Праздники

Праздники дня сегодня — 25 июля 2018

Обзор праздников на сегодня в мире и России. Церковные праздники.

 

День сотрудника органов следствия Российской Федерации

День сотрудника органов следствия Российской Федерации
Это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Фото: Jirsak, Shutterstock)

Начиная с 2014 года, в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День сотрудника органов следствия Российской Федерации, установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля.

День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, то есть сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д. А для выбора даты праздника послужило одно историческое событие.

Именно 25 июля 1713 года именным указом Петра I был учрежден первый специализированный следственный орган России – следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.

Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем данной следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорская» она подчинялась непосредственно Петру I, и к её подследственности были отнесены дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, посягающих на основы государственности: взяточничестве, казнокрадстве, служебных подлогах, мошенничестве. В общем, все преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами органов государственной власти, в том числе и высокопоставленными.

По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры – полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния… Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

Памятная медаль Следственного комитета РФ «300 лет первой следственной канцелярии России»
Памятная медаль Следственного комитета РФ «300 лет первой следственной канцелярии России»

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м – и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.

Окончательное же возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России, а Председатель Следственного комитета назначается Президентом без одобрения органа законодательной власти.

Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. А дата 15 января отмечается как День образования Следственного комитета РФ. Независимость же СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.

В свой же профессиональный праздник все сотрудники органов следствия получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившиеся в раскрытии преступлений получают благодарности и поощрения от начальства.

Кстати, тот факт, что 25 июля 2013 года исполнилось 300 лет со дня издания указа Петра I, позволил Следственному комитету РФ пополнить наградную ведомственную систему новой наградой – памятной медалью «300 лет первой следственной канцелярии России».

 

День речной полиции в России

День речной полиции в России
День речной полиции (Фото: дгск.мвд.рф)

25 июля в нашей стране свой профессиональный праздник отмечают сотрудники речной полиции. До 2011 года он носил название «День речной милиции», но после вступления в силу нового федерального закона «О полиции» в 2011 году, название праздника также поменялось.

Впервые в структуре российских правоохранительных органов такое подразделение, как речная полиция, появилось во второй половине 19 века – проект о ее создании, как отдельного ведомства, был утвержден царем в июне 1867 года. Она вошла в состав наружной полиции как особый специальный орган для наблюдения за порядком на водных пространствах Санкт-Петербурга.

Речная полиция патрулировала водные пространства столицы Российской Империи, осуществляла надзор за объектами водного транспорта (проводила осмотры и освидетельствование судов, пристаней) и за другими водными объектами – рыбными садками, купальнями, следила за тем, чтобы «берега рек и протоков были хорошо укреплены, …чтобы шаланды от мостов близко не ставили…», а также боролась с воровством и пожарами на воде. В последующие годы подразделения речной полиции – для наблюдения за прилегающими к городам водными пространствами «в полицейском и санитарном отношении» – стали создаваться и в других российских регионах.

После Октябрьской революции 1917 года речная полиция, как и большая часть правоохранительной системы царской России, была ликвидирована. Но уже 25 июля 1918 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров «Об учреждении речной милиции». Сегодня именно эту дату и принято считать Днем создания речной полиции в России.

Отделы данного подразделения организовывались в губернских городах и уездах, на территории которых протекали судоходные реки. Изначально созданная по территориальному принципу, речная полиция впоследствии, для повышения эффективности работы, стала организоваться по речным бассейнам.

С началом Великой Отечественной войны появилась необходимость в централизованной водной милиции, которая и была создана 27 июня 1942 года совместным приказом НКВД и Народного комиссариата речного флота СССР. В мае 1943 года водный отдел рабоче-крестьянской милиции вошел в состав вновь образованного Управления транспортной милиции, а с 1980 года – в состав Главного управления внутренних дел на транспорте МВД СССР.

В настоящее время подразделения водной полиции находятся в подчинении управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, а также межрегиональных линейных управлений МВД России на транспорте.

Как и за все время своего существования, подразделения речной полиции и сегодня проводят работу по борьбе с преступностью и правонарушениями на объектах водного транспорта России, в том числе по выявлению экономических преступлений, а также в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков. А в связи со спецификой работы пристальное внимание сотрудников уделяется и борьбе с браконьерством.

В свой профессиональный праздник все сотрудники речной полиции получают поздравления от коллег и руководства, а лучшим из них вручаются государственные и ведомственные награды.

 

День пожарной службы Беларуси

День пожарной службы Беларуси
Огонь не пройдет! (Фото: Four Oaks, Shutterstock)

Ежегодно 25 июля в Белоруссии отмечается профессиональный праздник — День пожарной службы, сотрудники которой ценой своего здоровья, а порой и жизни, ежегодно спасают от пожаров тысячи людей и единиц имущества.

Основанием для выбора даты праздника послужило историческое событие — 25 июля в 1853 году Минское губернское правление и Минская городская дума, рассмотрев вопрос «О создании пожарной части в Минске», утвердила смету расходов на содержание пожарной части в составе 51 человека. Именно с этого момента начинается история профессиональной пожарной службы Беларуси, а 25 июля считается днем ее основания.

Тогда же были организованы пожарные части в Витебске, Могилеве и других белорусских городах.

11 сентября 1998 года президентом Республики А.Лукашенко был подписан указ, на основании которого военизированная пожарная служба была выведена из состава Министерства внутренних дел Республики Беларусь и присоединена к Министерству чрезвычайных ситуаций (МЧС).

Традиционно к этому дню приурочено проведение праздничных торжеств в Минске
Традиционно к этому дню приурочено проведение праздничных торжеств в Минске

В настоящее время в МЧС Беларуси созданы и функционируют 17 специальных служб, в том числе службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ, химической и радиационной безопасности, инженерных работ, водолазная, медицинская, взрывотехническая, авиационная, поисково-спасательная, парашютно-десантная, понтонная, кинологическая.

К тому же, в Республике работает несколько средне-специальных и высших учебных заведений по подготовке специалистов для данной сферы. И новые поколения спасателей продолжают важное и доброе, но трудное дело своих предшественников. Продуман также механизм и реализованы программы по повышению квалификации и получению образования в смежных областях, необходимых для улучшения качества работы пожарных.

В свой же профессиональный праздник все сотрудники пожарной службы Беларуси получают поздравления от коллег, друзей и руководства. Традиционно к этому дню приурочено проведение праздничных торжеств в разных городах страны — парады пожарной техники, действующих сотрудников и юных курсантов МЧС, поздравительные концерты, тематические выставки и другие мероприятия. Ведь сегодняшний праздник — дань профессионализму и смелости пожарных на государственном уровне.

 

Выборы жертвы Перуну

Выборы жертвы Перуну
Славяне приносили жертвы богам и поклонялись идолам

Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Его считают покровителем воинов и витязей и славят в дни победы и приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.

Перун — это, прежде всего, бог грозы, грома, также он тесно связан помимо огня с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново.

Люди верят, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считается священным животным Перуна. Цветком его считается голубой ирис (шесть лилово-голубых лепестков, громовой знак).

Святилища Перуна устраиваются под открытым небом. Они имеют форму цветка: в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению ученых, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горят неугасимые священные костры. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещается алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складываются приношения и проливают жертвенную кровь, чаще всего животную, но в древние времена в жертву приносили и рабов, захваченных в военных походах.

Загрузка...

 

25 июля отмечается 6 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 25 июля

Иконы Божией Матери: «Троеручица»

Праздник в честь чудотворной иконы «Троеручица». Она известна благодаря исцелению святого Иоанна Дамаскина (с ее помощью у него приросла отрубленная кисть руки).

Икона Божьей Матери «Троеручица» наверняка не была бы так известна, если бы не история, случившаяся с Иоанном Дамаскиным. В 717 году нашей эры был некий византийский император, Лев Исавр, который отличался особой жестокостью в гонениях православных христиан. При его правлении было много сожжено и уничтожено самых разных икон, а тех, кто проповедовал христианскую веру, особо зверски истязали и подвергали смертельным мукам. Иоанн на тот период жил в полной безопасности, так как находился в Дамаске, это был мусульманский город, который был расположен далеко за территорией византийской земли. Тогда он был советником городского правителя, что являлось очень высокой и почитаемой должностью.

Иоанн Дамаскин хорошо и верно нес свою службу, но злые языки подстроили все так, что его начали обвинять в измене государству и лично самому императору. Советник был оклеветан прямо перед местным халифом, после чего по приказу императора ему была отсечена кисть правой руки. После пытки кисть повесили на главной площади. Делалось это для устрашения народа и понимания того, что так будет с каждым, кто осмелится предать государство или отдельно императора.

Вечером, когда правитель немного «остыл» , его бывший советник попросил разрешения уединиться в своей келье. Император позволил Иоанну уединиться, после чего тот предался долгой и пламенной молитве перед Святым образом Девы Марии. Он вопрошал Богородицу об исцелении его отсеченной руки и, приложив свою кисть к образу, провел в молитве всю ночь. Когда он предался дремоте, к нему в виде видения пришла сама Богоматерь, известив его о врачевании руки. Дева Мария сказала, что теперь его исцеленная рука должна работать во Имя Господа и прославлять Его святое имя.

После пробуждения святой и действительно увидел, что его рука была цела и невредима.

Тронутый до глубины души той милостью, которую проявила Владычица, Иоанн составил хвалебную песнь, которая известна как «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Мучеников Прокла и Илария

Церковь празднует память двух святых родственников, которые мученически пострадали за веру во время гонения христиан при императоре Траяне.

Святые мученики Прокл и Иларий, уроженцы селения Калипта близ Анкиры, пострадали во время гонения при императоре Траяне (98-117). Первым был взят под стражу святой Прокл. Представ перед правителем Максимом, он бесстрашно исповедал свою веру во Христа. Правитель решил силой заставить святого подчиниться императору и принести жертву языческим богам. Во время пыток мученик предрек Максиму, что скоро тот сам будет принужден исповедать Христа Истинным Богом. Мученика заставили бежать за колесницей правителя, направлявшегося в селение Калипт. Изнемогая в пути, святой Прокл молился, чтобы Господь остановил колесницу. Силой Божией колесница остановилась, и никакие усилия не могли сдвинуть ее с места. Сидевший в ней сановник словно окаменел и оставался недвижим до тех пор, пока по требованию мученика не написал своей рукой хартию с исповеданием Христа; только после этого колесница с правителем смогла продолжить путь.

Посрамленный язычник жестоко отомстил святому Проклу: после многих истязаний он приказал вывести его за город и, привязав к столбу, расстрелять из луков. Воины, ведшие святого Прокла на казнь, уговаривали его покориться и тем сохранить свою жизнь, но святой сказал, чтобы они исполнили то, что им приказано.

По дороге к месту убийства их встретил племянник святого Прокла Иларий, который со слезами обнял дядю-мученика и тоже исповедал себя христианином. Воины задержали его, после чего он был брошен в тюрьму. Святой мученик Прокл под градом стрел молился за своих мучителей и с молитвой предал свою душу Богу.

Святой Иларий, представ пред судьей, с таким же бесстрашием, как святой Прокл, исповедал себя христианином, затем после истязаний был приговорен к смерти. Мученику связали руки и за ноги волокли по городу, израненного и окровавленного, а потом обезглавили через 3 дня после смерти его дяди, святого мученика Прокла. Христиане похоронили их вместе в одной могиле.

Преподобного Михаила Малеина, игумена

Память святого Михаила (имя при крещении – Мануил) из рода Малеиных. Годы жизни: 894-962. Обладал даром прозорливости.

Преподобный Михаил родился в 894 году в каппадокийском городе Харсиане. Он происходил из знатного и влиятельного рода Малеинов, который дал миру многих полководцев и государственных деятелей, он был связан с императорским домом. Родители Михаила долгое время не имели детей, но затем им было видение Богородицы, после чего у них родился сын. В крещении он получил имя Мануил. Еще в детстве мальчик был возведен в достоинство спафарокандидата императорской канцелярии, и в будущем его ждала блестящая придворная карьера.

Однажды Мануил был в Константинополе вместе с отцом, патрикием Евстафием, где присутствовал на похоронах императора Льва VI, который приходился им родственником (912). Юноша осознал тщету земной славы и почестей, и в нем загорелось желание принять иноческий постриг. Желая знать, такова ли воля Божия о нем, он открыл Псалтирь наугад и прочел стих: «На Господа уповах; како речете души моей: превитай по горам, яко птица?» (Пс. 10: 1). Он закрыл книгу с радостью, убежденный, что получил Божественное знамение, и бежал без ведома родителей, желавших женить его в соответствии с их положением.

Мануил добрался до деревни Керсинии у подножия горы Кимин в Вифинии. Там жил известный старец Иоанн Еладит с несколькими учениками. Юноша в слезах пал к ногам старца и, скрыв свое истинное происхождение, просил направлять его в служении Богу. Видя пыл юноши и его горячее стремление к Богу, преподобный Иоанн всего через четыре дня облек Мануила в монашеские одежды с именем Михаил. Когда патрикию Евстафию сообщили новость слуги, посланные сыном, он, не вынеся боль разлуки, поспешил на гору Кимин.

Евстафий прибыл ночью и сразу пошел в церковь, как раз когда начиналась утреня. Тут он услышал ангельский голос сына, воспевшего слова: «Душе, яже зде временна, тамошняя же вечна», – и зарыдал, чем выдал свое присутствие. Патрикия привели к старцу, которого он стал резко укорять и обвинять в том, что тот заставил его сына оставить мир. Иоанн кротко отвечал, что всего лишь повиновался слову Евангелия: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37). Тогда Евстафий успокоился, перестал угрожать монастырю, однако увез Михаила с собой. Когда они вернулись домой, мать преподобного Михаила, которая чуть не умерла от тоски, с трудом утешилась. Ведь его монашеские облачения свидетельствовали, что он действительно умер для мира и плотских привязанностей. Родители не могли заставить сына вернуться к мирской суете и позволили уехать в монастырь.

Преподобный Михаил был поставлен прислуживать в трапезной. Тот, кто с детства был окружен слугами, стоял, пока братия трапезничали, готовый подчиниться малейшему их знаку. Он с таким смирением исполнял даже самые неприятные послушания, что заслужил восхищение духовного отца и других монахов. Как и многие послушники, преподобный Михаил претерпевал жестокое искушение от желания спать. Тогда он решил днем носить только одну одежду и ходить с босыми ногами даже зимой, а ночью спать на доске. Через два года мужественных подвигов он был пострижен в монахи. На обряде пострига присутствовал его отец, который напутствовал Михаила: «Стремись, дитя мое, угождать Богу, Которого ты предпочел этому миру и родителям». Затем Евстафий с радостью вернулся к супруге и сказал, что Богородица приняла обратно данный им дар и что их сын станет опорой для многих душ, и они будут гордиться им.

Вскоре Евстафий умер (915), а мать, которая раньше так возражала против монашеского призвания сына, сама приняла постриг. Сестра преподобного вышла замуж и стала матерью будущего императора Никифора Фоки (963–969). Святой разделил наследство со своим братом Константином и отдал свою долю духовному отцу, а тот половину раздал нищим, а вторую половину использовал для расширения монастыря. Так преподобный Михаил освободился от всех забот о семье.

Желая вести более уединенную жизнь, он получил от старца благословение удалиться на скалу, находившуюся рядом с монастырем (918). Там он проводил пять дней в неделю в подвиге, молитве и трудах, а в субботу и воскресенье возвращался в монастырь и жил вместе с братией. Так он четыре года вкушал мед безмолвия, а затем ушел еще дальше, в пустыню, вместе с одним из своих родственников по имени Агапий. Они провели в отшельничестве два года, пребывая в самом строгом воздержании, питаясь только сухим хлебом, который время от времени приносили им крестьяне. Однако посетители нарушали их безмолвие – тогда они ушли в окрестности Прусиады (921).

Агапий оставил преподобного Михаила, и он поселился в очень тихом месте, называвшемся Ксиролимния. Здесь он построил себе хижину, чтобы вести безжалостную борьбу с бесами. Слава о преподобном Михаиле вскоре распространилась, и многие стали приходить к нему, чтобы подражать его образу жизни. Сначала блаженный не принимал их, но затем подчинился воле Божией. Вскоре более 50 монахов стали вести в этой местности безмолвное житие, питаясь только хлебом и водой. Преподобный Михаил во всем служил им примером и наставлял в искусстве из искусств. В этой общине блаженных было невозможно найти человека, охваченного унынием, печалью, павшего духом или очерствевшего сердцем. Всех приходивших к нему преподобный Михаил вел к сокрушению – и они, забывая сон, подчинялись блаженному изменению десницы Всевышнего (см.: Пс. 76: 11), чтобы вслед за святым возноситься в небесные выси.

Тем не менее в этом месте не было условий, подходящих для жизни большого числа монахов, поэтому преподобный оставил управление лаврой Агапию и отправился с несколькими учениками в Вифинию (925). Придя на гору Кимин, где он начинал свой подвиг, святой Михаил нашел уединенное место с достаточным количеством воды неподалеку и начал строительство новой лавры. В первую очередь монахи возвели большую церковь в честь Богородицы. Словно новый Моисей, словами и писаниями преподобный Михаил управлял учениками, число которых быстро возросло, ни в чем не отступая от законов подвижничества и монашеской жизни.

Преподобный Михаил не мог видеть несчастного человека и не оказать ему помощи, поэтому раздавал бедным все, чем владела община. У подножия горы он построил приют, в котором принимали всех паломников и странников. Так благодаря трудам и молитвам игумена пустыня превратилась в город, несмотря на козни диавола, который не мог выносить огня, исходившего из уст святого во время молитвы. Днем и ночью преподобный Михаил размышлял над Священным Писанием и достиг такого бесстрастия и столь высокой ступени созерцания Божественных таинств, что удостоился дара пророчества и совершил множество чудес.

Так, он предсказал поражение Византии в войне с болгарами в правление императора Константина VII Багрянородного (913–959) и заранее возвестил о низложении Романа Лакапина (944). Узнав об этом пророчестве, патриарх Феофилакт, сын Романа (933–956), рукоположенный в 16 лет вопреки священным установлениям и показавший себя недостойным этого высокого сана, попытался разрушить монастырь, но не смог ничего сделать. С помощью пророческого дара преподобный защищал своих учеников, находившихся в опасности, и помогал грешникам прийти к покаянию.

Однажды, по диавольскому наущению, один из монахов замыслил убить святого. Ночью с мечом в руке он подошел к келье преподобного Михаила и увидел его молящимся в окружении огненного кольца. Монах словно окаменел от изумления, а святой сказал: «Войди и положи то, что ты прячешь». Тогда несчастный пал в ноги преподобному Михаилу. Тот отослал его и предостерег, что вскоре ему самому придется предстать перед Богом. Действительно, через 40 дней этот монах умер, покаявшись.

Когда преподобный Михаил был в Константинополе у своего родственника, стратига Зефинизера, к нему привели юного Авраамия, будущего преподобного Афанасия, основателя Великой лавры на Афоне (память 5 июля). Юноша был потрясен сиянием святости старца и тотчас последовал за ним на гору Кимин. Преподобный Михаил наставил его в основах монашеской жизни. Когда святой старец готовился почить в Господе, преподобный Афанасий испугался, что его могут избрать преемником игумена, и ушел из монастыря, взяв с собой куколь преподобного, который с тех пор надевал по большим праздникам.

 

Преподобного Арсения Новгородского

Прославление святого Арсения – основателя обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде. Жил до 1570 года.

Преподобный Арсений Новгородский, в миру Амвросий, родился в г. Ржеве в семье благочестивых христиан. Отец его Григорий занимался выделкой кож и научил своему ремеслу сына. Амвросий для поддер­жания родителей прилежно занимался этим ремеслом, не забывал он и нищих, которых наделял милостыней. Воспитанный во всяком благочестии, он ежедневно посещал храмы Божии для молитвы. По смерти отца Амвросий был понуждаем матерью вступить в супру­жество с девицей Марией, но и полгода не прожил с супругой.

Как некогда Авраам оставил дом родительский, чтобы идти странником на зов Божий, так и сей блаженный юноша оставил все свое — и дом, и прис­ных — и втайне от них бежал в Великий Новгород. В Новгороде он исполнял коже­венные работы, тайно совершая спасительный подвиг поста и молитвы. Через пять лет святой Амвросий написал письмо жене и матери, в котором утешал их евангельским обещанием вечной блаженной жизни тем, кто оставит ради Господа мать, жену, детей, имуще­ство (Мф. 19, 29).

В 1562 году с помощью Феодора Димитриевича Сыркова, благочестивого строите­ля храмов и монастырей, святой Амвросий основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Ярославском дворище (торговая сторона Новгоро­да, на правом берегу реки Волхов), по соседству с храмом в честь святых Жен-ми­роносиц. В этой же обители он принял монашеский пост­риг с именем Арсений.

В образе ангельском еще более усугубил преподобный Арсений свой подвиг, ибо всего себя предал любви Божией, и жительство его, по слову апостольскому, было сокровенно со Христом в Боге (Кол. 3, 3). Жизнь он вел самую строгую, дово­ль­ствовался малым; на теле носил вериги, которые были прикрыты такой бедной и ветхой одеждой, что никакой бедняк не позарился бы на нее. Угодник Божий наряду со строгим постом и утруждением плоти занимался внутренним деланием: его ум был постоянно занят молитвой, сопровождавшейся благодат­ным даром слез. В последние годы земной жизни преподобный Арсений жил в затворе в своем мона­стыре. Из его очей постоянно текли слезы покаяния, и плакал он также о своей земной отчизне, провидя грозные беды, готовые об­ру­шиться на гордых новгород­цев за их беззакония.

В 1570 году царь Иоанн Грозный предал жестокой казни тысячи новгородцев. Узнав о преподобном Арсении, царь пришел к нему с щедрыми подарками. Но святой не принял даров, упрекнув царя за жестокость, строго говоря: «Многие неповинные души послал ты в Царство Небесное». Когда, собираясь в Псков, Иоанн Грозный вновь пришел к преподобному Арсению и просил благословения на дорогу, подвижник сказал: «Завтра, государь, готов и я в путь». Обрадовался его готовности царь, но это было только таинственное предсказание о собст­венной кончине. Наутро, приобщившись Святых Христовых Таинств, преподобный Арсений предал на молитве чистую свою душу Богу 12 июля 1570 (1571) года.

Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ним была построена часовня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова. Сохранилась запись 1634 года: «На торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим  с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен…»

Не ранее 1701 года было написано житие святого Арсения и составлена ему служба. 21 января 1787 года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святи­телей Афанасия и Кирилла Александрийских (память 18/31 января). Там же был построен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. Память преподобного Арсения праздновалась в обители в первое воскресенье после 18 января, то есть после храмового праздника монастыря. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Ма­тери в г. Ржев.

Мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна Печерского в Киеве

Почитание святых Феодора и его сына Иоанна (жили в X веке). Были убиты язычниками.

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси – из Балтийского моря в Черное – называли тогда «путь из варяг в греки».

На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший Владимир – Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки Ольги вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников-язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир «сел на столе отца своего в Киеве», а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах:

«И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г. Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.

… Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии «Турова божница», было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

«И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил:

«Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их…

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми «русскими гражданами небесного града» назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой – сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

Преподобномученика Симона Воломского, игумена

Церковь чтит память святого Симона (настоящее имя – Симеон), основателя и настоятеля храма в честь Креста Господня. Был убит разбойниками. Прославился чудесами после смерти. Чествование святого началось в 1646 году.

По теме:

Загрузка...

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.