shadow

Праздники дня сегодня — 1 августа 2018


shadow

Обзор праздников на сегодня в мире и России. Церковные праздники.

 

День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне

День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне

Памятник героям Первой мировой войны в Москве (Фото: kremlin.ru)

В декабре 2012 года в число официальных памятных дат России была внесена дата 1 августа, как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Он установлен согласно Федеральному закону РФ от 30 декабря 2012 года «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», в целях увековечивания памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в той войне.

Надо сказать, что поминовение павших солдат началось ещё в годы самой войны, ставшей первым военным конфликтом мирового масштаба, одновременно с появлением первых воинских захоронений. Но в годы советской власти в нашей стране Первую мировую войну рассматривали лишь как столкновение империалистических держав.

Но начиная с 1990-х годов всплеск интереса к российской истории и возможность посмотреть на события дореволюционного периода иначе, более всесторонне, позволили отойти от жёсткой однозначной трактовки исторических фактов. Так, историю Первой мировой войны стали рассматривать и с точки зрения её демографических последствий, оценивая данный военный конфликт как величайшую трагедию в жизни людей, и о вкладе той или иной страны, того или иного народа в победу.

Российская Империя, несмотря на своё участие в союзе стран-победительниц (Антанта), вследствие катастрофического внутреннего положения вышла из Первой мировой войны (после подписания сепаратного Брестского мира в 1918 году), а затем была ввергнута в тяжелейшую Гражданскую войну, последствия которой для России стали не менее ужасными, чем последствия Первой мировой войны. Что не перечёркивает доблести русских войск на её фронтах.

Сколько их, известных и безызвестных осталось лежать в земле? Сколько сложило голову «За Веру, Царя и Отечество!»? Сколько отцов, мужей, сыновей не вернулось домой? По приблизительным подсчётам, это число превышает 1 600 000 человек. И это самое большое число потерь среди солдат и офицеров стран-участниц Первой мировой войны.

Первые воинские захоронения стали появляться в западных губерниях Российской Империи ещё в 1915 году. Сегодня, в основном, – это территории зарубежных стран: Латвии, Литвы, Польши, Белоруссии, Украины. Также для захоронений павших в Первую мировую войну русских воинов в феврале 1915 года на землях старинного усадебного парка села Всехсвятского под Москвой (ныне территория района Сокол Москвы) было открыто Всероссийское Братское кладбище и освящена часовня. Вплоть до середины 1920 года захоронения здесь производились практически ежедневно. Но поскольку после революции 1917 года события Первой мировой войны были преданы забвению, то в 1930-е годы и само кладбище было преобразовано в парк.

Лишь в 1994 году постановлением правительства Москвы территория бывшего Братского кладбища была объявлена памятником истории и культуры и поставлена на государственную охрану. На месте центральной части Братского кладбища создан Мемориально-парковый комплекс Героев Первой мировой войны, на территории которого в последующие годы были установлены различные памятники и часовня.

Традиционно 1 августа во многих российских и зарубежных городах, где сохранились данные воинские захоронения, проводятся панихиды по погибшим воинам, возлагаются цветы к могилам и к местам братских захоронений. Одно из первых подобных мероприятий было проведено в 1989 году в Даугавпилсе, тогда ещё Латвийской ССР. С тех пор в этот день мероприятия проводятся ежегодно.

В последние годы и на территории разных регионов России устанавливаются памятники, открываются мемориалы, освящаются часовни в память о российских воинах, погибших в годы той войны. Так, например, в 2014 году памятник героям Первой мировой войны был открыт в Калининграде и в Москве на Поклонной горе.

 

День Тыла Вооруженных Сил России

День Тыла Вооруженных Сил России

Флаг Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации

Ежегодно 1 августа в нашей стране отмечается памятная дата — День Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации, установленная Указом Президента РФ № 1393 от 28 июля 2000 года. Но свою официальную историю данный профессиональный праздник всех военнослужащих и гражданского персонала, имеющих отношение к частям и подразделениям тыла ВС России, ведёт ещё с 1998 года, когда был утверждён Приказом Министерства обороны РФ № 225 от 7 мая 1998 года.

За точку отсчёта истории Тыла Вооружённых Сил принят 1700 год. Тогда 18 февраля Пётр I подписал Указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части Генерал-Провиантом».

Был учреждён первый самостоятельный снабженческий орган — Провиантский приказ, ведавший поставками хлеба, крупы и зернофуража для армии. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск.

В последующие годы система тылового обеспечения русской армии совершенствовалась, в том числе с учетом опыта войн. Так, получил развитие транспорт подвоза, была разработана система эшелонирования запасов, создана единая интендантская служба. В Первую мировую войну сформировались фронтовые и армейские базы снабжения, работали фронтовые распределительные станции, обеспечивавшие прием железнодорожного транспорта из тыла страны.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в составе тыла Вооруженных Сил СССР имелись: тыловые подразделения, части и учреждения, входившие в состав воинских частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных Сил; базы и склады с запасами материальных средств; железнодорожные, автомобильные, дорожные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и другие тыловые части и подразделения центрального подчинения. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны.

Однако, существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось. Поэтому, в условиях начавшейся Великой Отечественной войны, 1 августа 1941 года произошло фактическое самоопределение Тыла Вооружённых Сил — Тыл определился как самостоятельный вид или род Вооружённых Сил.

В этот день Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин подписал приказ Народного комиссара обороны СССР № 0257 «Об организации Главного управления тыла Красной Армии…», объединившего в своем составе штаб начальника Тыла, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника Тыла Красной Армии. Была введена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла Красной Армии «во всех отношениях» были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления.

Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии (Фото: NavPil, Shutterstock)
Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии (Фото: NavPil, Shutterstock)

Должность начальника Тыла вводилась также во фронтах и армиях. Начальником Тыла Красной Армии был назначен заместитель Народного Комиссара Обороны СССР генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев, начальником его штаба — генерал-майор интендантской службы П.В. Уткин. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно войсками, потребляющими производимую продукцию, представляет собой слаженный и эффективно действующий механизм.

В 2010 году структуры Тыла ВС РФ были реорганизованы в новую структуру — в систему Материально-технического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации (МТО ВС РФ), которая объединила два ранее самостоятельных вида всестороннего обеспечения вооружённых сил — технический и тыловой, существовавших в структуре Тыла ВС России. Материально-техническое обеспечение организуется и осуществляется во всех видах повседневной и боевой деятельности, с целью поддержания войск и сил в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению.

 

День образования Службы специальной связи России

День образования Службы специальной связи России

1 августа в России отмечается профессиональный праздник – День образования Службы специальной связи. Свою историю эта служба ведет с 1939 года, она много раз переименовывалась, а сегодняшнее ее название – Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (ФГУП ГЦСС).

Днем создания ФГУП ГЦСС является 1 августа 1939 года. Именно в этот день начала свою работу Служба специальной связи Наркомата связи, на основании постановления Совета народных комиссаров СССР от 17 июня 1939 года № 884-145с «О реорганизации фельдъегерской связи НКВД СССР». Согласно этому же постановлению на новую службу были возложены задачи по перевозке и надежной доставке секретной, совершенно секретной корреспонденции и драгоценных металлов для всех ведомств (кроме высших партийных, государственных и военных органов) «от центра страны до районов и обратно».

Сегодня эти задачи не менее актуальны, чем в то время. И хотя современные технологии позволяют передавать информацию практически мгновенно в любую точку планеты, а услуги различных курьерских компаний – любой груз на любые расстояния (и не выходя из офиса или дома), но всегда существует какая-то важная информация, которая может быть передана только «из уст в уста», и такой ценный «груз», который может быть передан лишь «из рук в руки».

Надо сказать, что для обеспечения такой высокой надежности и секретности доставки необходимой информации или груза с давних пор существовали гонцы, курьеры, посыльные и т.д. Известно, что в России служба гонцов в 10 веке уже успешно функционировала, а при Петре I создание военно-полевой курьерской службы было оформлено законодательно. Знаменитый Фельдъегерский корпус был создан при Павле I в 1796 году. После Октябрьской революции 1917 года хоть и произошли глобальные изменения в структурах управления государством, но потребность в службе секретной связи никуда не пропала.

Всегда существует такой ценный «груз», который может быть передан лишь «из рук в руки»... (Фото: Africa Studio, Shutterstock)
Всегда существует такой ценный «груз», который может быть передан лишь «из рук в руки»… (Фото: Africa Studio, Shutterstock)

В первые годы советской власти на фельдъегерскую связь легло очень много обязанностей – осуществление доставки секретных документов партийных и государственных органов, транспортировка золота и других государственных валютных ценностей, обслуживание Госбанка СССР, инкассация денежных средств и многое другое. И с каждым годом этот список задач увеличивался, поэтому вскоре возникла потребность разделить фельдсвязь на две независимые структуры. За фельдъегерами оставили перевозку секретной корреспонденции высших советских, партийных и военных органов, а обеспечение доставки секретной и совершенно секретной корреспонденции всех других ведомств, а также драгоценных металлов и различных ценностей поручили Наркомату связи СССР, который в 1939 году и создал для этого Службу специальной связи.

С началом Великой Отечественной войны спецсвязисты эвакуировали в тыл важные документы и культурно-исторические ценности, обеспечивали доставку корреспонденции воинским частям различных фронтов, партийным и советским органам, оборонным предприятиям и научным учреждениям. В послевоенные годы обязанности Службы спецсвязи весьма расширились – разрабатывались новые документы, вносились изменения в существующие, значительно расширилась география доставки, выросли объемы отправлений…

В настоящее время филиальная сеть ФГУП ГЦСС расположена в 70-ти краевых и областных городах нашей страны, а в других населенных пунктах находятся отделения и пункты специальной связи. Главный центр Спецсвязи находится в Москве. География доставки охватывает населенные пункты России, страны СНГ и зарубежные страны.

А сотрудники ФГУП ГЦСС и сегодня достойно продолжают традиции надежности, заложенные поколениями спецсвязистов, обеспечивая бесперебойную и оперативную доставку секретной и ценной корреспонденции и грузов в интересах государственной безопасности и обороны, укрепления экономического потенциала России. А уникальные методы работы в сфере специальной связи, созданные за десятилетия успешной деятельности, развитая инфраструктура (вооружение и спецтранспорт, отработанная технология работы с отправлениями) и ответственный подход к делу сотрудников Службы спецсвязи создают им безукоризненную репутацию.

 

Всероссийский день инкассатора

Всероссийский день инкассатора

Гарантированная защита (Фото: cybrain, Shutterstock)

1 августа в нашей стране отмечается профессиональный праздник сотрудников инкассации — Всероссийский день инкассатора. В этот день в 1939 году была создана служба инкассации при Госбанке СССР.

Инкассация (от итальянского incassare — класть в ящик) — сбор и доставка наличных денег, иностранной валюты и других ценностей в операционную кассу банка.

Необходимость транспортировки и охраны денежных средств и ценностей возникла одновременно с их появлением в конце 9 века в Киевской Руси. Главными торговцами и казначеями в древнем Киеве выступали князь и бояре. Они и обеспечивали охрану торговых караванов силами своих дружин.

С тех давних времен деньги транспортировались либо их владельцами, либо людьми, которых они специально для этого нанимали и которым доверяли. И всегда, когда денег было достаточно много, их сопровождали вооруженные люди, готовые защищать их от грабителей.

Так, в 16 веке торговые караваны Сурожских купцов сопровождались внушительной охраной и возглавлялись «головным гостем» — представителем богатейшей купеческой прослойки, имевшем особое доверие корпорации гостей.

Однако до 20 века специальных служб перевозки ценностей в России не существовало. Охрану государственных средств при транспортировке выполняли воинские команды, государственная почта, фельдъегерская служба. Охрана частных денежных средств при перевозке была личным делом банков и торговцев. Ситуация изменилась после Октябрьской революции 1917 года.

Возникающие проблемы перевозок ценных грузов способствуют дальнейшему развитию служб инкассации (Фото: rosinkas.ru)
Возникающие проблемы перевозок ценных грузов способствуют дальнейшему развитию служб инкассации (Фото: rosinkas.ru)

С возникновением потребности сбора денежной наличности предприятий торговли, других организаций и доставки их в учреждения банков, из общей функции сбора и перевозки денег выделилась ее разновидность — инкассация, а вместе с ней возникла и профессия инкассатора.

Сначала инкассация была поручена органам ЧК ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), затем службе фельдъегерской связи СССР. 1 августа 1939 года на основании приказа председателя Правления Госбанка СССР была создана служба инкассации при Госбанке СССР.

В 1988 году было создано Российское объединение инкассации (Объединение «Росинкас»), которое с принятием Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» от 10 июля 2002 года вошло в систему Банка России и является на сегодняшний день самым крупным в стране перевозчиком денежной наличности и других ценностей.

В настоящее время большинство коммерческих банков пользуется услугами государственной службы инкассации, однако у некоторых крупных кредитных организаций существуют собственные службы.

Рост банковского сектора экономики неизбежно влечет за собой увеличение оборота денежных средств. Возникающие проблемы перевозок ценных грузов способствуют дальнейшему развитию служб инкассации, и, как следствие, растут требования к профессионализму сотрудников данных служб.

Загрузка...

 

День создания народно-освободительной армии Китая

День создания народно-освободительной армии Китая

Эмблема Народно-освободительной армии Китая (НОАК)

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) была организована 1 августа 1927 года, в связи с чем ежегодно в Китае отмечается годовщина Дня создания народно-освободительной армии (People’s Liberation Army Day).

Сегодняшнее название Народно-освободительная армия Китая (НОАК) получила в 1946 году, до этого она носила наименование Рабоче-крестьянской революционной армии, Рабоче-крестьянской красной армии, Восьмой армии и Нового четвертого корпуса.

В состав НОАК входят военно-морские силы, военно-воздушные силы, сухопутная армия, ракетные войска, силы материально-технического обеспечения и Народная вооруженная милиция. И сегодня Вооружённые Силы Китая считаются крупнейшими по численности в мире (более 2 миллионов человек на действительной службе).

Однако сам праздник в настоящее время отмечается довольно скромно. В последние годы об нём напоминают только тематические публикации в газетах и журналах и мероприятия для военнослужащих, организуемые на правительственном уровне, хотя в прошлом годовщины создания партии и армии отмечались весьма широко и с военными парадами.

Источник

 

1 августа отмечается 6 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 1 августа

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Почтение памяти святого Серафима (имя от рождения – Прохор). Праздник в честь обретения его мощей. Прославление святого состоялось в 1903 году.

В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство – краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, — учил Преподобный, — сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия».

Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

«Господь открыл мне, — сказал он, — что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг — плоть наша — был верен и способен к творению добродетелей».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву.

«Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но… молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды — «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера — «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

 

Макрина

Преподобной Макрины Каппадокийской

Посвящен сестре святителя Василия Великого – Макрине (Фекле). Жила в IV веке. Обладала даром чудотворений.

Преподобная Макрина, сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского, родилась в Каппадокии в начале IV века. Ее мать, Емилия, видела во сне Ангела, назвавшего еще не родившуюся Феклой, в честь святой первомученицы Феклы. Святая Емилия исполнила волю Божию и назвала дочь Феклой. Другие же родственники именовали девочку Макриной, в честь бабушки, пострадавшей во время гонения на христиан при императоре Максимиане Галерии.

Кроме Макрины в семье было еще девять детей. Святая Емилия сама руководила воспитанием и образованием своей старшей дочери, учила ее грамоте по Священным книгам и псалмам Давида, выбирая те примеры из Святых книг, которые назидали в благочестии и богоугодной жизни. Святая Емилия приучила свою дочь посещать церковные службы и совершать домашние молитвы. Макрина была научена также правильному ведению домашнего хозяйства и различному рукоделию. Она никогда не оставалась праздной и не участвовала в детских играх и забавах.

Kогда Макрина выросла, родители обручили ее с благочестивым юношей, но жених вскоре скончался. Многие молодые люди стремились к браку с ней, но Макрина всем отказывала, избрав девственную жизнь и не желая изменять памяти умершего жениха. Преподобная Макрина жила в доме своих родителей, помогая им исполнять домашние работы вместе со служанками как старшая: она тщательно следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер. После смерти отца она стала главной опорой для семьи.

Когда все дети выросли и покинули родной дом, святая Макрина убедила свою мать, святую Емилию, оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в девичий монастырь. Некоторые из служанок-рабынь последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей, вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни.

После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители. Она пользовалась глубоким уважением всех знавших ее. Строгость к себе и воздержание во всем были присущи святой в течение всей жизни. Спала она на досках и не имела никакой собственности. Святая Макрина была удостоена дара чудотворения. Был случай (рассказанный сестрами обители святому Григорию Нисскому после смерти святой Макрины), когда она исцелила девочку, у которой на глазу было бельмо, поцеловав этот больной глаз. По молитвам святой, в ее обители во время голода не оскудевала пшеница, необходимая для пропитания сестер.

Умерла святая Макрина в 380 году, до последнего вздоха вознося благодарственные молитвы Господу за полученные от Него в течение всей ее жизни благодеяния. Похоронена преподобная в одной могиле с родителями.

Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского

Праздник святого Рязанского князя Романа – защитника Родины и христианской веры во времена татарского ига. Был приговорен к мученической смерти за отказ в принятии татарской веры в 1270 году. Прославление святого началось сразу после его кончины.

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Преподобного Паисия Печерского

Чествование памяти инока Киево-Печерского монастыря Паисия. Святые мощи находятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Паисий Печерский был иноком Киево-Печерского монастыря. Из общего канона Киево-печерским преподобным, почивающим в Дальних пещерах, известно, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Меркурием (сведения о нем 24 ноября). Оба святых были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время их мощи почивают в отдельных раках.

 

Блаженного Стефана Лазаревича Нового (Высокого) и матери его благоверной княгини Милицы (во Святом Крещении Евфросинии), Сербских

Считается днем памяти сына и жены Сербского князя Лазаря.

Святой блаженный Стефан Лазаревич, Высокий (ок. 1377 — 1427), деспот (правитель) Сербский, родился около 1377 года старшим сыном благоверных государей Сербских, великомученика Лазаря и святой Милицы.

После того как его отец пал в Косовской битве, в 1389 году стал князем Сербским. В это время он вынужденно признал себя вассалом турецкого султана, но пытался укрепить центральную власть и объединить сербские земли.

Стремясь к освобождению от турецкой зависимости, заключил союз с королём Венгрии, от которого добился уступки Белграда ценой фактического признания венгерского протектората над Сербией. Стефан сделал Белград столицей своей державы.
С 1402 года обрёл независимость от турок и стал титуловаться деспотом. С 1426 года власть Стефана ширится и на Мукачевскую доминию, где покровительствует христианству.

Умел поддерживать благоприятные отношения как с турками, так и с венграми, показав себя искусным дипломатом и воином. Ему удалось уберечь страну от разрушений и даже расширить территории своих владений до Савы и Дуная и Адриатического моря. Он также развил экономику, особенно добычу руды; при нём развернулось книгописание. Святой деспот показал себя усердным храмостроителем – им были построены монастыри Манасия, Руденица, Копорин, Велудже; церковь в Белграде. Стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников, тратя казну на помощь нуждающимся.
Чтил память своего святого родителя и сербских воинов, павших в Косовской битве.
Мирно скончался 19 июля (1 августа) 1427 года.

Житие святого деспота было написано его современником, Константином Философом, после чудесного видения, бывшего ему: сам Стефан явился и наказал Константину написать это житие. В писаниях, составленных вскоре после кончины деспота, он уже именуется святым; называется «блаженным и святым» в сербском родослове, написанном около 1597 года и в другом, составленном во второй половине XVII века. В конце XVI века сербские монахи в переписке папой Климентом VIII указывали что «святое деспотово тело» находилось в Раваницком монастыре. Известны многочисленные изображения святого Стефана в старой сербской церковной росписи, где он представлен с нимбом и подписью «святой царь.»

С XV века почитание святого Стефана также распространилось на Русь, где в Богослужебных рукописях он указан святым. С XVII века он упомянут среди святых и в некоторых чешских месяцесловах. Некоторые исследователи искусства даже полагают, что его скульптура помещена среди венгерских правителей в римо-католическом монастыре Пресвятой Богородицы на Птуйской Горе.

Митрополит Белградский Димитрий, будучи серьезным церковным историком, предложил Архиерейским Соборам королевства Сербского 1907 и 1912 годов соборно внести имя деспота Стефана Лазаревича в диптих святых. Как главные основания для это в то время были указаны его вклад в возведение новых церквей и в развитие книжности. Однако вопрос не был решен из-за нагрянувших Балканских, а затем Первой мировой войн. Лишь на внеочередном Архиерейском Соборе в Пече 26-27 августа 1924 года вопрос был снова поднят патриархом Сербским Димитрием. На Соборе не было достигнуто единогласие: были голоса о создании комиссии, ряд архиереев – митрополит Скопийский Варнава, епископы Битольский Иосиф, Темишварский Георгий, Вршацкий Иларион, Рашско-Призренский Михаил, Жичский Ефрем и Бачский Ириней – высказались за трезвенный и осторожный подход. Наконец, патриарх Димитрий на бдении 19 июля 1927 года провозгласил деспота Стефана святым, предложив Собору внести его имя в диптих святых. Тогда же патриарх написал службу для него.

Преподобного Дия Константинопольского

Является днем памяти святого игумена Дия. Обладал даром чудотворений.

Преподобный Дий родился в городе Антиохии Сирийской в конце IV века в благочестивой христианской семье. С молодых лет он отличался воздержанием, принимал пищу в малом количестве и не каждый день, плоть свою усмирял бдением и непрестанными молитвами. За такие подвиги Господь даровал святому Дию бесстрастие и дар чудотворений.

Господь в видении повелел святому Дию идти в Константинополь и там служить Ему и людям. Святой Дий поселился за городом в уединенном месте, где люди боялись жить. Преподобный Дий мужественно боролся со злобными духами, пытавшимися изгнать его с того места. Он побеждал их молитвой и твердой надеждой на помощь Божию. Усердно помолившись, святой воткнул свой жезл в землю, прося Господа дать жизнь сухому посоху, если Ему угодно видеть Дия пребывающим на том месте. Господь услышал молитву Своего угодника: посох дал корни, начал расти и со временем превратился в огромный дуб, который долго стоял и после кончины святого Дия.

Окрестные жители стали приходить к праведнику за советом, наставлением, просили исцеления от душевных и телесных болезней. Святой Дий молитвой врачевал недуги, а пожертвованное ему раздавал нищим, странникам и больным.

Молва о святом Дии дошла до императора Феодосия Младшего. Он пришел к святому Дию за благословением вместе с Патриархом Константинопольским Аттиком (406-425). Император пожелал, чтобы на месте подвигов святого Дия был устроен монастырь, и дал средства на его постройку. Патриарх посвятил преподобного в священный сан и поставил его игуменом. Вскоре к святому Дию собралась многочисленная иноческая братия. Обители понадобился колодец. Его рыли долго и безуспешно. По молитве преподобного Господь извел источник чистой воды, которая вскоре наполнила весь колодец. Однажды святой, помолившись, воскресил утопленника. Много иных чудес совершал Господь через Своего угодника.

В глубокой старости преподобный Дий тяжело заболел. Он простился с братией, причастился Святых Таин и лежал на одре, как мертвый. В монастырь прибыли для совершения погребения Святейший Патриарх Аттик (память в Субботу сырную) и находившийся в Константинополе Антиохийский патриарх Александр. Святой старец неожиданно поднялся со смертного одра и сказал: «Господь дал мне еще пятнадцать лет жизни». Велика была радость братии.

Святой Дий действительно прожил еще 15 лет, помогая всем советом, наставлением, исцеляя больных, заботясь о нищих и странниках. Незадолго до кончины в алтаре церкви ему явился светлый муж в священнической одежде и предупредил о наступающем дне смерти. Возблагодарив Господа за извещение, святой Дий тихо скончался и похоронен был в своем монастыре (около 430 года.)


Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *