shadow

Новости Украины сегодня — 2 октября 2017


shadow

Обзор: последние новости Украины и Юго-Восточной Украины сегодня 2 октября 2017.

 

Венгерские депутаты отказались обсуждать с Украиной закон об образовании

© РИА Новости / Юрий Кавер

Депутаты парламента Венгрии отказались встречаться с украинскими парламентариями, чтобы обсудить принятый на Украине закон об образовании, который вызвал критику с венгерской стороны, сообщила первый заместитель главы Верховной рады, представитель Киева в гуманитарной подгруппе по Донбассу Ирина Геращенко.

В минувший понедельник президент Украины подписал закон об образовании, существенно сокращающий возможность обучения на языках нацменьшинств. В правительствах ряда стран, в том числе Венгрии и Румынии, заявили, что документ нарушает права нацменьшинств на Украине. МИД Венгрии пообещал, что в ответ на этот закон заблокирует вступление Киева в ЕС, а сам документ назвал «позорным». В Москве также считают, что закон об образовании нарушает украинскую конституцию и международные обязательства Киева.

«На минувшей неделе депутаты Верховной рады, достаточно большая наша делегация, была в Будапеште на форуме, организованном Советом Европы относительно Стамбульской конвенции. <…> Предлагали встретиться с депутатами парламента Венгрии, чтобы обсудить и вопрос закона. К сожалению, наши коллеги отказались от такой встречи», — сказала Геращенко в ходе заседания Согласительного совета лидеров парламентских фракций.

Она призвала использовать все международные площадки для разъяснения норм закона об образовании.

В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2018 года на Украине дети представителей нацменьшинств в детских садах и начальной школе будут изучать предметы на родном языке, параллельно изучая государственный язык. С пятого класса дети начнут учиться на украинском, а язык нацменьшинств будут изучать как отдельную дисциплину. При этом допускается преподавание одной или нескольких дисциплин на языках стран ЕС. С 1 сентября 2020 года образование станет полностью украиноязычным. Такой сценарий предусмотрен для всех нацменьшинств, в том числе для школ с исключительно русским языком преподавания.

Киев заверяет, что новый закон направлен на укрепление позиций украинского языка, а принятая норма не противоречит Европейской хартии региональных языков. Власти Украины также намерены направить на экспертизу в Совет Европы спорную статью, которая касается языка обучения нацменьшинств.

Встреч в «нормандском формате» пока не планируется, заявил Ушаков

Здание МИД РФ в Москве. Архивное фото

© РИА Новости / Владимир Вяткин

Контактов высокого уровня в «нормандском формате» по урегулированию ситуации на юго-востоке Украине в ближайшее время не запланировано, сообщил журналистам помощник президента РФ Юрий Ушаков.

Формат «нормандской четверки» сформировался летом 2014 года: 6 июня в Нормандии на торжествах по случаю 70-летия высадки войск союзников прошел ряд встреч с участием президентов России, Франции, Германии и Украины.

«Нет», — сказал Ушаков в ответ на соответствующий вопрос.

СМИ: под Винницей уничтожено больше снарядов, чем ВСУ истратили в Донбассе

Пожар на военной базе в городе Калиновка в Винницкой области. 27 сентября 2017

В результате взрывов на военных складах под Винницей было уничтожено больше боеприпасов, чем украинская армия истратила за три года конфликта в Донбассе. Об этом сообщает ТСН.

По информации телеканала, на складах в Калиновке хранилось около 200 тысяч тонн снарядов, мин и ракет. При этом значительная часть боеприпасов находилась в плохом состоянии, а охраняли их только 63 человека, из которых часть — пенсионеры.В результате взрывов и пожаров, по данным минобороны Украины, было уничтожено 32 тысячи тонн снарядов стоимость 800 миллионов долларов. При этом за три года операции в Донбассе, как сообщает ТСН, украинская армия использовала 24 тысячи тонн боеприпасов.

Вечером 26 сентября на складах под Винницей сдетонировали боеприпасы. Из населенного пункта Калиновка, рядом с которым расположены склады, и окрестных сел эвакуировали более 30 тысяч человек. Власти Украины закрыли воздушное пространство в радиусе 50 километров от зоны возгорания.

Расследованием случившегося занимается СБУ. По данным украинской Генпрокуратуры, рассматриваются четыре версии, однако сейчас известна только одна из них — «диверсия».Генпрокурор Украины Юрий Луценко ранее заявил, что причиной взрывов на складах под Винницей стала «диверсия» со стороны России. В то же время главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос опроверг сообщения о том, что взрывы устроил диверсант.

