shadow

Польша не дала Литве шанс стать королевой газовой колонки

Варшава показала Вильнюсу, кто на Балтике хозяин


shadow

Сюрприз. Литва планировала поставлять на Украину голубое топливо со своего терминала сжиженного газа, введенного в строй в 2014 году в Клайпеде, и даже думала одно время отправлять его и Польше, но тут выяснилось: Варшава сама хочет вести свой газовый бизнес, пообещала Вильнюсу поставлять в Литву свой газ с терминала в Свиноуйсьце, открытого 12 октября 2015 года.

Вот те на. А зачем тогда клайпедский терминал СПГ, откуда голубое топливо и так уже отказались брать Латвия и Эстония из-за того, что оно дороже газпромовского.

Да, наверное, это очень неприятный сюрприз для Литвы, безуспешно пытающейся стать газовым хабом региона и хитро подсуетившейся — быстренько построившей вопреки договоренностям с Ригой и Таллином свой терминал, куда теперь приходят газовозы из Норвегии и США. Вероятно, это тоже одна из причин отказа Латвии и Эстонии получать газ из Литвы, которая по сути их обманула — региональный терминал предполагалось построить в Эстонии на деньги Евросоюза. Литва тоже хотела получить этот куш, но Евросоюз отказал, так и не признав терминал в Клайпеде региональным. И все расходы на его содержание легли на Вильнюс.

Правда, Вильнюс надеется на газопровод GIPL, который должен быть построен в 2021 году, он соединит Литву с Польшей. Это реверсный газопровод, чья суммарная транзитная мощность составит 3,4 млрд. кубометров газа в год. Предполагается обмениваться газом, но Литва планировала качать через него голубое топливо в соседнюю страну, а затем — на Украину, и хоть как-то оправдать мечты о региональном будущем клайпедского терминала, сосущего ресурсы Литвы из-за высокой аренды судна-хранилища и процесса регазификации, что резко удорожает газ с литовского «хаба». Но эксперты сомневаются, что Польша позволит Литве такой бизнес вопреки интересам своего терминала в Свиноуйсьце.

И вот вице-министр энергетики Польши Михаил Куртыка говорит: «Если иметь в виду тот факт, что Польша будет той страной, у которой будет выход к альтернативному источнику поставок газа — через газопровод с Норвегией или расширенный терминал СПГ в Свиноуйсьце, — мы получим энергобезопасность и возможность заботиться о поставках газа как для Литвы, так и для других стран Балтии».

Но именно такую цель преследовал Вильнюс, когда вопреки экономической логике, исходя исключительно из политической — быть подальше от «Газпрома», обрести газовую независимость от России, начал строить свой терминал. Даже судно-хранилище сжиженного газа, стоящее на рейде в Клайпедском порту, называется «Independence» («Независимость»). Правда, такая «Independence» дорого стоит.

Норвежцы, поставляющие сжиженный газ на литовский терминал, построили его для Литвы в Южной Корее за 250 миллионов долларов, а сдали в аренду за 720 миллионов, разбросанных на 10 лет до 2024 года. Но газовые амбиции у Вильнюса, несмотря ни на что, велики: на днях министр энергетики Литвы Жигмантас Вайчюнас, выступая в США на форуме трансатлантической энергетической безопасности, позвал американских поставщиков сжиженного природного газа поставлять газ в страны Балтии и Польшу. Ясно, что поскольку в Латвии и Эстонии нет своих терминалов, то речь идет о Клайпеде и Свиноуйсьце. Министр уверен: СПГ из США гарантирует и энергетическую безопасность от России, и конкурентные цены, и возможность широко использовать терминалы в Литве и Польше.

И даже чуть было не сбылась мечта Вильнюса о поставках своего СПГ в Польшу. В октябре прошлого года пресс-служба компании по поставке и торговле природным газом «Литгаз» сообщила об отправке СПГ газовозами для польской компании DUON, оказывающей услуги снабжения природным газом для бытового использования, промышленного использования, муниципального газоснабжения.

«Сделка с DUON для нас важна, поскольку мы начинаем новую коммерческую деятельность — наземную поставку СПГ, которая поможет разнообразить деятельность. Рад, что о первой поставке удалось так быстро договориться с такой солидной и опытной компанией, как DUON», — сказал временно исполнявший обязанности генерального директора компании «Литгаз» Витаутас Чеканавичюс. Министр энергетики Литвы с удовлетворением констатировал тогда: «Для клайпедского терминала открываются еще более широкие возможности укрепиться в регионе».

Но похоже, и тут Литву ждет «облом». Варшава не распахнула экономические объятия Вильнюсу несмотря даже на доброжелательный призыв литовского министра к американцам, ответила не благодарностью, а поступком, свидетельствующим о следовании собственному представлению об экономической целесообразности. Как говорится, ничего личного.

Вслед за латышами и эстонцами, отказавшимися признать терминал в Клайпеде региональным и получать оттуда газ, Варшава продемонстрировала свои, более реальные, нежели у Литвы, региональные экономические амбиции. У Польши план не только использовать свой терминал СПГ для обеспечения газом региона, включая Литву, но и построить газопровод Baltic Pipe («Балтийский трубопровод») в Норвегию через Данию. Правда, эксперты считают, что экономическая эффективность этих проектов сомнительна в условиях рождения Nord Stream 2, в связи с чем Польша и Литва активно выступают против российско-германского газопровода. Тем не менее, у Варшавы есть такие планы, и вряд ли тогда даже компания DUON будет покупать СПГ в Литве. Зачем возить топливо газовозами, если можно получать по трубе? Явно дешевле. И вот Михаил Куртыка говорит: «Можно сказать, что и Baltic Pipe, как еще один источник природного газа был бы действительно выгоден для литовских потребителей».

Гм. Может быть, и был бы выгоден, если бы Вильнюс не построил терминал в Клайпеде. Куда же Литве деть «свой» сжиженный природный газ, получаемый газовозами из Норвегии и США? Разве что стойко терпеть убытки ради «Independence»…

Источник

Фото ТАСС


Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *