. Толк-то есть, да истолкан весь!» — приговаривает деревня относительно этого времени. «Ярило Купалу кличет!» — продолжает сыпать прибаутками краснослов-народ: — «От Ярилы до Аграфен-купальниц рукой подать!», «На Ярилу пьет баба, на Купалу опохмеляется!» (М. Забылин 1880 г.)

Именины в этот день: Александр, Василий, Виктор, Никанор, Сергей.

В Русской православной церкви отмечают память мучеников Ипатия, Леонтия и Федула.

Ярополк, Ярослав, Яромир, Яросвет — вот славянские мужские имена, впитавшие в себя ярый свет солнца.

Ярый — горячий, огненный, яровой — посеянный весной, ярун — токующий тетерев, ярий — весенний, страстный, полный молодых сил. Все эти слова славянского язычества — от образа яркого Ярилы — Солнца.

Материал подготовлен на основе открытых источников

По теме:

Загрузка...

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.