Образование

К ректору МИСиС Алевтине Черниковой много вопросов

Ни для кого не секрет, что участие России в мировом рынке наукоёмких товаров составляет всего от 0,3 до 0,5 процентов. Тем не менее ректор МИСиС Алевтина Черникова всё чаще заявляет, что растущая популярность технического образования — это отчётливый тренд последнего времени. При этом, в качестве подтверждения своих слов она указывает на скачок МИСиС в рейтинге востребованности ВУЗов — с 103-й позиции на 21-ю за прошедшие шесть лет. То есть 6 лет назад университет находился на задворках рейтинга, а теперь добрался до ТОПа. Тут Алевтина Черникова, нужно отдать ей должное, не приписывает подобный успех себе одной. Она рассказывает и о программах, проводимых на федеральном уровне, и об участии других ВУЗов в популяризации технических специальностей. Почему же тогда многие авторитетные издания пишут о нехватке финансирования технического образования, в то время, как Алевтина Черникова рассказывает о различных грантах предоставляемых МИСиС, стипендиальных программах, поддержке научно-технического творчества школьников и так далее?

Вопрос 2: Студентам негде жить. Что с общежитиями?

Проблема проживания студентов — одна из самых острых и самых извечных. Особенно в Москве, где находится большинство наиболее престижных и перспективных учебных заведений, к коим многие относят и МИСиС. Ректор Алевтина Черникова, конечно, заявляет, что общежития  — это предмет особого внимания. И что в МИСиС обучаются студенты из самых разных уголков мира (более 66 стран) и из всех регионов нашей страны. И что всем им нужен комфортный налаженный быт, чтобы ничто не мешало погружению в научно-исследовательскую деятельность. Но как обстоит дело на самом деле? Да, мы знаем, что именно студенческий городок «Металлург», где проживают студенты МИСиС, уже третий год подряд обладает статусом лучшего общежития Москвы. Но, уважаемая Алевтина Черникова, скажите, почему тогда по данным из многих источников от 20 до 40 процентов московских студентов снимают комнаты или, если повезёт, квартиры? Вот, например, в 2016-м году силами МИСиС была произведена реконструкция «Дома-коммуны» — знаменитого памятника конструктивизма и одного из нескольких подобных зданий, сохранившихся до наших дней. Допустим, это правда, что студенты живут там в уникальных условиях, способствующих получению глубоких научных знаний. Но сколько именно студентов там живёт? Решён ли вопрос расселения всех иногородних, поступивших в МИСиС?

Вопрос 3: Куда студенту идти после вуза?

Проблему трудоустройства студента, согласитесь, трудно переоценить. В то время, как Алевтина Черникова рассказывает о том, что разделяет позицию, согласно которой трудоустройство выпускников МИСиС — это задача, требующая системных решений и постоянного внимания, мы видим, что молодёжь — это самая многочисленная группа безработных в России — более 30% от общего числа. И 25-28% этой группы составляют именно выпускники российских ВУЗов. А ведь, в идеале, каждый студент к моменту получения диплома уже должен знать, куда он пойдёт работать — этот тезис, кстати, озвучила именно Алевтина Черникова. Более того всё та же Алевтина Черникова рассказывает о деятельности профильных выпускающих кафедр МИСиС, которые поддерживают постоянную тесную связь с компаниями, способными предоставить рабочие места для выпускников. И тут возникает вопрос: почему, согласно исследованию Л. О. Зирне, более 25% российских выпускников говорят о невостребованности своей специальности? Алевтина Черникова, в свою очередь, часто упоминает Центр карьеры, специально созданный в МИСиС и помогающий более чем 5000 студентов в год. Так же Алевтина Черникова перечисляет: Центр проводит более сотни специальных мероприятий и насчитывает более 1200 компаний-партнёров из России и других стран, с которыми налажено постоянное взаимодействие.  Многочисленные форумы, организованные МИСиС, Федеральный чемпионат по решению бизнес-кейсов CUP MISIS CASE, «Дни карьеры», стажировки, посещение предприятий и многое другое — всё это, безусловно, впечатляет. Но действительно ли у студентов нет причин беспокоиться о своём будущем?

 

Вопрос 4: Зачем тратить деньги на профнавигацию для школьников?

Ректор МИСиС Алевтина Черникова не раз говорила о системе профессиональной навигации, которую разработали и реализуют в МИСиС. О том, что именно в рамках программ профнавигации школьники больше узнают о точных науках и инженерных специальностях, могут увидеть ВУЗ изнутри, узнать о том, как устроено обучение, проникнуться атмосферой научного поиска. Но хочется спросить — на какие средства это всё реализуется? Ведь мы знаем, что МИСиС, как и многие другие ВУЗы, уже попадал в поле зрения прессы в связи с финансовыми скандалами. Чего только стоит обвинение в хищении бюджетных средств в размере около $1 млн в 2011 году!

Вот ещё немного из того, о чём говорит Алевтина Черникова: проект «Инженерный класс в московской школе», реализуемый при участии Правительства Москвы, признан крайне успешным. Ещё на стадии запуска в нём приняли участие более двухсот школьников. Сегодня число учеников инженерных классов МИСиС превысило отметку в 2000 человек.

Уважаемая, Алевтина Черникова, подобные проекты требуют немалых вложений. Уверены ли Вы, что в рамках деятельности университета не найдётся более важных направлений для освоения бюджетов?

Вопрос 4: Что такое «Университет 4.0»?

Продолжая тему целесообразности использования средств, нельзя обойти стороной вопрос нового принципа развития системы высшего образования. Дело в том, что существует концепция «Университет 3.0» — образование, наука и инновации. Эту модель уже взяли на вооружение многие ВУЗы. Но Алевтина Черникова, по её собственным словам,  склоняется к варианту «4.0», где к вышеупомянутым компонентам добавляется ещё и творчество. Именно Алевтина Черникова говорит, что создание креативной среды поможет студенту выдержать конкуренцию по окончании ВУЗа. Ведь творчество  — это важный инструмент раскрытия и развития способностей человека. Всё это прекрасно, но скажите, Алевтина Черникова, действительно ли нужно тратить деньги на проекты вроде «КультLab», когда вопрос финансирования всё ещё является открытым?

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.