Праздники

Праздники дня сегодня — 24 мая 2019

Обзор праздников сегодня в мире и России. Церковные праздники.

 

 

24 мая отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 24 мая

Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

День чествования братьев Мефодия (815-885) и Константина (827-869; монашеское имя — Кирилл). Создатели славянской азбуки и авторы перевода священно-богослужебных книг. Мефодий был архиепископом Моравии и Паннонии.

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

 

Мокей Мокрый

Священномученика Мокия

Чествование памяти пресвитера в г. Амфипии (Македония). Казнен в Византии в 295 году.

Св. Мокий родился во второй половине III в. в македон­ском гор. Амфиполе в благородной семье римского про­исхождения. Он был рукоположен в священника и много лет с пламенным усердием проповедовал Евангелие, призы­вая соотечественников отказаться от поклонения идолам.

Во время великого Диоклетианова гонения (303) языч­ники донесли на Мокия проконсулу Лаодикию, недавно при­бывшему в город для участия в празднестве в честь Диониса. Христов воин Мокий предстал перед судом, радостный и уверенный в себе, и твердо отвечал судье, что для него не суще­ствует другой жизни, кроме Христа, — вот почему он стара­ется вывести людей из тьмы в свет Истины.

Лаодикий был возмущен такой самоуверенностью. Он ве­лел положить Мокия на козлы и хлыстом сорвать кожу до кос­тей. Но мученик черпал новые силы в пытках и с удвоенной смелостью исповедовал христианскую веру перед судом. Проконсул велел зажечь большую печь, добавить веток и пакли, чтобы пламя горело еще больше и вызвало страх у Мокия. Мокий притворился, что сдается, и согласился идти в святи­лище Диониса. Но войдя туда, он вооружился крестным зна­мением и призвал имя Всемогущего Иисуса Христа. Бесчув­ственный идол с грохотом рухнул. Святого мученика тотчас бросили в печь вместе с тремя другими, причем лицо одного из них светилось ярче солнца. Мокий остался невредимым среди пламени, а огонь, распространившись вовне, истребил проконсула и девять священников Диониса.

По приказу князя Фалассия Мокия бросили в тюрьму. Через двадцать шесть дней Максимин, занявший место Лаодикия, прибыл в Амфиполь. Он расспросил о случившемся и вызвал к себе Мокия. Христианин отказался подчинить­ся ему и еще громче провозгласил победу Христа над идо­лами. Он изрек, что предпочитает тысячу раз умереть, чем быть неблагодарным по отношению к Богу. Максимин велел привязать его к двум колесам, которые, вертясь, разры­вали его тело на куски. Кровь святого обильно разливалась по земле, но сам он пел хвалу Богу. Вдруг колеса разбились, и мученик снова появился в трибунале, весь в крови, но невредимый.

Спустя три дня его отдали на растерзание диким зверям в амфитеатре. Но звери кротко лизали раны святого. В восхищении толпа требовала отпустить воина Христова. И Максимину пришлось уступить народной воле. Он послал Мокия во фракийский гор. Перинф. Продержав мученика в заклю­чении восемь дней, префект Филипписий приказал перемес­тить его в Византий.

В этом, тогда незначительном, городе Мокий предстал пе­ред судом, который приговорил его к смерти. Святой встре­тил приговор, вознося хвалу Богу. Он попросил Господа про­стить народ, действующий по неведению, и молился, чтобы этим людям было дано узнать Истину. Когда его голова бы­ла усечена мечом, послышался небесный голос, приветство­вавший доблестного воина в лике святых.

Епископы, находившиеся там, похоронили тело мученика на некотором расстоянии от города. Позднее была построе­на большая церковь, посвященная св. Мокию, которая ста­ла одной из самых известных в городе, а затем рядом с ней возник монастырь.

Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского

День памяти митрополита Астраханского. Погиб мученической смертью в 1672 году во время восстания горожан. К лику святых причислен в 1918 году.

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда, в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лже-дмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.

Ища спасения своей души, Иосиф поступил в местный Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже — в сане игумена и архимандрита. Затем он был посвящен патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.

Был он достойнейшим архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивейший царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в Москву на церковный совет (в 1663–64 гг.). Привлек он любовью к себе и святейших патриархов восточных — Александрийского (Паисия) и Антиохийского (Макария), которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли Иосифа с собой в Москву на церковный собор. Здесь они просили царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему. Царь охотно согласился на просьбу патриархов. Тогда же поставили Иосифа в митрополиты (в 1667 г.), причем патриархи, в знак своего уважения, подарили ему дорогое архиерейское облачение (саккос), вытканное из сученого шелка с золотом.

11 мая 1672 года во время бунта Стеньки Разина святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.

Когда казаки, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, они потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток сбросили святителя Иосифа со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, дело святителя было перенесено в придел св. Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось не погребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославлены чудотворениями.

Канонизация святителя совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 года.

