В Мире

Радоваться ли России, что Европа затыкает Польше рот

29 июля Европейская комиссия (ЕК) запустила беспрецедентную санкционную процедуру в отношении Польши. Санкции чреваты тем, что Варшава потеряет голос в Совете ЕС.

Поводом послужило недовольство Евросоюза польской судебной реформой. В частности, разным пенсионным возрастом в Польше для женщин-судей (60 лет) и мужчин-судей (65 лет). В этом ЕК усмотрела дискриминацию по половому признаку. Кроме того, в Евросоюзе недовольны планами Польши дать своему главе Минюста право продлевать мандат судей, достигших пенсионного возраста, а также отправлять в отставку и назначать председателей судов.

Известно, что и Россия может присоединиться к санкциям против Польши за снос наших памятников, а пока, выходит, нам только остается радоваться, что Польша будет наказана.

На самом деле, конфронтация между Польшей и ЕС возникла еще в октябре 2015 года — с приходом к власти в Варшаве правоконсервативной партии «Право и справедливость» — и теперь лишь предельно обострилась.

15 июля Сенат Польши принял без изменений подготовленные Минюстом поправки к закону о национальном совете юстиции (НСЮ), а также к закону о работе всеобщих судов. Предполагалось, что избирать членов НСЮ, упомянутого в конституции органа по защите независимого судопроизводства, будут депутаты Сейма, большинство в котором принадлежит правящей партии «Право и справедливость».

Эти документы поступили на подпись президенту Анджею Дуде, но тот решил не торопиться: 18 июля глава государства предложил дополнить закон о НСЮ новой нормой, требующей назначать кандидатов не простым большинством Сейма, а тремя пятыми депутатских голосов. При нынешнем раскладе в Сейме это теоретически не позволяет партии власти обрести полный контроль над судами.

Однако противников реформы эта поправка не успокоила. В тот же день у президентского дворца собрались тысячи оппозиционно настроенных варшавян, которые затем переместились к окруженному полицейскими кордонами зданию парламента. Они скандировали «позор» и кричали, что «демократия умерла».

Именно тогда первый замглавы Еврокомиссии Франс Тиммерманс заявил, что в рамках ст. 7 договора о Евросоюзе может быть запущена «процедура предотвращения нарушений европейского законодательства», которая может завершиться обращением в Суд ЕС, и привести к лишению Польши права голоса в этой структуре.

Глава Евросовета, экс-премьер Польши Дональд Туск предложил Анджею Дуде обсудить проблему в ходе личной встречи, заявив о необходимости «противодействия черному сценарию, финалом которого может стать маргинализация Польши в Европе». Но Дуда от встречи отказался.

Теперь, после запуска санкционной процедуры МИД Польши отреагировал — дал понять, что Варшава не будет корректировать курс. «Мы утверждаем, что роль председателей судов в судебной системе Польши носит преимущественно административный характер, в то время как их действия не оказывают влияние на правовой статус сторон. Все процессуальные гарантии и средства правовой защиты продолжают оставаться в силе», — говорится в сообщении министерства.

Де-факто это означает, что Варшава повышает ставки в споре с Брюсселем. Для Польши это может закончиться ограничением финансовых вливаний ЕС — а за последние семь лет Варшава получила субсидий и финансовой помощи на сумму, сопоставимую с годичным ВВП страны. В этом случае лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский и его соратники могут потерять и поддержку, и власть.

Как далеко может зайти конфликт Брюсселя и Варшавы, что он значит для России?

— ЕК запустила так называемую штрафную процедуру, в рамках которой требует от руководства Польши объяснений по поводу судебной реформы, — говорит экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Правда, на два судебных законопроекта президент Дуда наложил вето, указав на ряд нестыковок документов с текущим законодательством. Но третий законопроект — против которого выступала ЕК — Дуда одобрил и подписал.

Замечу, тяжба между Варшавой и Брюсселем возникла давно, когда президентом Польши стал Анджей Дуда — ставленник Ярослава Качиньского. Именно тогда польские власти взяли курс на разрушение независимости действующей судебной системы. Но сейчас, похоже, терпение Еврокомиссии лопнуло.

 — Чего конкретно добивается ЕК?

— Сейчас Польше предоставляется один месяц, в течение которого польские власти должны ответить на все замечания, поступившие из Брюсселя. МИД Польши уже фактически заявил, что нарушений не видит, и что предмет разбирательства относится исключительно к компетенции Варшавы.

Но Брюсселю этой отписки, на мой взгляд, будет недостаточно. Очевидно, если серьезных аргументов в ответах поляков ЕК не обнаружит, начнется второй этап санкций. И дело действительно может дойти до лишения Польши права голоса в Совете ЕС.

В этом случае Польша превратится в особое государство ЕС, которому будут предъявлять претензии по части демократических стандартов, и которое не сможет принимать участия в решении различных проблем.

— Можно ли считать эту ситуацию одной из форм кризиса Евросоюза?

— Это, конечно, кризис. Но не ЕС, а праворадикальных националистических сил, которые в Восточной Европе получили перевес над правыми центристами и либералами. Напомню, что схожую с поляками позицию занимает и премьер Венгрии Виктор Орбан. Так, Венгрия судится с ЕС по квотам на прием беженцев, и приняла закон о некоммерческих образовательных учреждениях.

Но в Польше ситуация усугубляется еще и личным конфликтом между Качиньским и Туском. Неслучайно, когда поляк Дональд Туск переизбирался на пост председателя Евросовета, только Варшава не поддержала его кандидатуру.

На мой взгляд, Качиньский опасается, что, когда Туск освободится от работы в Брюсселе, он вернется в Варшаву, вновь присоединится к «Гражданской платформе», и тем самым значительно усилит оппозицию. Все же Туск — очень мощная европейская фигура. Он зарекомендовал себя взвешенным политиком, и получил доверие со стороны Германии, Франции и Италии.

 — Как далеко может зайти конфликт Брюсселя и Варшавы?

— Польша может подретушировать два судебных законопроекта, где-то пойти на уступки. Но устроит ли это ЕК — вопрос открытый. Все-таки для Брюсселя принципиально важно, чтобы судебная система страны-члена ЕС была полностью независимой. Если же, как предлагают поляки, министр юстиции получит право менять судей — о какой независимости может идти речь?!

Если Польша не отменит принципиальные положения законопроектов, думаю, ЕК будет и дальше гнуть свою линию.

— Выигрывает ли Россия от конфликта поляков с руководством ЕС?

— У нас с Польшей отношения исторически плохие. Поляки то принимают законопроект о демонтаже памятников советским солдатам, то демонстративно поддерживают президента Украины Петра Порошенко, то делают недружественные заявления в адрес Москвы.

При таком положении дел внутренние тяжбы поляков с Брюсселем какого-то заметного влияния на отношения по линии Варшава-Москва вряд ли окажут.

— Любой конфликт внутри ЕС на руку России, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Это позволяет Москве играть на противоречиях сторон. Кроме того, такого рода конфликты отвлекают европейцев от антироссийской активности — в частности, на украинском направлении.

На мой взгляд, нынешняя ситуация с Польшей — признак того, что в Европе назрели глубокие противоречия мировоззренческого плана. Консервативные, пусть и антироссийски настроенные силы в Европе вступили в схватку с нео-либертарианцами, которые ориентированы на подрыв традиционных ценностей: семьи, государства.

Нео-либертарианцы, понятно, стоят во главе ЕС, и на дух не переносят консерваторов, наиболее яркие из которых — поляки и венгры. Это конфликт стратегический, и это именно тот момент, на котором может сыграть Россия.

Источник

Фото Global Look Press

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.