Армия

Метнуть нож на поражение: какие существуют техники метания холодного оружия

Метание ножей, саперных лопаток остается неотъемлемой частью подготовки спецподразделений и элементом военной культуры. А в последнее время к ним добавился и сюрикен.

Метательный норматив Высокоточное оружие, поражающее противника за сотни и даже тысячи километров, дроны-диверсанты, блокирующие электронику систем обеспечения противника кибератаки. На фоне цифровых технологий даже современное огнестрельное оружие кажется какой-то аналоговой архаикой. А обучение военнослужащих метать нож или МПЛ (малая пехотная лопатка, в просторечии — саперная) выглядит полным бредом.

Кому это сегодня нужно? Ну вот, например, президенту Туркмении: в августе 2017 в ходе проверки боеготовности вооруженных сил страны Гурбангулы Бердымухамедов продемонстрировал своим генералам личное владение оружием, в том числе выполнил упражнение по метанию в мишень штык-ножа. Армия России, естественно, превосходит по технологиям туркменскую, но и в ней норматив по метанию ножей по сей день присутствует в курсе учебных стрельб ВДВ и войск специального назначения.

Метание ножа и МПЛ входит в многоборье и на чемпионате России среди разведподразделений, и на Международных армейских играх. Инструктор клуба безоборотного метания NoSpin, абсолютный чемпион мира по метанию ножей по версии Unifight Артем Дмитриев готовил к этим соревнованиям бойцов разведбатальона Таманской дивизии.

— Норматив многоборья: воткнуть нож в грудную фигуру с 6 м, МПЛ — на произвольном расстоянии от 2 до 6 м, — рассказывает Дмитриев. Зачем все это нужно? В художественном кино, незаметно подкравшись, броском ножа бесшумно снимают часовых или убивают иного противника. Но это все фильмы о временах минувших: зачем метать нож, когда сегодня имеется богатый выбор бесшумного огнестрельного оружия. Да и истории из кинофильмов обычно явный вымысел. В документальной военной литературе вы не найдете воспоминаний о подобных приемах.

Вряд ли кто-то будет планировать спецоперацию, подразумевающую гарантированное попадание ножом с 10 м в грудь, не говоря уже о горле. Единственно известная, но тоже больше похожая на миф, история про американского индейца Джорджа Э. Вона, который во время Второй мировой войны убил немецкого часового броском метательного ножа с расстояния аж 25 м. Согласно легенде он использовал тяжелый метательный нож длиной 400 мм. И метнул его не прямо, а навесом — по дуге. Если этот цирковой трюк действительно имел место в боевых условиях, то его можно отнести к огромному везению. Ведь даже и с 10 м точно попасть в горло или пробить бушлат, а за ним поразить жизненно важный орган гарантированно невозможно. Поэтому метание ножей для снятия часовых в отличие от кино в реальной войне не применяется. Оно служит для других задач.

Из кино в реальность

По Сети гуляет история, якобы случившаяся в России в прошлом году. Отец прямо в зале суда убил получившего условный срок насильника своей дочери: за пару секунд метнул в преступника три самодельных метательных ножа, попав в горло и сердце. Мститель готовился: «После недели интенсивных тренировок он легко попадал в тыкву с двадцати метров со скоростью один нож в секунду». Эту новую, непонятно кем выдуманную историю можно поставить в один ряд с фильмами про Чингачгука, про дуэль «нож против пистолета» из «Великолепной семерки» и т. д.

Однако именно благодаря этим фильмам миллионы мальчишек по всему миру хоть раз в жизни пытались метать нож в дерево и забор. Сам автор этой статьи с третьего класса и до окончания школы таскал в кармане складной нож. И при первой возможности тренировал перед деревом тот самый бросок из «Великолепной семерки». А потом стало как-то неловко. Помню, как проходящий мимо сантехник в спецовке с тросом в руках не отказал себе в удовольствии презрительно бросить: «Парень, ты что, маленький, — ножик в дерево втыкать?».

Мальчишки выросли, женились, отрастили бороды, полысели, но остались в душе теми же мальчишками. И снова занялись метанием ножей, но только уже не в дерево: за последние десять лет в России открыто множество метательных клубов-тиров, а само метание превратилось в набирающий популярность вид спорта. Существует два основных направления метания: оборотное и безоборотное. Классический бросок из кино, когда нож метается хватом за клинок, а в полете поворачивается, называется пол-оборота. Соответственно, при броске хватом за рукоять нож должен совершить один, а если мишень далеко, то и несколько полных оборотов. Такая техника называется многооборотной.

Среднестатистический метательный нож делает полный оборот на первых 3 м, а потом еще по обороту каждые 2 м. Зная точно расстояние до мишени, можно рассчитать число оборотов и выбор хвата: допустим, на 6 м нужно взять нож за клинок — совершит 2,5 оборота. Плюс оборотной техники: высокая точность попадания. Минус же очевиден: если дистанция до мишени не размечена полосками с цифрами, то воткнуть нож крайне сложно. Именно поэтому многооборотное метание называют не только спортивным, но и цирковым: эффектные «смертельные номера» с втыканием ножей в сантиметре от партнерши — выверенный, просчитанный трюк. Предложи цирковому метателю метнуть чужим ножом в дерево с неизвестного расстояния — вряд ли у него получится, как на сцене.

 

Стиль отставного летчика

А возможно ли метать, не зная и даже мысленно не рассчитывая расстояние? Ведь, например, в боевых условиях, когда нужна мгновенная реакция, на это просто не будет времени. Вот взял нож за рукоять, метнул клинком вперед, а он так и пролетел всю дорогу без оборота? Сегодня такое тоже возможно. И не каким-то специальным сбалансированным ножом или ножом «с ртутью внутри», а любым. Да и не только нож: без оборота метнуть можно напильник, ножницы, пилу и т. д. Главным популяризатором безоборотного метания в России считается Юрий Федин (умер в 2015 году).

— В 2009 году бывший военный летчик майор Юрий Федин представил инерционно-волновую технику метания ножей: СКАНФ (Сложно- координационное авторское направление Федина). Если при классическом броске разгон предмета осуществляется за счет простого напряжения мышц, то в СКАНФе человек уподобляется закрученной пружине. Что позволяет сообщить ножу короткий мощный импульс, — рассказывает ученик Федина, сооснователь клуба безоборотного метания NoSpin Михаил Беляев.

Эту технику еще иногда называют инерционно-волновой: одновременно включенные движения ног и тела как будто создают волну. СКАНФ легло в основу безоборотного метания. На практике выглядит весьма впечатляюще. Беляев берет за рукоять тяжелый длинный нож, встает на расстоянии 10 — 12 метров от стенда. Легкое неуловимое движение тела — и нож, просвистев, глубоко входит в стенд из торцевых брусков. Это самый мощный бросок ножа из всех, которые лично я когда-либо видел.

— Когда однажды экспериментировали, пробивали с 10 метров жестяные шкафчики, — рассказывает Беляев. О практическом (читай — боевом) применении метательного ножа инструкторы клубов метания рассуждать не любят. — Это не имеет никакого отношения к боевому искусству. Просто спорт, развлечение, а предмет в наших руках — напоминающий нож спортивный снаряд. Да и зачем вам практическое применение – вы что, собираетесь людей убивать? — типичная фраза, которую я слышал от инструкторов.

Но тогда почему и их ученики, и они сами заинтересовались именно метанием ножа, а не, например, гольфом, где тоже можно совершенствоваться в силе и меткости? Да потому, что это все-таки изначально именно боевое искусство, заниматься которым тянет мальчиков всех возрастов. Равно как и практической стрельбой: ведь и чемпионы по этому вполне официальному виду спорта тоже никого убивать не собираются. И если многооборотное метание действительно во многом чисто спортивное, то безоборотное часто называют практическим.

Метнуть все

По словам дочери ставшего уже легендарным мастера, инструктора СКАНФа Ольги Фединой, Юрий Федин обучал метанию ножей российских военных, служивших в горячих точках. — Некоторые признавались, что приобретенные навыки им потом пригодились, — комментирует Федина. Безоборотный стиль удобен не только тем, что можно, не задумываясь, выхватить нож за рукоять и тут же метнуть на любое расстояние. При дистанции меньше 3 м метнуть иным способом иногда просто не получится: нож не успеет перевернуться.

А такие ситуации весьма типичны: например, когда противник вооружен длинной палкой и дотянуться до него не хватает буквально полметра. То же касается и МПЛ: метать ее без оборота на своих семинарах учит инструктор собственной школы универсального метания ножей четырехкратный чемпион мира по версии Unifight Дмитрий Мельников. Тренирует он сегодня не только спортсменов, но и военнослужащих. И отнюдь не для показательных выступлений: ведет факультативы для ВДВ и спецназа на базе военного училища. Кафедра вооружения и стрельбы Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища недавно зарегистрировала авторскую разработку Мельникова: «Метание металлической пластины как учебного средства нападения и защиты».

Этакий сюрикен в форме квадрата. — Нож, МПЛ есть у каждого бойца. И навыки их метания могут оказаться не лишними в боевой обстановке, — рассказывает Дмитрий Мельников. — И вовсе не для того, чтобы именно убить, — бросок ножа или любого тяжелого предмета в лицо однозначно остановит, задержит, отвлечет нападающего. А в этот момент можно успеть применить другое оружие или просто убежать. Обучение метанию ножа прививает принципиальный навык: в руке может оказаться что угодно — хоть иголка, которая тоже должна быть у солдата. Если существует хоть какая-то вероятность, что придется для спасения жизни применить метательное движение, то ему нужно обучать. Мельников берет в правую руку обычную штопальную иглу, а в левую тяжелый топор. И с четырех метров метает одновременно с двух рук, втыкая в деревянную мишень.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.