shadow

Праздники дня сегодня — 2 марта 2018


shadow

Обзор праздников на сегодня в мире и России. Церковные праздники.

 

День Федора Тирона и Мариамны Кикиморы

Какова погода в этот день, такова она будет и летом (Фото: Valery Bareta, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 17 февраля

В этот день поминали двух святых — праведную старицу Мариамну и великомученика Феодора Тирона.

Благодаря своему прозвищу святой Феодор на Руси в сознании народа превратился в «тирана», который, по легенде, вовремя одумался и стал защищать людей. Ему молились о том, чтобы нашлись украденные вещи и потерявшиеся люди.

Впрочем, краденое разыскивали и при помощи особых обрядов. Например, когда хотели узнать имя вора, брали решето и втыкали в него ножницы, а в их кольца вдевали указательные пальцы рук. Эту конструкцию держали на весу, произнося имена подозреваемых. Если решето вдруг поворачивалось – это указывало на вора.

Каким образом праведница Мариамна превратилась в представлении наших предков в кикимору, и вовсе непонятно. Изображали ее в виде старухи маленького роста, считали женой домового или лешего. С другой стороны, именно к святой Мариамне люди обращались с просьбой защитить от проделок кикиморы. Она, по мнению крестьян, больше всего вредила пряхам и ткачихам — путала пряжу и разматывала клубки. В день Мариамны женщины произносили на вечерней заре заговоры против кикиморы. Для максимального эффекта обряд следовало повторить спустя две недели, 17 марта.

По мнению крестьян, больше всего кикимора вредила пряхам и ткачихам — путала пряжу и разматывала клубки (Фото: Shebeko, Shutterstock)
По мнению крестьян, больше всего кикимора вредила пряхам и ткачихам — путала пряжу и разматывала клубки (Фото: Shebeko, Shutterstock)

Мариамнин день, заканчивающий период зимних свадебных недель, считался подходящим для гадания. Девицы выходили на улицу и смотрели: если идет женщина, значит, та, которая гадает, замуж в этом году выйдет. А вот в небо смотреть было крайне нежелательно: если в этот вечер увидеть падающую звезду — это будет означать тяжелую болезнь или даже смерть.

На Федора и Мариамну подмечали: какова погода в этот день, такова она будет и летом. Яркий месяц вечером обещал хороший урожай вообще, а дождь — обилие хлеба и льна.

Именины в этот день

Анна, Марианна, Мария, Михаил, Николай, Павел, Порфирий, Роман, Федор

 

Международный день спички

Спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни (Фото: Africa Studio, Shutterstock)

Ежегодно 2 марта в мире отмечается один из необычных праздников – Международный день спички. Почему эта дата была выбрана для его учреждения – сведения разнятся. Однако, в чем сходятся мнения – что спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в нашем повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня.

Спичка – палочка из горючего материала (чаще всего дерева), имеющая на конце зажигательную головку, служащая для получения открытого огня. И, чиркая спичкой о коробок, мы даже не задумываемся об истории этого весьма практичного и удивительного изобретения.

А ведь разводить огонь в древности было весьма сложным делом – его добывали трением или высеканием. И даже после изобретения огнива, которое получило повсеместное распространение в средние века, его разжигание требовало немало усилий и определенной сноровки, поскольку высекание искры было в данном «аппарате» самым неприятным моментом. И лишь потом кто-то придумал помещать кончик сухой лучинки в предварительно расплавленную серу. Потом эту ртутную головку прижимали к труту, она моментально вспыхивала. От нее занималась огнем и вся лучинка. Так появились первые спички, которые и стали объектом внимания химиков – многие из них занимались их совершенствованием, стараясь сделать их более удобными и безопасными.

Большой прогресс в совершенствовании спичек был сделан с открытием фосфора. Немецкий учёный А.Ганквитц догадался изготовить спички с серным покрытием, которые зажигались при трении о кусочек фосфора. А сделать их удобными для широкого употребления стало возможным, после изобретения в конце 18 века французским химиком К.Бертолле соли хлорат калия (более известной как бертолетова). Именно он доказал, что пламя может стать результатом иной химической реакции – капнув серной кислотой на бертолетову соль, появится пламя.

Спички имеют весьма богатую историю... (Фото: Frankris, Shutterstock)
Спички имеют весьма богатую историю… (Фото: Frankris, Shutterstock)

Это открытие позволило подойти к вопросу добывания огня совсем с другой стороны. И с этого времени во многих странах учёными начались изыскания по созданию удобных и безопасных спичек, а международного патентного права тогда ещё не существовало. Поэтому сегодня и нет единого мнения, кто же стал первым изобретателем спичек, таких, как мы знаем их сегодня. В связи с этим, имеет смысл говорить только о широком промышленном их производстве.

Наиболее часто историю современных спичек исследователи датируют 1805 годом, когда французский химик Шапсель продемонстрировал первые самозажигающиеся спички. Это были деревянные палочки с головкой из смеси серы, бертолетовой соли с добавлением киновари (она служила для окрашивания зажигательной массы в красный оттенок). В солнечную погоду зажечь спичку можно было при использовании линзы, а в другие дни – при сочетании с капелькой серной кислоты. Первая мануфактура по производству таких спичек была зарегистрирована в Вене в 1813 году. Эти первые спички были невероятно дороги и, безусловно, весьма опасны, ведь серная кислота при воспламенении головки могла разбрызгаться и вызывать серьезные химические ожоги. Поэтому работы по совершенствованию спичек продолжались.

При поиске другого легковоспламеняющегося вещества заметили белый фосфор, добытый ещё в 1669 году алхимиком Брандом. По одной из версий, новый образец спичек, состоявших из смеси бертолетовой соли, белого фосфора и клея, придумал английский фармацевт Джон Уокер в 1827 году, по другой — французский химик Шарль Сориа в 1830-м. Однако, эти фосфорные спички были весьма огнеопасны, поскольку загорались даже от взаимного трения в коробке и при трении о любую твёрдую поверхность (например, о подошву). К тому же белый фосфор очень ядовит, что было весьма вредно для здоровья (впоследствии производство спичек с использованием белого фосфора было запрещено почти во всех странах).

Эту проблему удалось решить лишь через два десятилетия, после того, как в 1847 году был открыт не ядовитый красный фосфор. Немецкий химик Бетхер сделал свой образец спички – он смешал бертолетову соль, серу с клеем, и макнул в него лучинки, предварительно покрытые парафином. А чтобы поджечь эту лучинку, он создал специальную поверхность – смазал бумажку составом, содержащим определенное количество красного фосфора. Новые спички стабильно зажигались и давали желтое, ровное пламя. Они не дымили, не имели неприятного запаха. Первые такие «безопасные спички» начали производить в 1851 году в Швеции, братья Лундстремы, поэтому долгое время такие спички именовали «шведскими». В 1855 году они были представлены на Международной выставке в Париже и получили золотую медаль. С этого момента спичка начала триумфальное шествие по всему миру и после некоторых усовершенствований дошла до наших дней. Современная спичка не содержит соединений серы и хлора, вместо них используются парафины и бесхлорные окислители.

Современные российские спички
Современные российские спички

В России выпуск фосфорных спичек начался примерно в 1830-х годах, но документальных подтверждений этому не сохранилось. Достоверно известно, что к 1848 году в нашей стране уже работало более 30 спичечных мануфактур. Но вышедший в том же году закон, разрешающий производство спичек только в Санкт-Петербурге и Москве и ограничивающий розничную продажу спичек, свел все производство на нет. И лишь через 20 лет было вновь разрешено «повсеместно, как в Империи, так и в Царстве Польском производить выделку фосфорных спичек». Тогда же началась и постепенная механизация спичечного производства. Так, к 1913 году в России действовало 251 зарегистрированное производство безопасных спичек. Причём большинство спичечных фабрик было оснащено механическими станками, работавшими в основном от паровых машин.

Но в связи с последующими революционными событиями, последствиями войн и разрухи, производство спичек в России неуклонно снижалось. Лишь к началу 1940-х годов, после проведенной реконструкции фабрик, началось возрождение спичечного производства, и страна даже стала экспортировать спички в коммерческих масштабах. Но разрушения во время Великой Отечественной войны свели эти усилия на нет, лишь к середине 1960-х спичечный кризис в стране был в основном ликвидирован. Однако уже в 1990-е годы в условиях рыночной экономики производство спичек в России вновь пришло в упадок, чему способствовало и массовое производство одноразовых дешёвых зажигалок. Сегодня лишь немногим спичечным производствам удалось выжить и развиваться в современных условиях.

Кстати, в нашей стране слово «спичка» произошло от старорусского слова «спица» (заострённая деревянная палочка). Первоначально для обозначения спичек в современном понимании использовалось словосочетание «зажигательные (или самогарные) спички», но со временем первое слово стало опускаться, а потом и вовсе исчезло из обихода.

И сегодня спички, благодаря различным материалам и технологиям, бывают весьма разнообразными. Например, по материалу спичечной палочки их подразделяют на деревянные (изготовленные из мягких пород дерева), картонные и восковые; по методу зажигания – на тёрочные (зажигающиеся при трении о специальную поверхность) и бестёрочные (зажигающиеся при трении о любую поверхность). В России наиболее распространены осиновые тёрочные спички. Спичечный коробок советского/российского образца (по ГОСТу) имеет длину 5 см, что нередко использовали (и используют) наши соотечественники, чтобы измерять размеры других предметов.

Также помимо обычных (бытовых) спичек изготавливаются специальные. Например, охотничьи (или штормовые) – они горят на ветру и даже под дождём; термические (дающие при горении более высокую температуру, а значит и больше тепла); сигнальные (с цветным пламенем); сигаретные (для раскуривания сигар); каминные (очень длинные спички, чтобы зажигать камины) и другие. И есть даже декоративные (в основном для коллекционеров), выпускаемые ограниченным тиражом с различными рисунками на коробках (подобно почтовым маркам).

Но надо также отметить, что спички за всю свою богатую историю, помимо своего основного предназначения, используются весьма разнообразно. Вот лишь несколько примеров – вместо счётных палочек для обучения детей, как условная денежная единица при различных карточных и других играх, для изготовления спичечных домиков и других сооружений, для жеребьёвки, для различных логических игр, в качестве зубочисток и основы для ватной палочки, как реквизит для фокусов… Неудивительно, что в ряде европейских стран (в Швеции, Швейцарии и Германии) существуют Музеи спичек. Кстати, небольшой музей спичек есть и в России – в Рыбинске.

 

День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России

Успенский собор, Московский Кремль (Фото: Nickolay Vinokurov, Shutterstock)

Чудотворец и священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России, происходил из донских казаков. По свидетельству самого патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В 1589 году он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Во время служения будущего патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах.

Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, искоренить православие.

В 1606 году митрополит Ермоген был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил святейшему патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца, а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление патриарха Ермогена в лике святителей совершилось (12) 25 мая 1913 года.

 

Праздник фонарей Юаньсяо в Китае

Еще в 10 веке в Китае распространился обычай зажигать в эту ночь красочные фонари (Фото: Toa55, Shutterstock)

Праздник фонарей отмечается в 15-й день первого месяца по лунному календарю. Еще в 10 веке в Китае распространился обычай зажигать в эту ночь красочные фонари.

Обычно в центре города развешивали множество фонарей самых разнообразных форм и размеров, похожих на различных животных, на цветы и фрукты.

В деревнях устраивались фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», катание на качелях и другие мероприятия. Праздник фонарей завершал встречу Нового года.

С 11 века праздник стал в Китае повсеместным. В этот день едят «юаньсяо», которые готовят из клейкого риса со сладкой начинкой и цукатами. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. На этом празднике принято разгадывать загадки, написанные на фонариках.

Также есть поверие, что по древнему обычаю души умерших предков в Новый год спускаются на землю, чтобы отметить праздник со своими близкими и родными людьми. А в праздник фонарей они возвращаются обратно, и миллионы фонариков освещают им путь домой…

 

Источник


Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *