Праздники

Благовещение 2019: Что можно, что нельзя делать в этот день, традиции и обряды, народные приметы, как отмечать

Оглавление:

 

Какого числа отмечают Благовещение в 2019 году? Какова история и предпосылки этого праздника? Читайте об этом в статье Правда-ТВ.

Благовещение в 2019 году – 7 апреля

Благовещение в 2020 году – 7 апреля
Благовещение в 2021 году – 7 апреля

Начало нашего спасения

Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи. «Комсомолка» рассказывает, когда и как отмечают Благовещение в 2019 году — один из главных праздников в христианстве

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная”, – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

Совпадение Благовещения и Пасхи называется Кириопасхой, но это бывает крайне редко. Последний раз такое произошло в 1991 году, а следующая Кириопасха случится только в 2075-м.

В ряде стран — причем, как на Западе, так и на Востоке — со дня Благовещения вели отсчёт нового года. Такой календарь был, например, принят в Англии вплоть до середины XVIII века.

Собственно, название праздника — Благовещение — входит в обиход только с VII века (тогда как сам праздник отмечается уже четырьмя столетиями раньше). До этого церковь обозначала его как «день приветствия», «возвещение», «Приветствие Марии», «Зачатие Христа», «Начало искупления» и т.д. А полное название праздника в православии звучит так: Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии.

Традиции: как праздновали в старину и в наши дни

Церковное празднование

В Благовещение в храмах проходит всенощное бдение, которое начинается с Великого повечерия, и читается Литургия св. Иоанна Златоуста. Священнослужители надевают в праздник облачение голубого цвета — именно этот оттенок является символом Богородицы.Во время богослужения рассказывается всем пришедшим в этот день в храм о сути праздника и явления ангела к Марии. Кстати, церковные праздничные каноны, которые и теперь исполняются на Благовещение, были составлены еще в VIII веке.Если праздник выпадает не на Страстную неделю перед Пасхой, на него возможны послабления постящимся. Так, разрешается употреблять в пищу рыбу. Верующие пекут дома просфоры — пресные небольшие хлеба — и освещают их потом в храме во время литургии. Просфоры делаются для каждого члена семьи, и есть их нужно обязательно натощак. В старину крошки от освященных хлебцев добавляли также в корм домашней скотине и смешивали с зерном — считалось, что для лучшего урожая.А еще в Благовещение в соборах и церквях после службы выпускают на волю птиц из клеток — как напоминание о свободе для каждого творения Божьего. Этот обычай существовал на Руси сотни лет вплоть до революции и был возрожден в 90-х годах уже прошлого века. В Благовещенском соборе московского Кремля стаю голубей отпускает Патриарх.

Народные обычаи на Благовещение

В народе праздник Благовещение воспринимали в том числе и как символ прихода весны. Потому и традиции в этот день связаны с будущими посевами. Крестьяне освещали приготовленное зерно: ставили рядом с кадкой, в которой оно хранилось, икону и произносили специальную молитву о даровании урожая.

Нельзя было работать или заниматься домашним трудом. «Птица гнезда не вьет, девица косы не заплетает», — поговорка именно про Благовещение. Даже отъезд в дорогу на заработки считался грехом. Вместо этого день следовало посвятить добрым делам — например, существовал обычай угощать в праздник нуждающихся.

Приметы на Благовещение

Ясная погода на Благовещение предвещает богатый урожай и теплое лето. Если же в этот день еще лежит снег — хороших всходов не жди. А дождь сулил хорошую рыбалку и грибную осень.

Нельзя на Благовещение надевать новую одежду — носиться не будет, быстро порвется.

Чтобы было здоровье, нужно на Благовещение умыться талой водой.

Не стоит давать в этот день кому-то взаймы и вообще отдавать что-то из дома, считалось, что это отзовется потерями и в будущем.

А вот если загадать в Благовещение желание, оно обязательно сбудется. Источник

 

Что можно и нужно делать в этот праздник?

Главное, что нужно делать в этот день православным верующим – сходить в церковь. В храмах выпекают просфоры (пресный церковный хлеб), освещают их и дают пришедшим на службу людям. А еще освещают воду и соль. Считается, что они обладают особой силой и помогают быстрее выздоравливать при заболеваниях.

Также Благовещение считается днем покоя и свободы. На Руси праздник так и назывался – День покоя. Это к вопросу об ограничении труда и работы. Лучше провести день в гармонии собой и близкими, делать что-то приятное душе, быть смиренным, молчаливым и обратить свои мысли к Богу.

А еще в этот день принято выпускать из клеток птиц, чаще голубей или жаворонков, чтобы они «попросили» у Бога за тех, кто дал им свободу. Наши предки в этот день зазывали весну: разжигали костры, водили вокруг них хороводы и пели, пекли из теста фигурки птиц.

 

Что можно и что нельзя на Благовещение?

Предлагаем вашему вниманию подборку ответов на самые распространенные вопросы о Благовещении.

В этот день нежелательны любые работы по дому, земельные работы: на Благовещение птица гнездо не вьет, девица косы не плетет. Не стоит копаться в огороде и особенно шить, вязать, плести. Но грехом не будет поход на работу, если ваша смена выпадает на Благовещение. Речь скорее о добровольном труде. Есть поверье, что даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу.

Не принято надевать новую одежду в первый раз – быстро сносится. Одалживать или брать в долг деньги и вещи, даже близким. Считается, что это приведет к потере здоровья, покоя, благополучия.

Не рекомендуется заниматься волосами: мыть голову, стричься, лишний раз расчесываться.
А еще на Благовещение нельзя начинать новое дело и ругаться с кем-либо. В противном случае успеха в делах не будет.

Более подробно:

Можно ли есть рыбу в Благовещение?

Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на самый строгий пост в церковном году — Великий. Но в честь этого праздника в гастрономическом посте делается послабление — рыбу есть можно.

(Кроме тех случаев, когда Благовещение попадает на Страстную неделю (как в 2018 году – Благовещение совпадает с Великой субботой Страстной недели). В таком случае уставом разрешается пища с растительным маслом).

Что можно есть на Благовещение?

В честь праздника Благовещения в гастрономических правилах Великого поста делается послабление — можно вкушать рыбу. Мясо, яйца, молоко при этом по-прежнему исключаются из трапезы.

(Однако есть исключения: если Благовещение выпадает на Страстную неделю (как было в 2018 году – Благовещение совпадает с Великой субботой Страстной недели) – рыбу нельзя.)

Правда ли, что на Благовещение нельзя ничего делать?

Это народная традиция, главная цель которой, скорее – найти повод для оправдания своего бездействия,  невыполнения определенных обязательств.

На самом деле нет никакого запрета и быть не может. Церковь говорит о том, что в день Благовещения, как и другие большие церковные праздники, каждому верующему христианину следует постараться отложить свои дела ради присутствия в храме и молитвы. Далее – человек наделён свободой и правом выбора. Как самостоятельная зрелая личность каждый из нас в праве сам рассуждать и выбирать, как ему лучше поступить, исходя из своих собственных возможностей и ресурсов.

Также нам следовало бы задуматься о своем личном отношении к празднику.
Когда у кого-то из наших близких намечается торжественное событие, не стараемся ли мы отложить по возможности все дела и этот день провести с ними?

Так же ли мы относимся к Благовещению? Воспринимаем ли Благовещение как праздник? Для многих, к сожалению, это очередное событие в жизни Церкви и не более того. С собой этот праздник мы никак не ассоциируем…

Но все же всегда надо смотреть по ситуации. Ведь никто не знает, в каких обстоятельствах вы находитесь. Какие у вас обязательства перед семьёй или перед работодателем.

В любом случае, главное – не погрязнуть в суете, заботах, гневе, раздражении и т.д. По возможности отложить все-то, что может помешать вам встретить это Праздник с радостью и благодарностью.

Можно ли жениться на Благовещение?

В этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы выпадает на 4-ю неделю (седмицу) Великого поста, а как мы знаем, это особый период покаяния и воздержания. Поэтому браки в этот день церковь не благословляет.

В редких случаях бывает, что Благовещение выпадает на Светлую седмицу (неделю после Пасхи), но и в этот период венчания в храмах не совершаются.

Можно сказать, что Светлая седмица и Страстная – это единый период в центре которого стоит Пасха.

На Страстной седмице вспоминаются последние дни земной жизни Христа, а на Светлой Церковь прославляет и воспевает Его Воскресение!

Поэтому всё внимание Церкви приковано к этому Великому событию.

В любом случае, если вы хотите просто расписаться в ЗАГСе, то государственная регистрация никакого отношения к Церкви не имеет, здесь вы вправе самостоятельно принять решение.

Но если для вас важно следовать церковным традициям, то вступать в брак можно, начиная с первого воскресения после Пасхи – это Антипасха (Анти – значит напротив), в народе называемая Красной горкой. Тогда смело можно и повенчаться, и отпраздновать событие подобающим образом, не вступая в противоречия с православными традициями.

Можно ли делать поминки на Благовещение?

На Благовещение, как и в другие важные и чтимые Церковью праздники заупокойные службы и моления не совершаются.
Праздник – время радости, поэтому не должно грустить и печалиться в такой день. Особенно если он выпадает на период поста, когда и без того человек совершает определенную работу над собой.
В жизни Церкви для всего есть своё место и время. Существуют дни особого поминовения усопших, когда совершаются сугубые молитвы за почивших. И в обычные дни за богослужением читаются определенные молитвы  за упокой души.
Но также вы можете молиться за своих родных и близких усопших самостоятельно в любой день.

Можно ли мыться на Благовещение?

Ответ однозначный – можно.

Подобные вопросы “Можно ли мыться на Благовещение?” как правило порождают разные народные мудрости, которые скорее имеют отошение к язычеству, чем к Православию.
Здесь подразумевается то, что в праздник, как и в любой другой значимый для Церкви день, нужно по возможности оставить все заботы, всю суету и уделить внимание главному событию, в данном случае – Благовещению Пресвятой Богородицы.

Благовещение (то есть благая весть) – день, когда Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил ей о рождении в мир сына Божьего Иисуса Христа. Это более чем достойный повод, для того чтобы отложить наши менее значимые дела ради посещения храма и молитвы.

Но если вы будете ходить неумытыми – это, конечно, доставит вам кучу неудобств, раздражения и всех тех неприятных эмоций, которые просто не дадут сосредоточиться, а тем более разделить со своими близкими радость этого праздника.

Можно ли работать на Благовещение?

На Руси существовала традиция в день Благовещения не работать. Крестьяне не шли в поле, а целиком посвящали свое время православному торжеству. Но и тогда, в прошлые века, и сейчас, запрета работать как такового не существует. Другое дело, что лучше употребить часы этого дня на дела молитвы и милосердия. Сходить всей семьей в храм, помолиться Господу и Божией Матери, разделить радость праздника с другими прихожанами храма.

Также Церковь благословляет на Благовещение (как, впрочем, и на другие православные торжества) помогать тем, кто больше всего в этом нуждается. Навестить своих пожилых родственников, сходить вместе с волонтерами в детский дом, перечислить пожертвование на операцию больному ребенку.

Можно ли вышивать на Благовещение?

На Руси девушки не вышивали на Благовещение, потому что существовала традиция откладывать все бытовые дела ради молитвы и радостной встречи праздника. В наше время этот обычай сохранился лишь отчасти, но чаще всего верующие стараются посвятить Богу весь день 7 апреля. Сходить в храм, собрать всю семью за праздничным столом.

Можно ли стричься на Благовещение?

Сомнение по поводу того, можно ли стричься на Благовещение, возникли из-за старинной поговорки: «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Эта поговорка, конечно, не строгий запрет стричься и причесываться, она, скорее, говорит о том, что в этот важный для каждого христианина день стоит отложить все суетное, бытовое и сосредоточиться на смысле праздника. Почитать Евангелие, посетить богослужение в храме, сделать что-то доброе для ближнего, собраться всей семьей и разделить друг с другом радость.

Можно ли убирать дом на Благовещение?

На Руси было принято делать все дела по дому до праздника Благовещения, чтобы 7 апреля (по новому стилю) проснуться в чистой избе и не отвлекаться на суету. Верующие и тогда, и сейчас стараются посвятить этот день молитве и радостному общению с братьями и сестрами во Христе.

Можно ли причащаться на Благовещение?

На Благовещение причащаться, конечно, можно.

Можно ли вязать на Благовещение?

Рукодельницы на Руси в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы откладывали до вечера свое шитье и вязание. Считалось, что в этот день нельзя ничего делать по дому.

В наше время Церковь тоже рекомендует христианам отложить мирские, суетные дела, чтобы посвятить этот день Господу и Божией Матери. Помолиться дома и в храме, сделать какое-то доброе дело для ближнего, собрать на торжественной трапезе родных и друзей.

Что нельзя делать в Благовещение?

Каких-то конкретных предписаний и запретов Церковь не даёт.
Нужно перестать уделять своё внимание приметам, поверьям, которые к жизни и миру Церкви  никакого отношения не имеют.

Следование надуманным правилам ограничивает собственную свободу.
А в таком состоянии о какой радости и благодарности может идти речь?

Православие – религия взрослых, зрелых людей. Никто нас не принуждает и не заставляет. Мы сами делаем свой выбор. И только так можем осознанно к чему-то прийти, глубоко познакомиться с традициями, со смыслами.

Когда мне понятен смысл, ради чего я что-либо делаю, тогда и отношение к происходящему будет совсем иное.

Можно ли крестить в Благовещение?

Крестить в Благовещение можно, как и в любой другой день церковного года. Таинство Крещения совершается и в постные, и в обычные, и в праздничные дни. Но в двунадесятые и великие праздники священники многих храмов бывают очень загружены, поэтому, возможно, предложат перенести крещение на другой день. О дате и времени крестин нужно договариваться заранее в конкретном храме или с конкретным священником.

Можно ли копать землю до Благовещения?

Копать землю до Благовещения можно, если позволяют погодные условия и состояние почвы. Связывать свои бытовые заботы с церковным календарем не нужно. Благовещение – непереходящий праздник, и, видимо, поэтому многим удобно ориентироваться именно по его дате. Но не стоит забывать, что день Благовещения – это не основа для построения графика аграрных работ, а напоминание о великом событии, которое положило начало нашему Спасению.

Можно ли сажать до Благовещения?

Сажать до Благовещения можно. Не нужно связывать начало садовых работ с церковным календарем. В этих вопросах нужно ориентироваться на климатические условия, календари посадок, опыт и т.д. Церковь же дает людям более важные ориентиры, чем дата засева грядок. Церковь ведет людей за Христом. И даже во время посадочного сезона не стоит об этом забывать.

Можно ли ставить забор до Благовещения?

Ставить забор до Благовещения можно. Этот и подобные запреты (брать или давать в долг, стричься или даже расчесывать волосы, надевать новую одежду и начинать новые дела в Благовещение) – всего лишь суеверия. Более того, среди подобных абсурдных поверий существует даже такое: в Благовещение нужно обязательно что-то украсть – и это будто бы принесет счастье. Грех не может принести счастья. Вера в приметы и суеверия – это грех, опасаться которого святые призывали с древних времен. Опираясь на подобные «правила», человек совершенно забывает о Боге, Его промысле, Его помощи и собственной молитве.

Можно ли готовить в Благовещение?

Готовить в Благовещение, конечно, можно. Иначе вы рискуете остаться сами и оставить своих близких голодными.

Мысль о том, что в Благовещение нельзя готовить, видимо, берет свое начало в народной «премудрости»: «в Благовещение птица гнезда не вьет, девица косу не плетет». То есть предполагается, что в такой большой праздник нельзя ничего делать. На самом деле, традиция не работать в праздники у наших предков имела практическое обоснование: праздничные и воскресные дни должны быть посвящены Богу, а не ежедневной суете.

В Благовещение можно и готовить, и заниматься всеми привычными делами, но при этом нужно найти время, чтобы сходить в храм, помолиться и прочувствовать смысл этого великого и радостного события, положившего начало всей евангельской истории.

Можно ли расписываться в Благовещение?

Расписываться в Благовещение можно, но, следуя церковным правилам, лучше выбрать для росписи другой день.

Благовещение всегда выпадает либо на Великий пост, либо (очень редко) на Светлую Седмицу. Это особые периоды года, когда в Церкви не совершается таинство венчания. Время Великого поста – время покаяния и молитвы, Светлая Седмица – время пасхальной радости, празднования Воскресения Христова. Более того, хоть венчание в двунадесятые (т.е. основные после Пасхи) праздники не  запрещено, но обычно все-таки не совершается, так как верующие стараются прожить этот день вместе с Церковью, радуясь общей радостью.

Если по той или иной причине молодоженам нужно именно в Благовещение оформить свои отношения в ЗАГСе, то они могут это сделать. Но отмечать свадьбу, устраивать застолье и начинать свою супружескую жизнь именно с этого дня Церковь не благословляет.

Можно ли до Благовещения убирать на могилках?

Убирать на могилках до Благовещения можно.

У Церкви нет каких-то строгих указаний о том, в какие именно дни нужно наводить порядок на могилах умерших близких. Но верующие не ходят на кладбище (за исключением похорон) в большие праздники,  а также на Страстной неделе и от Пасхи до Радоницы, потому что в этот период все внимание христианина сосредоточено на евангельских событиях – Крестной смерти и Воскресении Христа.

Во время Великого поста, на который обычно приходится Благовещение, есть три субботних дня (родительские субботы), посвященных поминовению умерших. В такие дни нужно пойти и помолиться о них в храме. Но не запрещено после панихиды поехать и на кладбище. Убраться на могилках можно и в любой другой день поста, а вот после Вербного воскресения на кладбище идут уже только на Радоницу – день особого всецерковного поминовения усопших, который приходится на второй после Пасхи вторник. Источник

 

Скачать и распечатать:

Коротко о празднике. Благовещение Пресвятой Богородицы

Событие Благовещения

О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (смотри Евангелие от Луки, 1-ю главу, стихи 26-38).

Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел – высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к Деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: “К деве, вышедшей замуж”, но к “обрученной мужу” потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям, или выйти замуж. Однако Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт. 13:55-56). Так добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” “Благодатная” значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Видео: Благовещение Пресвятой Девы Марии — Закон Божий.

Древнее царство Давида, в котором Сам Бог выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов, и оно пребудет вечно (смотри Исаия 42:1-12, 54:12-14, Ис. 2:2-3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11).

Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: “Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?” Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого “Сила Всевышнего осенит Ее”, то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (по образному сравнению церковной песни, Дух Святой, наподобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15). Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему”.

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем-то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (в противоположность Богу, дьявол стремится лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая фактически даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в Себе Младенца до дня Его рождения в Вифлееме (по милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе).

Благовещение. Леонардо да Винчи

 

 

Значение Благовещения

В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит “с нами Бог” (Ис. 7:14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3:16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит “спасения нашего главизну” – т.е. начало нашего спасения. Благовещение – это первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение”. “Славу Богу” – несла в своем сердце Дева Мария, и – “мир земле” за это обещал Ей Спаситель.

В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой “рассудительностью” (или “рассуждением”). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: “Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего”, и затем прибавляет – “и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!” (Лк. 1:43). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: “Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших”.

Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе “Умиление”. На ней Дева Мария – без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: “Радуйся, Невесто неневестная”. Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – “Радуйся”. И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

С этого праздника, “главизны нашего спасения”, зачинается тот родник “воды живой”, который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, “не мерою дающий Духа”, так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение – праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – “голубой” праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы – подснежники и фиалки; ночью – голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

“Я стал доступен утешенью” – (пишет Пушкин, отпустив птицу) – “зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!” Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: “Она исчезла, утопая в сияньи голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня”.

Богослужение праздника Благовещения в 2019 году

Благовещение празднуется 7 апреля (25 марта по церковному календарю). У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: “Зачатие Христа”, “Благовещение о Христе”, “Начало искупления”, “Благовещение Ангела Марии”, и только с VII века получил окончательное название: “Благовещение Пресвятой Богородицы”. Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще св. Афанасий Великий в IV веке называл его “первым в ряду праздников”, началом домостроительства спасения людей. В V-VI веках, в противовес несторианской ереси, унижавшей Деву Марию, значительно увеличилась торжественность этого праздника (Несторий неправильно учил, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения. Наименование “Богородица” по отношению к Деве Марии означает, что Иисус Христос в момент Своего зачатия в Ее утробе Девы был истинным Сыном Божиим. Поэтому Дева Мария носила в Своей утробе и позже родила Богочеловека. Обе природы – Божественная и Человеческая – в момент зачатия соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности).

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (cмотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие.

В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с “купиной” (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с “лествицей”, виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и “церковью”, т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии (отрывки из ветхозаветных книг): Быт. 28:10-17, Иез. 43:27, 44:1-4, Прит. 9:1-11, Исх. 3:1-8, Прит. 8:22-30. На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем.

 

Тропарь Благовещения в 2019 году

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.Сегодня начало нашего спасения и осуществление тайны, предопределенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

 

В каноне на всенощной (канон – часть богослужения, составленная по определенному образцу, смотри ниже) говорится о снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на величие пресвятой Девы, принявшей в Cебя Бога. Упоминается также о пророчествах и различных указаниях Ветхого Завета о воплощении Сына Божия от Жены, говорится о силе Всесвятого Духа, осенившего Матерь Божию Своим сошествием, и разъясняются краткие, но многознаменательные слова Архангела Гавриила пресвятой Деве Марии.

Перед чтением Апостола на литургии поется следующий прокимен: Благовествуйте день от дне (ежедневно) спасение Бога нашего. В Апостоле (Евр. 2:11-18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. Евангелие (Луки 1:24-38) повествует о явлении Ангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Следующая молитва поется в конце канона и также на литургии вместо песни “Достойно есть” (почему и называется “за (т.е. вместо) достойника”).

Задостойник

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу.

Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию.

Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться Тебя, Одушевленного Кивота Божия. Уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

На литургии перед причащением поется:

Причастен

Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе.Господь избрал Сион и возжелал его в жилище для Себя.

В установившейся богослужебной практике, когда Благовещение совпадает с Пасхой, свет праздника Благой вести не меркнет даже в ослепительном море света св. Пасхи и музыка архангельского гласа не заглушается ликующим морем звуков симфонии Воскресения Христова. Это объясняется тем, что природа праздников Благовещения (“главизна” – начало спасения) и праздника Воскресения Христова (завершающего события в спасении мира) – та же!

 

Канон Благовещения

Канон празднику Благовещения написан в VIII веке святым Иоанном Дамаскином и Феофаном, митрополитом Никейским. Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальной, разъясняющей ее службой – каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником.

Песнь 1-я

Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и изреку слово Царице-Матери, явлюсь светло торжествующим и в радости воспою Ее чудеса (Псл. 44:2-10).

Давид, праотец Твой, Владычица, да поет Тебе, ударяя в лиру духовную: услышь, дочь, радостный голос Ангела; ибо он возвещает Тебе веселие неизреченное (Псл. 44:11).

Ангел: В радости взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать пред Богом, какой еще ни одна жена не удостоилась (Лк. 1:30).

Богородица: Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я – Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? (Лк. 1:34).

Ангел: Кажется, Ты думаешь, что мои слова коварны; радуюсь, видя Твою осторожность. Дерзай, Владычица, ибо, когда угодно Богу, то необычайное легко совершается (Лк. 1:29, 37).

Песнь 3-я

Ирмос: Богородица, живой и неоскудевающий источник! Певцов Твоих, создавших (это) торжество, духовно утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.

Богородица: Не стало князя от племени Иуды, и уже настало время, когда явится чаяние народов – Христос. Объясни же, как могу я родить Его, будучи девою? (Быт. 49:1; Лк. 1:34).

Ангел: Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой (Лк. 1:35).

Богородица: Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия.

Ангел: Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию. Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою?

Песнь 4-я

Ирмос: Сидящий в славе на престоле Божества, пребожественный Иисус пришел на легком облаке, носимый нетленною дланью, и спас взывающих. Слава, Христе, силе Твоей (Ис. 19:1; Псл. 46:9).

Богородица: Я слышала слова пророка, в древности предсказавшего, что некоторая священная Дева родит Эммануила. Но желаю знать, как естество смертных может выдержать соединение с Божеством? (Ис. 7:14).

Ангел: Купина, объятая пламенем и пребывшая несгораемой, предуказывала на совершающееся в Тебе чудное таинство, Благодатная, всеми прославленная; ибо и по рождении Ты, чистая, пребудешь всегда девой (Исх. 3:2).

Богородица: Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденной?

Ангел: Со страхом, как раб пред госпожой, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взираю на Тебя, Отроковица. Ибо, как дождь на луг, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению (Псл. 71:6).

Песнь 5-я

Ирмос: Все изумляется божественной славе Твоей. Ибо Ты, Дева, не познавшая брака, имела во чреве всевышнего Бога и родила безлетного (вечного) Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя.

Богородица: Не могу вполне постигнуть значения слов твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона. Но дева без мужа еще не рождала никогда (Евр. 10:1).

Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо зачатия Твоего – дивно. Ибо Ты только одна воспримешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и знамения закона (1 Тим. 3:16).

Богородица: Ни в чем Невместимый и никем Невидимый, как может вселиться в чрево Девы, которое Он Сам создал? И как Я зачну Бога-Слово, собезначальное (Слово – Сын Божий. Он со-без-начальный, т.е. не имеет начала, как Бог Отец и Святой Дух) Отцу и Духу? (1 Тим. 6:16).

Ангел: Тот, Кто обещал праотцу Твоему Давиду возвести Плод чрева Твоего на престол царства Его, Тебя, красоту Иакова, одну избрал Себе в разумное селение (Псл. 131:11, 46, 5; Лк. 1:32).

Песнь 6-я

Ирмос: Преобразующий тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал: избавь меня от тления, Иисус, Царь сил!

Богородица: Приняв радостный голос слов твоих, Гавриил, Я исполнилась божественного веселия, ибо ты возвещаешь радость и блаженство бесконечное (Лк. 1:47-48).

Ангел: Тебе дана божественная радость, Богоматерь. Тебе, Богоневеста, вся тварь восклицает: радуйся! Ибо Ты одна, чистая, предопределена быть Материю Сына Божия (Лк. 1:28).

Богородица: Чрез Меня ныне да уничтожится осуждение Евы, чрез Меня да погасится ныне долг ее; чрез Меня этот древний долг да возвратится с прибытком (Быт. 3).

Ангел: Бог обещал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы. Ныне чрез Тебя это обетование получает исполнение (Быт. 22:18; Гал. 3:16).

Песнь 7-я

Ирмос: Богомудрые отроки не послужили твари вместо Творца, но, мужественно поправ угрожавший огонь, радовались, воспевая: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцов.