 

 

Святителя Никодима, архиепископа Сербского

Церковь чествует игумена Хилендарского монастыря, архиепископа Сербского. Жил до 1325 года. Прославился переводом на славянский язык и вводом в Сербии в употребление Типикона (Устава) святого Саввы Освященного Иерусалимского.

Святитель Никодим, архиепископ Сербский, одаренный церковный писатель и ученый богослов подобно многим сербским архиереям первоначально подвизался на Святой горе Афон и был пострижеником, а затем и игуменом (1312–1316 гг.) монастыря Хиландар. Хиландарский иеромонах Гервасий пишет о святом, что он был родом «из западной страны, земли Рашской, зовущейся Сербской».
По смерти Сербского архиепископа Саввы III святитель Никодим был избран архиепископом «всея Сербския и Поморския земли» и в 1317 году взошел на предстоятельский престол.

Святителю принадлежит перевод с греческого на сербский язык устава св. Саввы Освященного. Им же внесены в синаксарь даты упокоения сербских правителей и архиепископов для совершения заупокойных поминовений или праздничных богослужений, если они прославлены в лике святых. В своем переводе Иерусалимского типика Никодим напоминает, что еще святитель Савва Сербский хотел, чтобы его церкви устраивались по подобию иерусалимских храмов и лавры Саввы Освященного. В предисловии к этому труду он говорит: «Всемогущий Бог, знающий немощь нашу, подает силу духовную, если мы первыми сами покажем труд». В одном примечании, относящемся к 1319 году, святой указывает, что берется за перевод типика, исполняя завещание самого свт. Саввы, и заключает свое наставление следующими словами: «Молю тех, кто придет после меня, завершить то, что осталось незавершенным ради моей кратковременной жизни».

Еще будучи игуменом Хиландара, блаженный Никодим по желанию королей Милутина и Драгутина и всего собора Сербской земли отправился в Константинополь к патриарху Никону и императору Андронику для того, чтобы способствовать примирению враждующих братьев. Святитель в сане архиепископа стоял во главе посольства Хиландарского монастыря, прибывшего в Сербию просить короля Милутина о прощении и возвращении из ссылки его сына – Стефана Дечанского. Об этом сообщает церковный писатель архиепископ Даниил II, тоже принимавший участие в деле примирения. «А сей преосвященный, – пишет он о святом Никодиме, – воистину имел дерзновение… приступив к нему, начал говорить сладкие и благоразумные слова, которыми возможно было великий гнев его ярости обернуть на кротость, что и произошло».

6 января 1321 года свт. Никодим короновал Стефана Уроша III Дечанского королевской короной. Георгий Цамблак так пишет об этом событии: «И встретил его святительствовавший в ту пору тогдашний архиепископ, званный Никодим… с великой радостью и царскими почестями. И когда они были в храме, архиерей, взяв руками корону царства, венчал ей главу его, явив его как совершенного царя…».

Святитель Никодим был ктитором храма Св. Димитрия в Печской патриархии и храма Свт. Саввы Сербского у Лизицы. Он восстановил монастырь Жичу и особо позаботился о келье святого Саввы в Корее на Афоне. Святитель оставил завещание о том, чтобы сербские архиепископы доставляли этой келье все, что определил некогда сам святой Савва.

Искренне преданный Христову учению и своему народу, святитель был непримиримым борцом против лжеучений и ересей, в первую очередь богомильской. В посвященной ему службе, составленной между 1404 и 1412 гг. епископом Марком, сообщается о том, что святитель вел острую борьбу с еретиками, и в том числе с латинянами. Гимнограф уподобляет святителя секире, посекающей намерения еретиков, приходящих из иноплеменных народов.

Биограф святителя сообщает, что он был архиепископом «только восемь лет своей кратковременной жизни» и отошел ко Господу сравнительно нестарым еще человеком. Это произошло 11 мая 1324 года. Мощи святителя Никодима были положены в храме Св. Димитрия в Печи. Точная дата их обретения неизвестна, но уже в 1391 году они были помещены в специальный ковчег. Прославление Никодима в лике святых произошло довольно рано. Так же рано появилось церковное почитание этого святого на Руси. Изображения свт. Никодима можно встретить на фресках в монастыре Морача, храме Свт. Николая под Морачей и в монастыре Ораховица.

Преподобного Софрония Печерского, затворника

День памяти святого Софрония. Жил в XIII веке, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Софроний, затворник Печерский, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах в XIII веке. Святой подвижник носил власяницу и тяжелый железный пояс. Ежедневно преподобный прочитывал всю Псалтирь.

Загрузка...

 

Сегодня, 24 мая 2019, также празднуют День кадровика, День славянской письменности и культуры и другие события.

Какой сегодня праздник 24 мая 2019: отмечается церковный праздник Мокей Мокрый

Какой сегодня праздник 24 мая 2019: церковный праздник Мокей Мокрый отмечают в России

24 мая 2019 года отмечается народный праздник Мокей Мокрый. Церковь сегодня вспоминает священномученика Мокия Амфипольского.

Название «Мокрый» день получил за то, что редко обходится без осадков.

По преданию, святой Мокий жил в III веке н.э. в городе Амфиполе, Македония. Когда наступили времена гонений на христиан при правителе Диоклетиане, православный пресвитер не испугался. Он продолжил нелегкий труд наставления на путь истины заблудшие души идолопоклонников.

Однажды Мокий пришел на празднование в честь языческого божества в капище и призвал присутствующих отречься от идолопоклонства, покаяться и прийти к Господу. Его арестовали и доставили на суд местного правителя. Мокий смело признал себя христианином. На многочисленные угрозы он ответил, что нет для него лучшей судьбы, чем смерть за Спасителя.

Мокия уговаривали поклониться идолам в местном храме. Но он призвал Иисуса и с его помощью разрушил идолы. Его кинули в клетку со львами, но те мирно легли у ног Мокия. Затем его бросили в огненную печь. Он вышел из нее без единого ожога. Горожане увидели эти чудеса и попросили правителя отпустить мученика. Тот предвидел возможность мятежа и отправил Мокия в Византию, где его обезглавили. Случилось это в 295 году.

По приметам, затяжной дождь или сырой туманный день означают, что лето будет таким же.

Если на рассвете солнце багряное – к грозовому лету, красное – летом не избежать пожаров.

День кадровика

День кадровика (День кадрового работника) – профессиональный праздник специалистов, которые работают с кадрами.

В России в 2019 году День кадровика отмечается 24 мая.

праздник приурочен к изданию 24.05.1835 г. постановления правительства Российской империи, которое регламентировало взаимоотношения между работодателями и наемными сотрудниками.

Праздник отмечается в РФ с 2005 года. Его инициатором выступил Всероссийский кадровый конгресс. Событие носит неофициальный характер.

Дата праздника имеет символическое значение. 24 мая 1835 года было издано постановление правительства Российской Империи, которое упорядочивало взаимоотношения между наемными сотрудниками и владельцами предприятий. Документ стал одним из первых правовых актов о труде и обязанностях сторон.

День славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры отмечается в память двух просветителей – Кирилла и Мефодия.

В России праздник письменности впервые официально отпраздновали в 1863 году, когда было принято постановление о чествовании памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая. Официальный статус получен в 1991 году. Сегодня День славянской письменности и культуры – единственный праздник в РФ, который соединяет в себе светские и религиозные мероприятия.

Братья Кирилл и Мефодий родились в знатной семье византийского военачальника. Оба были грамотными и образованными людьми своего времени. Старший брат Мефодий в начале своей жизни посвятил себя военному делу, но гуманитарные наклонности и тяга к знаниям привели его в монастырь. Младший из братьев – Кирилл – с детства отличался филологическими наклонностями. Он определил для себя стезю просветителя и целенаправленно шел к ней. Получив сан священника, вел библиотечную деятельность в соборе Святой Софии и преподавал философские науки.

Заслуга братьев состоит в том, что они создали славянскую азбуку, разработали методику славянских словосочетаний. Ими было переведено несколько священных книг, что способствовало ведению и распространению богослужения на понятном для славян языке.

Европейский день парков

Европейский день парков отмечается 24 мая.

Праздник учредила Федерация «ЕВРОПАРК» в 1999 году. Дата приурочена к возникновению первого из 9 национальных парков Швеции в 1909 году. Праздник был основан с целью подчеркнуть необходимость садов, рощ с аллеями, цветников и других озелененных территорий. Ведь они приносят людям радость и служат местом для отдыха от современного ритма жизни.

Загрузка...

 

Кто празднует именины 24 мая 2019? 

Александр, Иосиф, Кирилл, Константин, Михаил, Ростислав.

Что произошло 24 мая 2019 в истории? 

  • 1844 – телеграфом Морзе отправлена первая телеграмма из Вашингтона в Балтимор.
  • 1900 – в Петербурге спущен на воду крейсер «Аврора», будущий символ Октябрьской революции.
  • 1928 – экспедиция Умберто Нобиле на дирижабле достигла Северного полюса.
  • 1956 – прошел первый конкурс песни Евровидения.
  • 2003 – в Москве на Красной площади дал концерт Пол Маккартни.

Кто родился 24 мая 2019 из знаменитостей?

  • Жан-Поль Марат 1743 – один из предводителей Великой Французской Революции.
  • Виктория 1819 – королева Великобритании.
  • Алексей Саврасов 1830 – русский художник-пейзажист.
  • Михаил Шолохов 1905 – советский писатель.
  • Иосиф Бродский 1940 – русский и американский поэт, драматург.
  • Боб Дилан 1941 – американский автор-исполнитель песен.
  • Светлана Тома 1947 – молдавская и советская актриса.

Источник

По теме:

Загрузка...

1 комментарий

Добромир Иванчев 24.05.2019 at 16:37

Все таки ,не отпускайте Болгарию как страны где расцвело и утвердилось Кирилическое письмо!Ето не делает Вам чести!

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.