Статьи

Россия и Япония: неужели сговорились на два острова?

Руководители всех шести оппозиционных партий Японии провели 15 ноября экстренное совещание и пришли к единому решению — нужно как можно скорее вызвать в парламент премьер-министра Синдзо Абэ, чтобы он подробно рассказал о своих состоявшихся накануне в Сингапуре переговорах с президентом России Владимиром Путиным.

Лидеры двух стран должны были договориться о некоем мирном соглашении. У политиков и журналистов в Токио сложилось впечатление, что на этой встрече были достигнуты какие-то весьма весомые договоренности по поводу спора о южной части Курил.

«У нас очень мало информации, — в сердцах сказала в четверг журналистам Киеми Цудзимото, глава парламентской фракции ведущей оппозиционной Конституционно-демократической партии Японии. — Хочется понять, идет ли дело к возвращению четырех северных островов или будет смена курса на переговорах с Россией?»

Такими же гаданиями заполнены в четверг все центральные газеты Японии, отводящие теме переговоров в Сингапуре по несколько материалов на первых и внутренних полосах. Точной информации никто пока не имеет, но всех крайне заинтриговали высказывания российской и японской сторон после встречи лидеров двух стран.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Путин и Абэ договорились об активизации переговоров о мирном договоре на основе Совместной декларации 1956 года.

Японский премьер после растянувшейся на полтора часа беседы с президентом России тоже подчеркнул, что диалог будет ускорен на базе договоренностей 1956 года. Синдзо Абэ при этом многозначительно выразил уверенность в том, что лидеры двух государств сумеют в кратчайшие сроки решить территориальный спор и заключить мирный договор по итогам завершившейся 73 года назад Второй мировой войны.

Подарок Хрущева

Советско-японская Совместная декларация 1956 года, в сущности, во многом уже сыграла роль мирного договора — она прекратила состояние войны между двумя странами, восстановила между ними дипломатические, торговые и прочие отношения.

Авторы документа не смогли решить только один вопрос — о границе в районе юга Курил.

СССР настаивал на том, что получил этот архипелаг законно на основе договоренностей союзников, которые Токио признал при капитуляции.

Япония, со своей стороны, требовала вернуть ей острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу мелких островков, которые наши соседи называют Хабомаи и для удобства считают за один остров.

В те годы советское руководство во главе с Никитой Хрущевым стремилось к скорейшей договоренности с Японией, надеясь, что она, как Финляндия и Австрия на другом конце Евразии, выберет путь нейтралитета. Поэтому Москва в порядке компромисса предложила Токио меньшую часть из того, на чем он настаивал.

В 9-й статье Совместной декларации говорится, что СССР, «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства», готов передать соседу острова Шикотан и Хабомаи — но только после подписания мирного договора.

Токио тогда от подарка отказался: на него сильно надавили США, которые в условиях разгоравшейся холодной войны хотели заблокировать советский сценарий.

Вашингтон пригрозил, что в случае компромисса по схеме Шикотан — Хабомаи не вернет Японии южную Окинаву с прилегающими островами, которые тогда все еще находились под американской оккупацией. А эти территории были куда важнее для Японии, чем небольшой кусок южной части Курил, и она продолжила требовать все четыре острова.

Ну а вспыльчивый Хрущев в 1960 году отозвал свой подарок назад, рассердившись на подписание договора безопасности между Токио и Вашингтоном, который похоронил надежды на нейтралитет и оставил в Японии военные базы США.

Тем не менее 9-я статья остается неотъемлемой частью Совместной декларации, которая ратифицирована парламентами двух стран и имеет статус самого весомого дипломатического документа в послевоенных отношениях Москвы и Токио.

Премьер Абэ форсирует переговоры

Владимир Путин, кстати, не раз заявлял, что признает этот документ в полном объеме. Однако он говорил и о том, что 9-я статья нуждается в уточнении — там, например, совершенно не оговариваются условия передачи Японии Шикотана и Хабомаи, не указывается, под чьим суверенитетом они окажутся после этого.

Москву не устраивает и хотя бы гипотетическая перспектива появления на островах американских военных объектов. Ведь действие договора безопасности с США распространяется без ограничений на всю территорию Японии, что Токио официально подтверждает.

С другой стороны, его официальная позиция неукоснительно сводится к тому, что для подписания мирного договора нужно решить судьбу всех четырех островов, а не только Шикотана и Хабомаи. Такой подход японское правительство подтвердило и после встречи в Сингапуре.

В общем, вопросов немало, и некоторые эксперты в Токио уже подозревают, что премьер Абэ может склоняться к варианту с двумя островами — лучше, мол, получить что-то, чем ничего.

Однако с учетом общественного мнения, как полагают, ему необходимо как-то обозначить в окончательном решении и будущее самых крупных и населенных Итурупа и Кунашира.

Например, в виде договоренности продолжить переговоры об их судьбе и после подписания мирного договора на условиях 1956 года.

Источник

Фото Cont

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.