Богородица: Возвещая, что Свет невещественный, по великому милосердию, соединяется с вещественною плотью, ты возглашаешь Мне ныне радостное благовестие, божественную проповедь: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева (Лк. 1:42).

Ангел: Радуйся, Владычица Дева, радуйся, всечистая, радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора святая, светлое святилище и чертог бессмертия (Лк. 1:28).

Богородица: Наитие всесвятаго Духа очистило Мою душу, освятило тело, сотворило Меня храмом, вмещающим Бога, Богом украшенной скинией, одушевленным святилищем и чистой Матерью Жизни (Лк. 1:35).

Ангел: Я взираю на Тебя, как на пресветлую свечу и благоустроенный чертог. Ты, Богоневеста, как золотой кивот, прими ныне Подателя закона, благоволившего через Тебя избавить тленное существо человеческое (Евр. 9:4).

Песнь 8-я

Ирмос: Внемли, отроковица, Дева чистая. Да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего. Будь готова к восприятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить со смертными. Посему в радости я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа (Ис. 25:1; Варух. 3:37).

– Всякий ум смертных, – отвечала Дева, – изнемогает, стараясь постичь слова, которые ты вещаешь Мне. Внимаю речам твоим, но в изумлении страшусь, чтобы обольщением, подобно Еве, ты не удалил Меня от Бога. Впрочем же, Я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки (Быт. 3:2).

– Вот, недоумение Твое уже разрешено, – говорит на то Гавриил. – Ибо Ты справедливо словами уст Твоих назвала это дело непостижимым. Повинуйся же и не сомневайся в том, как о вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки.

– Таков от Бога закон смертным, – отвечает Непорочная, – чтобы рождение происходило от взаимной любви. Но Я совершенно не знаю удовольствий супружества: как же ты утверждаешь, что Я рожу? Боюсь, не обманываешь ли ты. Впрочем, Я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:34).

– Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, – взывает опять Ангел, – относятся к обыкновенному рождению людей смертных. Я возвещаю Тебе, что истинный Бог неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя, посему в радости я восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:35).

– Ты являешься Мне вещателем истины, – отвечала Дева. – Ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и, так как Я очищена в душе вместе с телом, то да будет Мне согласно слову твоему. Да вселится в Меня Бог, Которому Я вместе с тобою восклицаю: все творения Господни, благословите Господа и превозносите Его во веки.

Пеcнь 9-я

Ирмос: Рука непосвященных (нечистых) да не касается одушевленного кивота Божия (кивот, или ковчег откровения, был местом явления Бога Моисею; Числа 7:89), уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: Благодатная, Господь с Тобою.

Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества: ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям. Посему достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Иез. 44:2).

Язык человеческий не может изъяснить, как Ты источаешь молоко, Дева чистая. Ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Посему достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Лк. 2:7).

В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: это – путь Божий, посему достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Быт. 28:13-19).

Купина и огонь предуказали священнозрителю Моисею дивное знамение. Ища исполнения его в последствии времени, он сказал: вижу это в чистой Деве, которой, как Богородице, да будет сказано: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Исх. 3:3).

Даниил называет Тебя мысленною горою; Исаия – Родительницею Бога; Гедеон видит Тебя в образе руна (овечьей шкуры, чудесно орошенной, Суд. 6:36-40), Давид именует Тебя Святынею; еще некто – вратами; а Гавриил восклицает Тебе: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою (Дан. 2:35; Ис. 7:14; Псл. 95:6; Иез. 44:2; Лк. 1:30).

Итак, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радостным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели, столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стремление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвящали Пресвятой Богородице и называли свое отечество “Домом Пресвятой Богородицы”. Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.

Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причастниками Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стремиться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.

В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его милости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного. Источник

По теме:

1 комментарий

Дарья 09.04.2019 at 22:51

Хорошая статья

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.


Загрузка...