В Мире

Киев мечтает натянуть шаровары на поношенные F-16

Пару последних десятилетий Киев как с писанной торбой носился с идеей наладить в стране массовое строительство собственного современного многоцелевого боевого самолета. Затея с самого начала выглядела очень сомнительно, но вероятнее всего из политических соображений ей долго не давали окончательно умереть. И даже выделяли на научно-технические работы в этом направлении кое-какие, хотя и совершенно недостаточные деньги.

Однако на днях последние иллюзии лопнули. Один из местных телеканалов сообщил, что в разрабатываемой военными Концепции развития Воздушных сил Украины предусмотрена закупка самолетов-истребителей производства США. При этом, как заявил председатель правления «Украинского милитарного центра» Тарас Чмут, речь не обязательно будет идти о новых машинах. Бывшие в употреблении тоже сгодятся. «На что грошей наскребем, то и купим», — так, очевидно, следует понимать эти слова.

Ни о типах американских истребителей, ни об их числе, ни о приблизительных сроках сделки не сказано ничего. Но понятно, что в Минобороны Украины сделан принципиальный выбор: перестать, наконец, бесплодно мечтать об «українськом бойовом літаке» и хоть что-нибудь реальное все же предпринять для спасения собственной военной авиации. Единственное, что в силу политических и технологических причин доступно Киеву в этом направлении, — идти на поклон к американцам.

Но для начала попытаемся представить, из какой пучины украинским генералам предстоит вытаскивать собственные «Повітряні сили».

По данным годичной давности, опубликованным около года назад, армия соседней страны располагала примерно 45 Миг-29 (включая и учебно-боевые варианты), 35 Су-27, до 25 Су-24 и Су-24 МР и около 25 штурмовиками Су-25/25УБ. Много это или мало? Смотря для чего. Чтобы в прах и пепел обратить восставший Донбасс — вполне достаточно (правда, если навстречу не задует памятный Киеву по 2014—2015 годам пресловутый колючий «Северный ветер»). А если сразу отправиться воевать с Россией, о чем неустанно не первый год на всех политических уровнях талдычат в Киеве, то и на пару дней воздушных боев, скорее всего, не хватит. Тем более, что вероятно даже в Киеве мало кто представляет, сколько машин из их самолетного парка в состоянии не только подняться в воздух, но и хотя бы просто вернуться затем на свои аэродромы даже если по ним не прозвучит не единого выстрела.

Чтобы эти выводы не выглядели тенденциозным, сошлюсь на мнение никем не замеченного в симпатиях к Москве известного военного эксперта, в 2003—2006 годах офицера оперативного управления Генштаба ВСУ полковника запаса Олега Жданова. Он считает, что «положение дел в военной авиации (Украины — „СП“) очень сложное, практически критическое».

Да, признает Жданов, для приведения хоть в какой-то порядок «Повітряніх сил» в военном бюджете на 2017 год с большой помпой было выделено 1,007 миллиарда гривен. Но «миллиард гривен, — это ничего. Модернизация только одного МИГ-29 стоит 8 миллионов долларов (порядка 240 миллионов гривен — „СП“). А таких самолетов у нас — несколько бригад. И минимальный их возраст — 45−50 лет».

Не меньше проблем на Украине и с подготовленными военными летчиками. «У нас практически нет летчиков-спецов, Харьковский национальный университет Воздушных сил десять лет выпускал только офицеров наземных служб. И только потому, что не было топлива на полеты. Небольшой внешне МиГ-29 „съедает“ 3,5 тонны топлива в час. Курсанту нужно налетать 500−600 часов, чтобы его могли посадить за штурвал боевого самолета. Но курсанты не летали. Поэтому на сегодня у нас практически нет летного состава».

Так ведь даже столь конспективное перечисление нынешних бедствий украинских военных авиаторов не вмещает, возможно, главного. Технический ресурс всех без исключения их боевых машин окончательно истечет приблизительно к 2020 году. Потому что самый «молодой» из Су-27 или Миг-29 на Украине выпущен на российском заводе в 1990 году. А назначенный, скажем, любому штурмовику или истребителю срок жизни — 25 лет. Дальше в дело вступает усталость металла.

Вот что командованию ВСУ, которому давно поставлена задача готовиться к масштабной войне с Россией, делать при таких раскладах? За последние годы перепробованы почти все мыслимые рецепты спасения. Из них проектирование собственного «бойового літака» в корзину выброшено первым. Нереалистично, дорого и, по опыту других стран, даже в лучшем случае займет не менее десяти лет. Скажем, Индия, тысячекратно более благополучная в экономическом отношении, чем Украина, свой легкий истребитель HAL Tejas создавала более 15 лет. Потратила на программу более 1,5 миллиарда долларов. В итоге получилась фактически ухудшенная копия старого французского истребителя Dassault Mirage.

Налаживание совместного производства многоцелевого самолета с зарубежным партнером? Насколько можно судить, еще полтора года назад этот вариант выхода из кризиса украинское руководство считало основным. Во всяком случае, 14 июня 2017 года кабинет министров Украины принял распоряжение № 398-р «Основные направления развития вооружения и военной техники на долгосрочный период», где шла речь именно об этом.

Но не сложилось. В киевских властных коридорах очереди из желающих вступить в подобную кооперацию не наблюдается сегодня, не наблюдалось и вообще когда-либо. Знаменитая на весь мир украинская коррупция наверняка служит и тут отличным пугалом для самых рисковых иностранцев. Пример? Извольте.

Еще в 2009 году тогдашний министр обороны Украины Юрий Евхануров объявил, что ведет переговоры с Пекином о налаживании в Одессе совместного производства китайского сверхзвукового учебно-боевого самолета L-15, который можно использовать в качестве легкого истребителя. Тут стоит пояснить, что L-15 очень близок к российскому Як-130, поскольку сконструирован на основе его технической документации. Но был в ту пору оснащен украинским двигателем с форсажной камерой АИ-222−25Ф, произведенным в Запорожье. Вот, очевидно, последнее обстоятельство и питало надежды Киева на успех переговоров с китайцами.

Результат известен — никакого L-15 в Одессе никогда не делали и делать точно не будут. А чтобы украинцы отвязались, в 2017 году газета «Жэньминь жибао» сообщила, что впредь двигатели для этого действительного очень удачного самолета Китай станет производить самостоятельно.

Так что и в самом деле единственный выход для обновления своей боевой авиации — закупки за рубежом. И, конечно, весьма ожидаемо, что адресом новых надежд теперь считаются Соединенные Штаты. К кому же еще обращаться президенту Петру Порошенко, как ни к своему основному спонсору и благодетелю?

О каких конкретно заокеанских истребителях теперь может идти речь? Киевские эксперты считают: скорее всего — о массово списываемых в последние годы в самих США F-16. Теперь этот летающий утиль столь же массово предлагается союзникам Вашингтона по всему миру.

Самый свежий пример подобной сделки — Словакия. Не далее как в минувший вторник в Братиславе был подписан контракт стоимостью в 1,6 миллиарда евро на поставку в эту страну американцами 14 новых самолетов Lоckheed Martin F-16V Block 70/72 Viper с комплектами технологического оборудования и вооружения. Этими машинами словаки намерены заменить списанные бывшие советские истребители МиГ-29.

Выходит, теперь тем же путем намерена проследовать и Украина? В точности — едва ли. Прежде всему потому, что такая сделка враз сожрала бы как минимум пятую часть военного бюджета Киева на следующий год, а всего одна эскадрилья F-16V погоды не сделает ни в какой войне. Тем более — с Россией. Но одновременно такой вариант траты оборонных денег оставил бы совершенно без шаровар другие виды войск ВСУ, и без того сильно бедствующих.

Стало быть, если речь об F-16 для Украины и пойдет, то это определенно будут сильно подержанные машины. Потому что они намного дешевле.

Скажем, Польша после 2006 года приобрела у Вашингтона 48 истребителей далеко не новых версий F-16C и F-16D. Обошлись они Варшаве приблизительно по 25 миллионов долларов за штуку. И, по признанию самих польских военных, сегодня больше времени проводят на сервисном обслуживании, чем на боевом дежурстве. По признанию представителя польских ВВС Веслава Гжегожевского, в одном только 2007 году у поступивших в его страну истребителей F-16 было зарегистрировано порядка 1700 неисправностей. В последующие годы приходилось даже по этой же причине на время приостанавливать их полеты.

Но в состоянии ли Украина даже по столь умеренным ценам приобретать за океаном истребители? Как ни странно, видимо — да. Так считают, к примеру, эксперты украинского издания «Depo. Война». Они пишут: «Ведь американцы давно разработали для своих военных союзников схему, которая устраивает всех: США предоставляют кредиты на выгодных условиях или целевую финансовую помощь при условии, что эти средства будут потрачены на закупку вооружения американского производства. В итоге промышленность США имеет постоянные заказы, а страны-партнеры — высококачественное современное вооружение».

Однако в любом случае речь может идти о считанных машинах. Максимум — об одной-двух эскадрильях. Ведь даже на них по льготным «польским» ценам Киеву придется раскошелиться на сотни миллионов долларов, которых у него, по сути, нет.

Кредит на максимально льготных условиях — это, безусловно, выход для Украины. Все равно она обросла долгами как бродячая собака репейником. Одним больше, одним — меньше… Какая разница?

Но пара эскадрилий F-16 — это в лучшем случае для парадов, а не для серьезной войны. Единственная ощутимая польза: политическое самолюбие Порошенко и его сторонников, конечно, будет согрето. А новое свидетельство заокеанской поддержки киевского режима выйдет довольно осязаемым и наглядным. И прямо-таки оглушительным.

Источник

Фото ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.