 

Военный прокурор предложил разрешить всем украинцам носить оружие

Военный прокурор Украины Анатолий Матиос. Архивное фото

Главный военный прокурор Украины генерал-лейтенант юстиции Анатолий Матиос считает, что каждый украинец должен иметь оружие для защиты своей жизни.

«Время сейчас очень динамичное. Я исповедую принцип, что каждый украинец должен иметь оружие и иметь возможность в случае смутных времен сохранить или защитить свою жизнь», — цитирует Матиоса сайт телеканала «112 Украина».

Он также сообщил, что носит с собой табельное оружие, поскольку это ему позволяет статус военнослужащего. «Это мое табельное оружие. Я имею право на его ношение, хранение и применение», — сказал главный военный прокурор. При этом он подчеркнул, что применял оружие только в тире или на полигоне.

Ранее глава парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Сергей Пашинский сообщил, что депутаты осенью внесут на рассмотрение Верховной рады Украины законопроект о предоставлении отдельным категориям граждан права на владение короткоствольным боевым огнестрельным оружием.

На сегодняшний день на Украине допустимо иметь длинноствольное охотничье оружие при наличии разрешения на владение им, которое выдается в системе МВД после прохождения соответствующих курсов.

Вместе с тем отдельным категориям граждан также разрешено владеть короткоствольным оружием травматического характера. В частности, право на такое оружие имеют судьи, помощники депутатов Рады, журналисты и добровольные народные дружинники для защиты общественного порядка.

 

Замерзнуть или обнищать: штаты требуют поднять тарифы

Украинские власти столкнулись с дилеммой: повышать стоимость газа для населения, угодив МВФ и США, но озлобив людей, или оставить все как есть. В таком случае есть риск остаться без иностранных кредитов МВФ и американской помощи.

Сергей Чигирь, РИА Новости Украина

Украинская власть так и не определилась, повышать газ для населения с 1 октября или нет. Вице-премьер-министр Павел Розенко на сайте Кабмина заверил, что цена на «голубое топливо» останется прежней.

«На сегодня есть четкое решение о том, что цена на газ в этом отопительном сезоне повышаться не будет и в государственном бюджете Украины на 2018 год заложена цена на уровне 2017 года», — заявил чиновник, подчеркнув, что сейчас нет оснований для повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Однако Министерство энергетики до сих пор не обнародовало цену на газ для потребителей на период с 1 октября 2017 года до 1 апреля 2018 года. Чиновники должны были рассчитывать чину еще до 1 июля по определенной формуле «Дессельдорф+». С учетом роста курса доллара и стоимости импортного газа цена газа должны была вырасти на 19%.

«У нас парадоксальная ситуация, у нас никто не знает, какие будут тарифы на газ для населения в текущем отопительном сезоне, и никто не знает, соответственно, какие будут тарифы на тепло, потому что, естественно, они привязаны к стоимости газа. НАК «Нафтогаз Украины говорит о том и рассылает договора в теплокоммунэнерго с ценой на газ выше на 20%, чем ныне действующая. Кабмин заявляет о том, что цена на газ пересматриваться не будет, но пока не принято никаких решений.

Я имею в виду, формализованных решений, которые бы говорили о том, что правительство свои слова подтвердило действиями. Поэтому сейчас мяч на стороне Кабмина, и они должны принять соответствующие изменения в постановление №187, которым как раз и регламентируется уровень тарифов на газ для населения. Поэтому если таких изменений внесено не будет, цена на газ вырастет больше чем восемь тысяч гривен за 1000 кубометров, то есть поднимается на одну тысячу гривен для населения», — считает Валентин Землянский.

В этой ситуации Кабмин подвергается жесточайшему прессингу со стороны Запада. МВФ уже неоднократно требует выровнять цену на газ для населения с ценам для промышленности, угрожая остановить выдачу кредитов. 15 сентября заместитель главы МВФ Дэвид Липтон назвал цены на газ в Украине очень низкими по сравнению с соседними странами.

Как заявила посол США в Украине Мари Йованович в интервью изданию «Новое время», сотрудничество Украины с МВФ предполагает повышение цены газа. Об этом заявила

«Согласно нашему внутреннему анализу, выполнение программы МВФ критически важно для Украины. Эти реформы нужны не МВФ, в конце концов, а Украине — пенсионная, антикоррупционная, повышение цен на газ», — заявила посол США. Она также добавила, что выполнение программы сотрудничества с МВФ улучшит международный имидж Украины и напомнила, что без поддержки МВФ Украина не сможет рассчитаться с долгами.

В такой непростой ситуации Кабмин пошел на хитрый ход. 16 сентября стало известно, что Кабинет министров проводит верификацию формулы формирования цены газа для населения. С помощью новой формулы правительство хочет увеличить расходы населения на покупку газа, при этом, сами тарифы на газ, скорее всего, останутся прежними.

«Долги за газ населения составляют 30 млрд. грн. И это Гройсман понимает, но он не может сказать, что в МВФ не правы, поэтому идут разговоры — то собираемся поднимать, то нет. В принципе, у власти есть возможности для того, чтобы не поднимать цены. Потребности в кредите будут в следующем году, а в этом году мы можем прожить без траншей МВФ. Поэтому на требование поднять цены на газ можно махнуть рукой. Правительство поменяло формулу начисления, согласно которой жильцы будут платить по данным внутридомового счетчика. С помощью смены методики власть пытается повысить тарифы косвенным методом, не делая это напрямую. Думаю, в МВФ сидят не шибко умные люди, которые не понимают, что у нас зарплата в 5 раз меньше, чем в Польше, при этом цены на газ ниже, чем в Польше всего на 28%. Чем быстрее мы здыхаемся таких советчиков как МВФ, тем лучше», — заявил в эфире телеканала NewsOne президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

«Природные монополисты пользуются любым моментом, чтобы требовать повышения цен на свои услуги. Это один из тех моментов, почему Гройсман так сильно борется с газовым монополистом. Он вошел в жесточайший клинч и с коалицией, и с «Нафтогазом», потому что, если сейчас поднимать стоимость газа до его коммерческой стоимости, то все это может вылится в серьезные массовые протесты. Цены в 8-9 тысяч гривен за тысячу кубометров, которую платят промышленные потребители, это куда большая сумма по сравнению с ценой 6900 грн, которая долгое время держится для населения. Если цена газа для населения вырастит до уровня 8-9 тысяч, то не исключено, что терпение у народа лопнет, поэтому власть до сих пор не определилась с вопросом повышения цен на газ для населения», — заявил экономист Андрей Блинов.

 

Эксперт: Порошенко показал, что война для него в приоритете

Введением в действие концепции реформирования системы управления государством в условиях чрезвычайного положения и в особый период президент как бы напомнил украинцам: надейтесь на лучшее, но готовьтесь к разному, говорит политический аналитик Борис Беспалый.

Петр Порошенко. Архивное фото

Президент Петр Порошенко подписал указ, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 сентября о Концепции реформирования и дальнейшего развития системы управления государством в условиях чрезвычайного положения и в особый период. Контроль над выполнением этого решения возложен секретаря СНБО Александра Турчинова.

Кабинету Министров поручено обеспечить реализацию Концепции. По этому поводу правительство ежегодно отчитываться до 1 февраля.

При этом суть концепции не раскрывается, а часть решения, имеет гриф «Для служебного пользования».

Что изменится в сфере безопасности, в эфире радиостанции Голос столицы прокомментировал политический аналитик Борис Беспалый.

(текст публикуется на языке оригинала)

Прес-служба президента не оприлюднює зміст Концепції. Вочевидь йдеться про новий порядок управління державою? Що це може бути?

— По-перше, сьогодні оприлюднений, введений в дію указ, підписаний 25 вересня. Перше, що затвердили? Затвердили не якийсь документ прямої дії, який на нас буде впливати, мобілізація, когось призвати чи щось інше, а затвердили концепцію глобального реформування системи управління державою, хоча це, до речі, термін не конституційний, але, бог з ним, в умовах надзвичайного стану і в особливий період. От затвердили концепцію, тобто документ теоретичний такий, але тут ось що привертає увагу?

Ми знаємо, що таке надзвичайний стан. Це закон про надзвичайний стан, це може бути більш суворий режим. Зрештою, стан, в якому ми живемо кілька років, звичайним не назвати. Тут дуже хвилювало людей, що таке особливий період, в Конституції цього терміну немає, але він є в законі про оборону України і в законі про мобілізаційну підготовку і мобілізацію.

Особливий період — це евфемізм, який означає війну від мобілізаційного періоду, який військові теоретики вважають теж уже першою фазою війни аж до відбудовного періоду після закінчення воєнних дій. Тобто уряду доручено розробити концепцію, як управляти країною в умовах надзвичайного стану або стану війни.

Особливий період включає не тільки стан війни, а й ще воєнний стан. Введення всіх цих станів — це вводить ВР за поданням президента. От, в принципі, такий психологічний шок. В практичному сенсі я не думаю, чи тут є щось нове, тому що я б дуже здивувався, якби в українській владі, військових структурах, Генштабах цих документів не було. Нове тут тільки те, що президент поставив питання перед суспільством.

Зрештою, він міг не оприлюднювати цей указ, воно могло і далі йти своїм ходом. Просто нас психологічно попередили, що сподівайтесь на краще, але готуйтесь до різного. В цьому є певна новизна. І те, що це оприлюднено саме зараз, коли на рівні Генасамблеї розглядається українське питання, коли є загострення події на Донбасі, я думаю, це психологічний момент, тобто це документ швидше, я б сказав, психологічного характеру і друзям, і недругам України, і нам самим.

Чому не раніше? Чому саме зараз?

— Таке питання виникло завжди б. Насправді я думаю, що всі ці речі робляться постійно і, звичайно, не можна повірити, щоб два роки тому не було планових воєнних дій у тих, у кого мають ці плани розроблятись. Тому виникає питання не чому такі доручення дані реформувати систему. Вона постійно реформується.

Питання виникає, чому саме зараз президент це оприлюднив, тобто це показує вектор його пріоритетів, чому він зараз показав, що вектор його пріоритету готуватись і до такого розвитку подій.

Я думаю, що це така мобілізація суспільства, щоб не розслаблялись. Зрештою, чотири роки в країні війна і якось вона, можливо, стала звичкою і для багатьох з нас це стало шоком і новиною, що ми живемо фактично в воєнних умовах. Тому, я думаю, такий мобілізуючий момент і, я думаю, загострення міжнародної ситуації.

Я думаю, безпосередніх якихось прямих дії звідси не випливає. Це концептуальні рішення, які могли, я ще раз повторюю, вирішуватись і далі в закритому режимі. До речі, чому не оприлюднювалось. Хто ж оприлюднює військові плани? Це тільки шпигун може вимагати їх оприлюднення, собі роботу полегшити. А друге — це все-таки свідчить про те, що дипломатична ситуація в напруженні, рішень не видно позитивних і напруга наростає, я б сказав.

Чи можна це пов’язати із підготовкою закону про реінтеграцію Донбасу?

— Можна пов’язати в якому сенсі? Ми там текст теж не бачили. Я думаю, тут можна просто сказати, що в пріоритетах президента проблеми окупованих територій, проблеми війни, ще можна прив’язати питання з вибухами в Калинівці черговими. Просто ці питання стають для президента високопріоритетними.

Можливо, це пов’язано як із загостренням ситуації, так і з тим, що вона заходить в глухий кут, так і з тим, що зараз є Україна членом Ради безпеки ООН і цей момент треба використовувати. Бо ми не є постійним членом, а річним членом, на відміну від наших ворогів і деяких друзів. Тому, я думаю, що це стало більш пріоритетним.

Що вважати негативом? Це як горобчик: відкрив очі, є кішечка, заплющив очі, немає кішечки. Ми будемо жити із заплющеними очима.

Надзвичайний стан, особливий період, воєнний стан — в чому різниця в системі управління державою?

— Це дуже хороший термін. Президент у нас юрист-міжнародник, але в даному указі він вжив неконституційний термін. Система управління державою такого поняття в Україні немає. Є система органів виконавчої влади, є система судоустрою, система правосуддя, система адмінтерустрою. Є систематичне невиконання обов’язків у Конституції, а системи управління державою немає.

У нас є поняття конституційний лад — це та система, яка є і нами управляє. Його міняти ніхто не може ні в який спосіб, а особливості управління передбачаються спеціальним законом. Є закон про надзвичайний стан і там виписані всі особливості, коли введений надзвичайний стан. Є закон про воєнний стан, про надзвичайну екологічну ситуацію.

Тому в рамках концепції, я думаю, Кабмін буде готувати пропозиції змін до всіх законів. Тут, звичайно, закону немає і бути не може, тому що особливий період фактично включає дві ситуації — це воєнний стан, який регулюється чинним законом і це така менш загрозлива ситуація — комендантський час і таке інше, і стан війни, який також треба передбачати. От на цей випадок мають бути також підготовлені всі документи і, я думаю, поворот в цей бік, звичайно, насторожує і лякає до певної міри психологічно.

Тому я ці моменти хотів би підкреслити, що указ охоплює три ситуації — надзвичайний і воєнний стан, які передбачені Конституцією, регулюються законами, є у відкритому доступі і туди будуть зміни, і особливий період, який визначає фактично стан війни і який регулюються актами, які у нас не оприлюднені тощо.

Що буде змінюватись, переглядатись в цих документах? Щось буде у відкритому доступі змінюватись в законі, а щось піде по закритих каналах.

Ранее политолог Руслан Бортник в эфире радиостанции Голос столицы отметил, что на сегодняшний день отсутствует перспектива решения конфликта на Востоке, и для геополитических игроков Украина отошла на второй план.

 

Источники: РИА Новости, RT

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти без регистрации: