shadow

Праздники дня сегодня — 20 июля 2018


shadow

Обзор праздников на сегодня в мире и России. Церковные праздники.

 

20 июля отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 20 июля

Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской

Празднование памяти супруги Великого князя Московского Димитрия Донского. Строительница нескольких храмов. Прожила до 1407 года.

Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но живя в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога.

В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.

Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 5 сыновей и 3 дочери).

Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви.

В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы преподобным Сергием.

Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).

Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги.

Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету.

Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением ангельским от всего земного отрешенная» (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения, в иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.

 

Преподобного Фомы Малеина

День святого Фомы (жил в X в.). Военачальник до принятия иночества. Вел пустынническую жизнь на горе Малея. Обладал даром исцеления от болезней.

Преподобный Фома Малеин (Х) до принятия иночества был военачальником. Могучий и храбрый, он участвовал во многих сражениях, приносил победы своим соотечественникам, за что пользовался славой и уважением. Но стремясь всем сердцем к Богу, Фома оставил мир с его почестями и принял иноческий постриг.

С великим смирением он посещал старцев-монахов, прося у них руководства в духовной жизни. Через несколько лет Фома получил благословение на уединенную пустынническую жизнь и, укрепленный особым откровением, полученным через святого пророка Божия Илию, удалился на гору Малея (восточная часть Афона). Пребывая в полном одиночестве, святой Фома боролся с невидимыми врагами с таким же мужеством, как раньше на войне с видимыми врагами отечества.

Жизнь и подвиги святого Фомы не могли скрыться от окружающих, к нему стали стекаться люди, искавшие духовного руководства, а также страдавшие от болезней, ибо он получил от Бога благодать исцеления недугов.

Многие верующие получали помощь по молитвам преподобного и по отшествии его к Богу (Х).

Преподобного Акакия Синайского

Считается днем памяти святого Акакия (жил в VI в.) – послушника одного сурового старца.

Cказание, которое привел в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них.

«Не хочу неправедно скрывать и лихоимствовать бесчеловечно, не хочу умолчать пред вами о том, о чем молчать не должно. Великий Иоанн Савваит сообщил мне вещи, достойные слышания; а ты сам, преподобный отче, по опыту знаешь, что сей муж бесстрастен и чист от всякой лжи, от всякого лукавого дела и слова. Он рассказал мне следующее. «В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился прежде нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю, каким образом приобрел он себе ученика, юношу именем Акакия, простого нрава, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным; ибо старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами, но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему при встрече с ним: «Что, брат Акакий, каково сегодня?» В ответ на это он тотчас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он делатель, то говаривал ему: «Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу». Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу, и погребен в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному пребывавшему там великому старцу и говорит ему: «Отче, брат Акакий умер». Но старец, услышав это, сказал ему: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». «Поди и посмотри», — отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры 14 келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство». Мне кажется, отче Иоанне, что великий старец, говоривший с умершим, был сам сей Иоанн Савваит; ибо он рассказывал мне еще одну повесть, как бы о другом подвижнике; а я после достоверно узнал, что этот подвижник был он сам».

 

Мученицы Кириакии (Неделы) Никомидийской

Церковь чествует святую Кириакию, которая пострадала в Никомидии за веру в Христа во время гонения христиан правителем Диоклитианом.

Святая Кириакия родилась в царствование императора Диоклетиана (284–305). Ее родители, Дорофей и Евсевия, были зажиточными благочестивыми христианами. Долгие годы они не имели детей и молили Бога даровать им потомство, обещая посвятить Ему народившееся дитя. По их молитве родилась девочка, и поскольку это случилось в воскресный день, ей дали имя Кириакия. Крестив дочь, Дорофей и Евсевия воспитывали ее «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4), сохраняли в непорочности, чтобы, согласно обету, отдать на служение Богу.

Однажды богатый местный язычник, услыхав похвалы красоте и благочестию юной девы, решил женить на ней сына. Но когда они пришли свататься, Кириакия сказала, что она невеста Христова и желает умереть целомудренной. Знатный человек разгневался и отправился к Диоклетиану сообщить, что Кириакия и ее родители противятся власти императора.

Правитель призвал их к себе и спросил, почему они не признают богов империи. Дорофей бесстрашно отвечал, что научился у своих родителей почитать единственного Бога – Творца неба и земли, воплотившегося во имя нашего спасения. За это его подвергли бичеванию, но и тогда он не перестал отвергать идолов. Император, видя, что от него ничего нельзя добиться, отослал его с Евсевией к Иусту, правителю Митилены в Малой Армении. Тот подверг христиан пыткам, после чего повелел обезглавить. Так они удостоились мученического венца.

Кириакию Диоклетиан отослал в Никомидию к своему зятю, кесарю Максимиану. Увидев девушку, император изумился ее ослепительной красоте и пообещал выдать ее замуж за одного из своих родственников, если она согласится почитать идолов. Но хрупкая дева была тверда и неколебима, заявив, что ничто не заменит ей любовь ко Христу. Тогда тиран повелел привязать ее к четырем кольям, вбитым в землю, и хлестать до смерти воловьими жилами. Трижды обессилевшие палачи сменяли друг друга, а святая оставалась бесчувственной к ударам и только ярче сияла благодатью Божией. Максимиан решил, что воины из жалости щадят деву, и обрушил свой гнев против них. Тогда мученица обратилась к нему со словами: «Не обольщайся, Максимиан! Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей воле, ибо мне помогает Бог». Боясь новых насмешек, император отослал Кириакию к Илариону, правителю Вифинии, известному жестокостью по отношению к христианам.

Прочитав послание Максимиана, Иларион стал угрожать святой неслыханными пытками. Кириакия отвечала, что легче согнуть железо, нежели сломить ее саму. Когда мученицу подвесили за волосы и стали жечь ее тело пылающими факелами – но она вновь осталась нечувствительной к боли, словно уже облаченная в неприступный покров, уготованный избранным.

В ночь после пыток в тюрьме Кириакии явился Христос, исцелил раны и обещал освободить от всех испытаний Своей благодатью. Наутро тиран был страшно удивлен, увидев деву невредимой. Он приписал это чудо божествам и велел отвести христианку в языческое капище. Войдя туда, святая пала на колени и вознесла молитву к Спасителю. Тотчас стены содрогнулись, а идолы попадали на землю и рассыпались в прах, в храм ворвался вихрь и развеял прах по воздуху. Испуганные язычники обратились в бегство. Только Иларион продолжал посылать проклятья. Тогда небо разверзлось, блеснула огненная молния, опалила лицо правителя, после чего он упал и испустил дух.

Новый судья Аполлоний, узнав о событиях, столь взволновавших провинцию, велел привести к нему святую и приговорил ее к сожжению заживо. По его повелению раскалили большую сковороду и на нее бросили святую. Несколько часов мученица молилась, воздев руки к небу, и осталась невредимой, без единого ожога. После этого при чистом летнем небосклоне на небе появилась темная туча, и сильный ливень загасил жар огня. Аполлоний приказал бросить Кириакию на растерзание двум львам, но те, подойдя к святой, стали тихими, словно агнцы, и улеглись у ее ног. Многие язычники, ставшие свидетелями этих чудес, уверовали во Христа и были тут же казнены.

На следующий день деву вновь привели на допрос к правителю, и опять его усилия остались тщетными. Поняв, что славную воительницу Христову не соблазнить лестью, не сломить пытками, Аполлоний приговорил ее к усечению мечом. Когда мученицу вывели за пределы города, она попросила палачей дать ей время на молитву. Упав на колени, она долго молилась Христу, Который дал ей силы свидетельствовать о Его имени перед властителями (ср.: Мф. 10: 18) и сохранил ее девство до дня небесного бракосочетания.

Когда светоносные ангелы пришли забрать душу Кириакии, чтобы она предстала перед Небесным Женихом, тело ее тихо приклонилось к земле. Палачи, вознамерившись отсечь мученице голову, пришли в крайнее удивление, увидев, что она мертва. В это время с неба послышался голос: «Братия, идите и расскажите все о великих делах Божиих». Когда воины ушли сообщить правителю обо всем, что видели, христиане, спрятавшиеся из страха перед язычниками, забрали тело святой и погребли в достойном месте, прославляя Господа.

 

Ильин день в Болгарии

Ильин день в Болгарии

Чеверме — зажаривание барана на вертеле (Фото: Andrea Obzerova, Shutterstock)

Праздник Ильин день (Илинден) — традиционный народный праздник у восточных и южных славян, посвященный ветхозаветному пророку Илье (Илии), который отмечается по церковному календарю 20 июля (по юлианскому календарю).

Пророк Илия, чтобы отвратить свой народ от языческого поклонения Ваалу, совершил ряд чудес, самое яркое из которых — привлечение благодатного дождя после нескольких лет засухи.

По болгарскому православному календарю Ильин день приходится на самый разгар лета. Считается, что к этому дню хлеб должен быть уже собран с полей. Однако, еще предстоит сбор технических культур и кормов для скота — кукурузы, ячменя, подсолнуха. В виноградных массивах к концу подходит связывание лоз — последняя операция перед сбором винограда. Таким образом, Ильин день намечает собой короткую передышку в летней страде.

Святой пророк Илия (болгарская икона)
Святой пророк Илия (болгарская икона)

В Болгарии пророк Илья почитается как повелитель небесных стихий. В старину считалось, что гром гремит, потому что пророк Илья на своей колеснице погоняет лошадей. Если лето выдалось засушливое, то в Ильин-день обязательно отслуживается водосвет, чтобы выпал дождь.

В этот день в деревнях готовят «Курбан» — забивают барана или вола и зажаривают его на вертеле. Это называется «чеверме». Из потрохов обычно готовят суп (курбан чорба). Приготовление этих яств иногда проходит во дворе церкви, в то время как внутри идет праздничное богослужение. В некоторых случаях приготовление яств идет и на специальной поляне близ деревни. Суп и мясо тогда освящаются священником. Часть блюд идет на угощение бедных и нуждающихся. Но обычно этот праздник собирает всех жителей деревни.

Во многих болгарских деревнях к Ильину дню намечены народные сельские праздники-гуляния (по-болгарски «сборы»). Тогда обычно собираются родственники и устраиваются встречи представителей родов. Кроме крупного домашнего скота иногда забивают и самого старого петуха в курятнике.

Загрузка...

 

Международный день шахмат

Международный день шахмат

Название игры пришло из персидского языка: шах мат — властитель умер (Фото: R-photos, Shutterstock)

Уже много лет, начиная с 1966 года, во всем мире 20 июля отмечают Международный день шахмат (International Chess Day). Этот праздник проводится по решению ФИДЕ — Всемирной шахматной федерации (World Chess Federation, FIDE), основанной в этот день в 1924 году.

ФИДЕ — международная неправительственная спортивная организация, которая объединяет национальные шахматные ассоциации разных стран — на сегодняшний день её членами являются 188 национальных федераций. Деятельность ФИДЕ направлена на распространение и развитие шахмат по всему миру, а также на пропаганду и подъём уровня шахматной культуры и знаний.

В полномочиях ФИДЕ устанавливать правила игры в шахматы, условия проведения мирового чемпионата и всех других международных соревнований по шахматам, а также присваивать международные шахматные звания. В настоящее время под эгидой ФИДЕ проводится более 40 официальных чемпионатов для молодежи, мужчин, женщин и пожилых людей.

Кстати, название игры происходит из персидского языка: шах мат — властитель умер. Родиной шахмат является Индия. Там в 5 веке появилась предшественница шахмат — игра чатуранга. На Руси шахматы появились примерно в 9-10 веках.

Шахматы — это настольная игра на 64-клеточной доске, на которой располагаются 32 фигуры (по 16 фигур белого и черного цвета). Играют 2 партнера. Цель игры заключается в том, чтобы поставить мат королю противника. Считается, что игра в шахматы способствует развитию памяти, умственных способностей, творческого и логического мышления. По данным ФИДЕ, сегодня шахматы как вид спорта признаны в 107 странах мира.

В России почти в каждом городе есть шахматный клуб (иногда их несколько), в котором собираются почитатели этого вида спорта. В Международный день шахмат в этих клубах проводятся турниры, развлекательные мероприятия, любительские лекции по обмену опытом игры.

 

Международный День Торта

Международный День Торта

Сегодня отмечается сладкий праздник – Международный День Торта (Фото: nito, Shutterstock)

20 июля отмечается интересный и пока еще молодой праздник – Международный День Торта (International Cake Day), посвящённый дружбе и миру между людьми, странами, народами. Он проходит под девизом «I CAKE YOU», что значит – «Я приду к тебе с тортом», что, в общем, логично – как, если не тортом с чаем, отпраздновать мир и дружбу?

У истоков этого сладкого праздника лета стоял «Миланский Клуб» Королевства Любви – сообщество друзей, членами которого являются музыканты, кулинары и другие увлеченные творческие натуры. И именно этот творческий союз в 2009 году начал традицию создания совместных музыкальных тортиков, которая затем была поддержана и другими странами.

Впервые в международном масштабе День Торта отмечался 20 июля 2011 года, став одной из инициатив Королевства Любви (международного некоммерческого проекта, реализующего глобальные культурные, гуманитарные и миротворческие инициативы), а проводится он с целью распространения идей мира и дружбы на планете через культуру. Поэтому и девизом Дня стала фраза «I CAKE YOU».

Каждый год праздник посвящен определенной теме (Фото: artfood, Shutterstock)
Каждый год праздник посвящен определенной теме (Фото: artfood, Shutterstock)

Страны же, принявшие активное участие в этом первом праздновании Дня Торта в 2011 году, и стали основоположниками международного праздника – это Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Армения, Израиль, США. В этот день был испечен первый в мире коллективный «многонациональный» миротворческий торт – в его приготовлении приняли участие многие люди из этих стран, которые присылали фотографии испеченных ими тортов на сайт праздника. Затем параметры всех тортов были суммированы, и границы первого в мире коллективного миротворческого торта охватили Европу, Азию, Америку и Ближний Восток. И с тех пор День Торта стал ежегодной сладкой традицией, а количество участников из разных стран всё увеличивается.

Сегодня организаторами праздника являются Международный Оргкомитет Королевства Любви при содействии национальных Оргкомитетов, а проведение мероприятий в рамках данного праздника осуществляется в сотрудничестве с международными и национальными профессиональными организациями кондитеров, общественными организациями и просто заинтересованными людьми.

Поскольку День Торта отмечают не только во славу любимой сладости, но и в знак крепости дружеских уз народов мира, то его проведение стало важным событием в культурной и общественной жизни разных стран. К участию в праздничных мероприятиях, которые нередко проводятся при поддержке местных властей, приглашаются все желающие. И уже за пару лет к этой доброй традиции приобщилось немало любителей сладенького, и отмечается День торта на всех уровнях и самыми разными людьми.

 

Источник


Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти без регистрации: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *