Армия

«Калоши» на воздушной подушке для Миг-29 — экспериментальное шасси

В сороковых годах прошлого века мировое авиастроение совершило качественный скачок. Произошло резкое повышение летно-технических характеристик самолетов. Повсеместно стали использоваться реактивные двигатели, позволившие повысить грузоподъемность, скорость и маневренность машин. Однако инженерами проводились исследования и в других направлениях.

Оригинальные и необычные шасси

Всегда одним из основных элементов конструкции летательного аппараты было шасси. Выбор определенной схемы этого узла часто существенно отражается на итоговых характеристиках самолета. Одной из важнейших проблем, которую решают конструкторы при создании шасси, является обеспечение возможности эксплуатации машины на неподготовленных площадках. В ходе поиска решения этой задачи выдвигались весьма смелые и неординарные конструкции.

В 30-х годах в СССР велись работы по созданию аппаратов на воздушных подушках. Такие машины могли легко передвигаться практически по любой поверхности, им не было преград, ни на воде, ни на суше. Такие показатели проходимости выглядели чрезвычайно привлекательно, и в 1940 году самолет УТ-2 получил шасси на воздушной подушке.

 

Конструкция самолета оснащалась дополнительным мотоциклетным двигателем, который запускал вентилятор для поддува воздушной подушки. Эксперимент оказался удачным и показал, что оборудованный шасси на воздушной подушке самолет может взлетать и садиться практически на любой поверхности.

Следующим этапом должно было стать использование шасси такого типа уже на боевом самолете. Таким самолетом стал пикирующий бомбардировщик Пе-2. Резиновые баллоны были размещены под мотогондолами двигателей. Инженерами был предусмотрен и механизм для их убирания на время полета. Самолет уверенно рулился, мог ездить и взлетать с грунтовых поверхностей разного типа. Однако сложности военного времени не позволили развить этот весьма перспективный и экзотический проект. В связи с этим в серийное производство самолет на воздушной подушке так и не был отправлен.

Ан-14 «пчелка»

Послевоенное время

Дальнейшие исследования и эксперименты по созданию новых типов шасси были продолжены в 60-80 годы. В частности данным вопросом занимались в КБ «Антонова» при создании военно-транспортного самолета Ан-70. Для испытаний использовался легкий самолет Ан-14 «пчелка».

Несмотря на то, что инженерами были созданы экспериментальные шасси с достаточно приличными показателями и характеристиками, дело до практического применения и серийного производства так и не дошло.

 

Съемные «калоши» для истребителя

С целью возможности взлета с неподготовленной площадки были попытки использования эффекта воздушной подушки даже на фронтовом истребителе МиГ-29. Конструкция была следующей: самолет накатывался своими шасси на три тележки с встроенными воздушными подушками. Каждая такая тележка имела собственный двигатель внутреннего сгорания, который и обеспечивал внутри подушки необходимое давление воздуха.

Вне сомнений, такая конструкция была бы рабочей, поскольку к этому времени инженеры и конструкторы имели достаточный опыт работы с воздушными подушками. Однако при дальнейшем рассмотрении подобной схемы обнаружилась серьезная практическая проблема. Дело в том, что МиГ-29 взлетает при скорости порядка 300 км/час. И после того, как самолет оторвется от своих «калош» и уйдет в воздух, на земной поверхности останется три неуправляемых конструкции, несущиеся со скоростью 300 км/час.

Конечно же, в настоящее время подобная проблема была бы решена. Однако в 80-х годах прошлого века компьютерных технологий, которые могли бы ее решить, еще не было.

Несмотря на всю курьезность данного проекта, стоит отметить, что точно такой же проект был и у американцев. В США воздушные «калоши» планировали надеть на свой истребитель F-15. Как советские, так и американские конструкторы также не довели свою работу до практических полетов.

Видео по теме:

Крылья России. Неизвестные самолеты

Также интересно:

По теме:

Загрузка...

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.